Якутские впечатления епископа Ионы

В завершающем эту зиму, феральском номере журнала «Фома в Украине» глава Синодального молодежного отдела епископ Обуховский Иона делится впечатлениями о своей недавней поездке в Якутию. О мамонтах, вечной мерзлоте, открытых угольных карьерах - читайте от первого лица.

Целых семь дней — с 11 по 18 декабря 2013 года — делегация Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам молодежи провела в Республике Саха, известной в народе, как Якутия. По благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира и по приглашению епископа Якутского и Ленского Романа украинские миссионеры приняли участие в IX Республиканских Рождественских чтениях.

2

О рабочих, пастырских и личных впечатлениях первого в своей жизни посещения Крайнего Севера рассказал глава украинской делегации, председатель Синодального молодежного отдела УПЦ епископ Обуховский Иона (Черепанов).

***

— Владыка, Вы отказывались говорить о своем посещении Якутии, пока журналист не прочтет повесть Николая Лескова «На краю света». Да, писатель потрясающе передал неповторимую атмосферу Крайнего Севера… А какой Вы увидели Якутию?

— Я Николая Семеновича Лескова очень люблю, и, действительно, одно из самых моих любимых его произведений — замечательная повесть «На краю света» из цикла «Святочные рассказы». В свое время я очень впечатлился и ярким описанием деятельности миссионеров в этом отдаленном крае, и особенно выводами автора — о недопустимости формального подхода к проповедованию Христа, в данном случае — северным народам.

Мы знаем, что прототипом главного героя повести стал архиепископ Нил, бывший одно время правящим архиереем в Якутске. И попав сюда, я уже смог на себе прочувствовать те условия, в которых трудился и сам владыка, и миссионеры.

3

Сейчас Якутия носит явные следы той проповеди, которая звучала здесь 100 лет назад. Якуты в основном все крещеные, исповедуют православную веру. Конечно, есть некоторые стремления к возрождению языческих традиций, но это, скорее, больше любительство.

Земля Якутии — как четыре Франции, 1 / 5 всей территории Российской Федерации, самый большой административный округ и самая большая епархия, наверное, не только в РПЦ, но и в мире. В центре и на севере преобладает местное население, на юге — в основном славяне, приехавшиее осваивать пространства Сибири во времена комсомольских строек 1960–80 х годов.

4

Например, мы были в городе Нерюнгри. Он возник в глухой местности, где были обнаружены богатые залежи угля. Причем уголь можно добывать открытым способом — в отличие от опасного и сложного способа шахтодобычи, как у нас на Донбассе. И город был построен практически с нуля. Населяют его выходцы из Украины — Луганской, Донецкой областей, достаточно много людей с Волыни.

В советское время в Нерюнгри не было ни одного священника, ни одного храма — настоящая комсомольская стройка, город комсомольцев. Но как только в начале 1990 х появилась возможность, здесь сразу организовалась православная община. И даже не имея окормлявшего их священника, люди построили огромный храм — красивый, величественный, вместительный. Сейчас на приходе кипит активная христианская жизнь.

5

Для участия в Республиканских Рождественских чтениях мы прибыли в Якутию вместе с игуменом Валерианом (Головченко) — одним из моих заместителей по молодежному отделу, постоянным ведущим нашей Ионинской «молодежки». В рамках чтений мы встречались со студентами якутских вузов, педагогами, сотрудниками библиотек. Показали и оставили им в подарок печатные издания нашего Синодального молодежного отдела — журнал для молодежи «Отрок.ua», семейный журнал «Фамилия» и другую литературу.

Епископу Роману, правящему архиерею Якутской епархии, который нас пригласил и очень тепло принимал, приходится, я бы сказал, достаточно сложно. Трудно представить, насколько это огромная территория. В некоторые регионы можно добраться только зимой, когда замерзают реки и по льду можно проложить так называемый «зимник» — дорогу, по которой могут ездить машины.

6

При всём этом владыка Роман — настоящий добрый пастырь. Как сказано в Евангелии, овцы за ним идут, потому что знают голос его (Ин. 10: 4). И, действительно, его очень хорошо знают в Якутии — буквально все слои населения. Владыка открыт для всех, очень общителен. В свое время он был проректором Ставропольской духовной семинарии, и когда получил благословение совершать свое апостольское служение в Якутии, с ним в Якутск переехало много его учеников. Они составили в епархии такое вот «миссионерское ядро». Это горящие люди, стремящиеся поделиться радостью о Христе с теми, кто их окружает.

— Что Вам больше всего запомнилось из культурной программы пребывания в Якутии? Музей мамонта?..

— Мы посетили несколько музеев. Среди них — краеведческий, где узнали об истории Республики Якутия вообще. Саха — это название народа и самой республики. И кстати, якуты себя называют с ударением на последний слог: якутЫ.

7

Также были и в Музее мамонта. Дело в том, что большую часть Якутии занимают районы с вечной мерзлотой. Буквально на небольшой глубине начинается никогда не размерзающаяся земля. Все дома построены на сваях: строить на обычном фундаменте невозможно, потому что если дом ставится на землю, под ним тает мерзлота, и дом начинает «плыть». Поэтому в мерзлоту забивают сваи, и на них уже строятся дома — в том числе, высотки, огромные корпуса учебных заведений и административных зданий. Под домами всегда свободное пространство, гуляет ветер: вечная мерзлота не должна оттаивать.

В этой вечной мерзлоте очень хорошо сохранились останки древних животных, наиболее известными из которых являются мамонты. Ведется активная археологическая и исследовательская работа. Основные экспонаты находятся в Санкт-Петербурге, оттуда приезжают основные экспедиции, там созданы все условия для хранения. А в Музее мамонта в Якутске, где мы были, выставлены предметы, не требующие специальных условий хранения: шкура, кости и прочее.

8

Большой коренной зуб мамонта

Поражаюсь, насколько это были крупные и мощные животные. Интересно, что сейчас в Якутии активно работают корейцы, они пытаются найти неповрежденный костный мозг мамонта для возможности клонирования этого животного. Пока что, правда, поиски не увенчались успехом.

— А как Церковь отнеслась бы к клонированию мамонта?

— Так же, как и к клонированию любого живого существа. Прежде всего, с осторожностью. С точки зрения этики, это может способствовать попыткам клонировать человека, и неизвестно, с какой целью. Но мое мнение — если Господь вдохнет жизнь в клонированное существо, значит, такова Его воля, и не нам рассуждать, насколько это Богу угодно или неугодно.

— В заключение, владыка, скажите: как Вы думаете, если бы Николай Семенович Лесков в наши дни увидел Якутию, как бы он оценил результаты православной миссии в этом крае?

— Лесков был человек совестливый и ищущий, и, как человек критического мышления, думаю, он наверняка и сейчас нашел бы повод для своих критических замечаний…

Но все таки, не ошибается тот, кто ничего не делает. Любое делание сопряжено с какими то сложностями, но их наличие не означает, что нужно сложить руки и перестать трудиться в апостольском направлении.

9

Владыка Роман, его помощники, духовенство Якутской епархии и миряне действительно несут настоящее апостольское служение. Их вектор — это Христос и вечность. Они сами идут ко Христу и за собой ведут многих и многих людей.

Беседу вела Юлия Коминко

ИСТОЧНИК