Интервью с епископом Ионой (Черепановым) - продолжение

Владыка Иона, приходя в мир, рождаясь, каждый из нас учится чему-то. Если быть внимательным к себе и к другим, то можно овладеть такой способностью профессионально. Скажите, если бы ребенок, которым Вы были когда-то, спросил у Вас сегодня о самом лучшем, чему Вы научились в жизни, — что бы Вы ему рассказали? И что бы Вы открыли для себя взамен?

«Мои приобретения — это в первую очередь то, что я являюсь священнослужителем и имею возможность стоять по благодати Божией у Престола Божия. Потому что у человека свои — только грехи, все, что есть доброго в нем — это дары Божьей благодати. И вот по благодати Божией самым любимым делом в моей жизни является богослужение и самым главным местом, куда я стараюсь по мере сил стремиться — является Храм Божий. Мне очень близки слова псалмопевца Давида: «Господи, возлюби благолепие дома Твоего и место селения Славы Твоея». Самое главное приобретение для меня — это то, что Господь мне совершенно неожиданно и незаслуженно сподобил служить в Его доме».

Расскажите, пожалуйста, о своем детстве, каким оно было, что запомнилось? Что повлияло на Ваше становление?

«Нужно уточнить, становление в качестве кого. Если становление в качестве священнослужителя, то повлияла, в первую очередь, такая мистическая составляющая жизни человека как молитва его благочестивых предков. У меня милостью Божией были очень набожные высокодуховные предки. Я вспоминаю трех прабабушек, которые были настоящими ангелами Божиими, воцерковленными людьми, молитвенницами, очень смиренными и боголюбивыми. У меня в роду есть один новомученик, это брат одной из моих прабабушек, который в 30-ых годах прошлого века пострадал, он был иеромонахом. Я думаю, что их молитвы меня от многого уберегли и ко многим, очень нужным вещам привели. Нельзя сказать, что какое-то определенное событие повлияло на определенный поворот жизни, ведь фундамент укладывается не из каких-то одинаковых кирпичиков, а из целой мозаики, причем мозаики самых разных цветов, оттенков и размеров. И вот Господь таким образом эту мозаику состыковал, что я пришел в Храм и являюсь тем, кем я являюсь.

Допустим, если взять какую-то внешнюю сторону, я детство проводил у бабушек в Северной деревне, в Архангельской области. Нужно знать, что представляет собой Северная деревня — это место, где никогда не было крепостного права, это место, куда не доходила ни одна из войн, совершенно заповедное и нетронутое.

И вот среди этих густых лесов — стояла деревня, состоящая из домов еще дореволюционной постройки, зачастую даже — огромных двухэтажных домов, проходили мои летние месяцы. Многие дома были опустевшими, мы знаем, что русская деревня очень сильно пострадала в советский период. Мужское население было выбито во время войн, оставшиеся были споены государством, в деревнях остались практически одни старухи... Естественно, чем заняться мальчику 9-10 лет, который несколько месяцев находится в такой деревне среди множества пустых красивых домов? Я лазил по чердакам и по различным закуткам. Каждый знает, что такое деревенский чердак. Это место, где годами скапливалось всякое имущество, которое и выбросить жалко, но и пользоваться им уже нельзя. И вот в этих экспедициях и «раскопках» находилось очень много интересных вещей, относящихся к дореволюционному периоду жизни русской деревни, например, старинные ассигнации императорского времени или деньги первых годов советской власти, керенки — вещи того времени, которое безвозвратно ушло от нас.»

Керенки — народное название денежных купюр, номинированных в золотых российских рублях, но не имевших реального золотого обеспечения. Выпускались Временным правительством России и Госбанком РСФСР в 1917-1919 годах на одних и тех же клише до появления совзнаков. Название «керенки» стало нарицательным для презрительного обозначения обесценившихся, никому не нужных денежных знаков

— Википедия — прим. автора.

«Я находил замечательные самодельные гармошки, которые были очень компактные и сделаны с большой любовью. Кроме клавиш они имели еще и специальные колокольчики, в которые гармонист мог при игре в нужных местах позванивать себе, я находил конскую сбрую и многое другое. И все это сформировало во мне любовь к старине, любовь к древности, любовь к изделиям того времени, когда они не были поточными, когда их делали люди для людей. Вот это качество — любовь к старине в меня как-то вросло и впечатлило мою детскую неокрепшую душу. И во многом это послужило тому, что сейчас я для Храма стараюсь находить какие-то старинные предметы утвари, старинные Евангелия, лампады, потиры и другие старинные вещи ушедшего императорского периода, которые были сделаны с настоящим русским качеством.»

Почему Вы избрали путь монашества? Что могло произойти с мальчиком в 17 лет, чтобы он решил твердо оставить мир ради Христа?

«Вы знаете, у меня не было каких-то поисков и терзаний на жизненном пути. Опять же, я приписываю это исключительно молитвам моих благочестивых предков и благодати Божией. Многие молодые люди приходят в православие и в монастырь через различные восточные культы, через какие-то оккультные науки, через пребывание в иных конфессиях. У меня как-то вот всегда было четкое понимание, что я православный. Еще в советский период я был еще совершенно нецерковным человеком, я мог только перекреститься и сказать: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» и перед экзаменом поставить свечку во Владимирском соборе. Но у меня всегда было четкое понимание, что я православный и никто иной.

Когда я в первый раз попал на службу в православный храм, мне было как раз 17 лет, и это была Крестовоздвиженская церковь на Подоле, то я четко понял, что монастырь — это то место, где я должен пребывать. Определенный «паззл» в моей жизни четко защелкнулся и встал на свое место. Через какое-то время, когда я попал в Киево-Печерскую Лавру (в Лавру меня пригласил потрудиться один из моих знакомых), после работы нас пригласили на братскую трапезу. Меня очень поразило то, как проходит монашеская трапеза. Меня впечатлило, как братья все вместе перед трапезой поют молитву, потом во время трапезы читаются «Жития святых», потом как после трапезы все молятся. Казалось бы, ну что такое монашеская трапеза? Это не монашеский постриг, который может впечатлить и поразить человека, это не великолепное монастырское богослужение с его византийской красотой. Это была просто обычная трапеза, однако она как-то меня поразила, я понял, что это мое, и мне в жизни больше ничего не нужно. Понятно, что это был какой-то внешний толчок. Для чего человек идет в монастырь и хочет стать монахом? Чтобы спасти душу и исполнить слова Христа: «Оставь все и следуй за мной». И вот головой все это понималось, но на душевном, эмоциональном уровне этот момент — братская трапеза послужил толчком к тому, что я избрал этот путь для себя.»

О чем Вы мечтали в 17 лет? И о чем Вы мечтаете сейчас?

«Здесь нужно различать мечтания греховные, которые, в основном, у каждого человека — тщеславные или близкие к тщеславным, и мечты какие-то праведные, правильные стремления. Понятно, что в 17 лет, как поется в церковном песнопении: «От юности моея мнози борют мя страсти». И все мечтания являются той или иной трансформацией в голове человека. А если говорить о правильных стремлениях, то здесь я всегда боюсь загадывать наперед и говорить: «Будет так-то или так-то». Безумный человек говорит, что мы поплывем туда-то и займемся куплей-продажей там-то, однако, в одну ночь Господь может исхитить душу... Поэтому могут быть только планы и задачи, которые нужно выполнять, однако не нужно мечтать и думать о том, как это будет.»

Вот и я решила по той же причине взять у Вас интервью сейчас, пользуясь моментом, вдруг такой возможности больше не представится ... Следующий вопрос — о любви ... Для христианина главное — стяжать любовь, наполниться любовью. Как рождается в сердце Любовь, та Любовь, которая «не завидует и не ищет своего»?

«Вы знаете, любовь — это высшая из добродетелей христианина. Есть книга, называется «Лествица», автор ее — Иоанн, игумен Синайской горы, преподобный Иоанн Лествичник. Синайская обитель известна тем, что в ней находятся мощи Св. Екатерины и Неопалимая купина, в которой Господь явился Моисею и дал заповеди для народа Израилева. Так вот «Лествица» — это духовное наставление для иноков, хотя эта книга подходит и для любого человека, потому что как сказал святитель Иоанн Златоуст «Монахи отличаются от мирян только отсутствием жен». Ведь Евангелие для всех одинаково, и духовная борьба происходит одинаково у каждого человека. И вот в этой книге восхождение в Царствие Божие представлено в виде 30-ти символических ступеней: 30 добродетелей, которые нужно стяжать и 30 страстей, которые нужно победить. И вот последней ступенью добродетелей является Любовь.

Для того, чтобы стяжать Любовь — настоящую, евангельскую, не гуманизм, который нам сейчас преподносится как эрзац или замена любви, а именно — настоящую христианскую Любовь, которая «не завидует, не ищет своего, всему верит, все терпит» по слову апостола Павла, действительно, нужно прожить целую жизнь настоящего христианина, нужно шаг за шагом к ней приближаться. Потому что вряд ли кто-то может сказать из христиан о себе, что он стяжал Любовь, потому что это — результат особого действия Благодати Божией, результат стараний и трудов человека зачастую на протяжении всей жизни. К сожалению, в нашей сегодняшней жизни происходит подмена любви. Вот если, к примеру, человек добренький — кажется, что он имеет уже любовь, что он стяжал эту любовь. Но все-таки это не Любовь, это — гуманизм. Зачастую это такая тактика «ты мне — я тебе». Конечно, это нельзя назвать Любовью.»

Скажите, случайности не случайны в жизни?

«Естественно. Каждый человек может назвать множество случаев в своей жизни, которые необъяснимы с практической, земной точки зрения, однако, повлиявшие на всю его жизнь. Конечно, случайности — не случайны. Главное, увидеть в этом действие Промысла Божия.

Как раз, следующий вопрос: как определить Промысел Божий или Божью волю в каком-то событии, в своей жизни?

«Сначала нужно научиться жить по Евангелию, по-христиански, стремиться к стяжанию добродетелей — это то, чего хочет от нас Бог. В житейской практической жизни нужно всегда думать, как бы отнесся твой небесный покровитель, Господь к твоему поступку. Нужно всегда мерить себя и свои поступки по самой высшей мерке — Евангелию. Тогда человек будет застрахован от каких-то неправильных вещей. Даже если он поступит неправильно, то он, во всяком случае, это зафиксирует и заметит, поймет, что он в данном случае переступил через свою совесть, поступил не по-Божьему, не по-евангельски. Помните, как написано в «Псалтири»: «Беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну». Церковнославянское выну означает всегда.

Как на фронте, для того, чтобы поразить врага, нужно сначала увидеть его через прорезь прицела и тогда только будет возможность его поразить. Так же и в духовной жизни — грех возможно победить только тогда, когда мы его видим в себе. Мы его зафиксировали и видим, что это наш недостаток, что здесь мы оступились, здесь мы ошиблись — только тогда мы сможем его победить с помощью Божией.»

Что есть счастье или соучастие?

«Счастье — это когда совесть чиста, когда ничто не тяготит и ничто не гложет. Ты видишь, что у тебя есть сбои и неправильности и пытаешься с ними бороться, стремишься жить по-Божьему. Счастье — состояние, когда совесть не грызет.

Как любить Бога?

«Для начала нужно научиться любить ближнего, как написано в Евангелии. Как мы можем любить Бога, которого не видим, если мы не любим ближнего, которого видим? Нужно к ближнему относиться так, как Бог относится к нам.»

Владыка, что Вам интересно в жизни делать, чем заниматься, помимо основного занятия — монашеского делания? Вы — главный редактор православного журнала для молодежи «ОТРОК. UA», значит — это журналистика и публицистика? А что еще?

«Да, я главный редактор, однако, не совсем журналист и не совсем публицист. Я больше — некий менеджер, организатор и контролер. К журналистской работе я имею достаточно опосредованное отношение. Была задача — организовать журнал, чтобы он выходил и чтобы были средства на его издание, организовать его распространение, контролировать «православность» авторских текстов, которые поступают в журнал. Журнал делает коллектив, а я осуществляю руководство этим процессом.

А что касается того, что мне действительно интересно, так это (я уже в каком-то интервью говорил об этом) — ризничий. В душе я остаюсь ризничим. Одно время, до того, как я стал наместником Свято-Троицкого Ионинского монастыря, у меня было послушание ризничего, то есть я занимался всем, касающимся внутреннего убранства Храма. Мне действительно интересно все, что касается храмового богослужения.»

Скажите, испытывает ли монах одиночество, если да, то как он его преодолевает?

«Собственно, слово монах происходит от греческого monachos, monos, что в переводе означает один. Монах должен быть наедине с Богом, один на один предстоять Богу. Первое монашество действительно было отшельническим, когда человек полностью удалялся от мира. Но вообще история показала, что наиболее жизнеспособными и преуспевающими в духовном отношении были монастыри общежительные. Когда братья по слову царя Давида живут «вкупе», то есть вместе. «Се, что добро или что красно, но еже жити братии вкупе» — Пс. 132, 1. Действительно, человек по слову апостола Павла, который говорил «друг друга тяготы носите и тако исполните Закон Христов», может спастись, перенося немощи своих собратьев. Это и есть настоящая духовная семья. А тем более в городском монастыре — какое может быть одиночество?»

Но ведь именно «на людях» человек чаще всего бывает одинок ... Или Вы не испытываете такого состояния?

«Вы знаете, милостью Божией — нет. Но тут нужно понимать, для чего человек живет и к чему он стремится. Как-то в беседе с игуменом монастыря Дохиар отцом Григорием ему был задан вопрос: «Как понять, к чему человек больше склонен — к монастырю или к семейной жизни?» Он сказал, что это очень легко определить. Если человек склонен ходить в гости, на свадьбы, с радостью общается с родными и детьми — понятно, что это человек не монашеский, его место — в семье и его подвиг в жизни связан с женой и с воспитанием детей. Но если это человека не интересует, если он больше склонен почитать книги, если он больше любит богослужения, если человек интересуется чем-то религиозным, то понятно, что у него есть предпосылки к монашеству. Поэтому у монашествующего нет желания пускать кого-то в свою душу, кроме духовника, конечно.»

  • Episkop-Iona-3
  • Episkop_Iona-1
  • Episkop_Iona_2

заключительная часть интервью следует... 

Автор: Елена Гулая. Фотографии: Александр Солонский