Америка — страна возможностей, здесь всему есть альтернатива (продолжение)

В один из четвергов в Ионинском монастыре можно было увидеть человека с проектором и цветными слайдами. Он увлекательно рассказывал об истории христианства и задавал непривычный для православных вопрос — есть ли Бог?

В американских светских школах каким-то образом происходит религиозное образование?

Само слово «светский» на самом деле понимается немного не так, как стало пониматься у нас. В силу советской части нашей истории слово «светский» стало восприниматься как «антирелигиозный». Хотя буквально и исконно это слово означает «не дающий преимущества ни одной из конфессий». Светский — значит одинаково уважительно относящийся ко всем конфессиям, не берущий на себя право судить о том, какая из них более правильная. В этом смысле американцы очень ценят ту свободу личного выбора, которая нам предлагается.
В самой школе это устроено так: официально светскость выражается в том, что ни одной конфессии в государственной школе не отдается преимущество. С другой стороны, в государственных школах сохраняется сакральность урока в классе. На уроке учитель может делать практически всё что угодно — это его личное право, и он за это отвечает. Если во время урока открывается дверь — это нарушение личного учительского права на сакральность урока. Не может открываться эта дверь. Не должна. Никакой директор не может нарушить этот закон и традицию. Поэтому учитель-христианин на своих уроках преподаёт материал так, как его даёт учитель-христианин. И если он не давит ни на чьи мозоли, а уважительно представляет свою точку зрения наряду с другими, просто подчёркивая её, это приводит к тому, что религиозное образование в светской школе происходит и очень разнообразно, многоконфессионально, многотрадиционно, хоть и не существуют никаких программ, методик и инспекционных оценок.

1Самой жёсткой правовой нормой документа в США является рекомендация федерального департамента США по поводу религиозного образования, и это самый строгий документ, выпущенный в Америке. В нём 5-7 пунктов, чего делать нельзя, длинный список, что делать можно, и один общедирективный пункт в конце, говорящий, что ни одна деноминация не должна быть обижена. Это касается государственных школ.
Государству делегированы очень ограниченные функции, и даже они находятся под постоянным контролем частных лиц через различные аппараты. В частности, в области образования это выражается в том, что государственному образованию существуют альтернативы. В этом году 12% школьников Америки учатся в негосударственных учебных заведениях. И этот процент альтернативного государственному обучения каждый год растёт; тем самым американцы выражают своё недовольство состоянием дел в государственных школах — забирают детей из школ. Они как бы говорят: учите их как мы хотим, иначе вы не получите наши деньги.
Америка — страна возможностей, всегда всему есть альтернатива. Американцы принципиально не выбирают из одного. И здесь альтернатива — частные школы, причём они не обязательно должны быть дорогие, чартерные — школы, созданные частными лицами за государственный счёт, и домашнее обучение. Примерно 5% американцев не ходят в школу вообще.

Такое образование тоже приравнивается к государственному?

Абсолютно. Экзамены учащийся сдаёт в школе, но учится он дома, когда хочет, когда родителям удобно и как им хочется. Родителям не обязательно быть учителями, для них уже всё сделано: есть все необходимые учебники и методички. Сейчас стала возникать ещё одна новая форма школы — кооперативная. То есть если в одном районе оказывается несколько учащихся дома, то чтоб родителям всю программу не проходить самостоятельно, они делят обязанности: в одной семье они учат географию, например, и биологию, в другой семье — физику и химию, а здесь — физкультурой занимаются. При этом они имеют полное право пользоваться школьным оборудованием. Это, конечно, гораздо дешевле, и дети растут более здоровыми — они насморки не хватают каждую неделю. Также есть гораздо большая мера ответственности, потому что мама с папой лично следят, чтоб ребёнок всё сделал. Словом, есть альтернатива, и во всех этих школах религиозное образование стоит на гораздо более высоком уровне. И еще есть религиозные школы отдельно при церкви: лютеранские, католические…

Сложно ли там быть православным человеком и следовать православным принципам? Нет случаев, что дети показывают пальцами, если ты относишься к малочисленной конфессии?

Нет! Американцы относятся очень уважительно к другим культурам, деноминациям и традициям, так как это 2страна эмигрантов. Там все если не в первом, то во втором поколении эмигранты. Если, например, какой-то мальчик может указать моей дочке неуважительно, что она русская, она посмотрит и увидит, что он во втором поколении эфиоп или ещё кто-то, и он отлично это знает, и поэтому так не делает. Все отлично осознают себя частью этого очень многоликого и мозаичного пространства. Уроды, конечно, есть везде, и они проникают в информационное пространство, про них фильмы снимают, и иногда создаётся впечатление, что из таких уродов состоит Америка. Не надо! Америка очень многообразна и представлена не всегда верно.

А если посмотреть с той стороны, что в Православной Церкви определенные моменты недопустимы, а в западном обществе это в порядке вещей, то как, тяжело тогда соблюдать все эти правила?

Труднее в том смысле, что ты не выражаешь мнение большинства и твоё мнение не поддерживается официальным государственным законодательством. В этом смысле тяжелее, и в этом смысле, наверное, легче, потому что ты осознаёшь, что могло бы быть наоборот, что государство поддерживает не твою точку зрения. Поэтому вся ответственность за поддержание моральных норм возвращается туда, где она должна быть — на личность человека. Это не мы, а — я. Я придерживаюсь традиций Православной Церкви. Не мы, православные, верим, а я верю. И там, где я стою, — это мера моей ответственности.

Не сложно ли это детям объяснить? Что это их ответственность и они должны так поступать, несмотря на то, что другие не поддерживают и вообще думают иначе?

Тут помогает американская культура, которая очень индивидуалистична. Школа, общество и родители воспитывают детей индивидуалистами. Им с детства задают вопрос: «Если все будут прыгать с моста — ты что будешь делать?» Американский ребёнок с малых лет привыкает отвечать: « Все прыгнут, а я нет». Почему? Потому что это я решаю. Когда перед ребёнком становится сложная задача, он совершенно готов к тому, чтобы оказаться в меньшинстве. Даже лозунг американской армии — the army of one. То есть воюет каждый. Для американцев это вопрос, который в самой культуре впитан, и поэтому «как все» — не критерий. Есть исключения, конечно. Вот дочь моя говорила: « Я хочу быть как все. Не хочу быть русской. Хочу быть как все — американкой». Был такой период в её жизни. Но он прошёл, когда она поняла, что быть индивидуальностью в общем окружении — это не уменьшение её достоинств, а наоборот — утверждение её личности. В этом индивидуализме есть много минусов, но есть также много плюсов в противостоянии массовым веяниям.

Расскажите про Ваши презентации. Откуда появилась идея их проведения?

3Я должен признаться, что я здесь очень мало сам сделал, а больше просто отзывался на то, что мне предлагали. Я учитель по первому образованию, и поэтому преподавать, разъяснять — это моё, я этому учился многие годы. Первое — это моя учительская стезя, второе — философская, потом богословское образование в семинарии, магистрат по богословию. Это тот материал, который был систематизирован и разложен в моей бедной голове, ко всему ещё и на иностранном языке. Второй магистрат у меня по науке общения. Всё вместе привело меня к той презентации, которую я сделал. Я взял за основу американскую матрицу. Раньше её представлял в Киеве такой замечательный человек, Юрий Черномомрец, который, увидев мою презентацию, сказал, что у меня очень узнаваемая протестантская матрица, которую я удачно переделал. Я действительно тщательно её проработал, обработал и сделал православной, своей личной, и ношусь с ней последние 6-7 лет по городам и весям русскоязычной части планеты.
Четыре года назад я был приглашён к участию в разработке программы учебника для предмета основ религиозной культуры и этики для 4-го класса российских школ. Написав этот учебник, я получил доступ не только к церковным и школьным аудиториям, но и к учительским. Последним я рассказываю, как этот учебник преподносить, как по нему преподавать, ну и, естественно, мягко и деликатно перехожу к тому, что учителям важно знать, на чём зиждется православная вера, и перехожу к своей презентации. То есть для меня участие в этом проекте — это ключик доступа к студенческим и учительским аудиториям.

У Вас же ещё своя собственная книга есть!(«Начало премудрости», 2005г.)

Есть, но я ей большого значения не придаю. Когда я учился в семинарии, у нас был проповеднический курс, и мне нужна была практика. Я писал и готовил учебные проповеди, собрал их, добавил рассказики, эссе и издал эту книжечку, и она довольно быстро разошлась.

То есть соавторству в учебнике Вы придаёте большее значение, чем своей личной книге?

Просто потому, что в ней очень много молодого-незрелого. Я тогда ещё многое осмыслял, делал для себя открытия и находки… Она есть, её можно в интернете заказать, купить… Пора второй том уже издавать.
Какова основная цель Ваших презентаций? Что Вы в первую очередь хотите людям дать? Или получить?
Наверное, больше дать, чем получить. Получаю я огромное удовольствие и необыкновенное наслаждение от того, что вижу, как у человека открываются глаза в той области человеческого знания, с которой он не был знаком. Слышать отзывы, как правило, очень положительные, и критические замечания я тоже очень люблю. Это момент моего собственного духовного роста и смирения тоже, потому что порой получаю я очень нелицеприятное, но это нормально, и я с удовольствием, радостью и готовностью воспринимаю критику, ведь это часть моего труда и моего духовного опыта. Это то, что я беру.
А что я даю и что хотел бы давать — это возможность и повод задуматься, посмотреть на очевидные, знакомые и тысячу раз слышанные вещи под другим углом, ракурсом, к которому люди с восточными богословскими традициями не часто обращаются. Вариант такого рационального, левополушарного, аналитического взгляда на материи духовные, метафизические, чудесные и таинственные. Этот взгляд в моем собственном опыте мне очень помог и хочется верить, что поможет кому-то ещё преодолеть какие-то предрассудки, какие-то накапливающиеся в течение жизни предубеждения, стереотипы. В общем, такого вот духовно-просветительского плана ставлю я перед собой задачи.

Случается, что люди после Ваших презентаций кардинально меняют своё мнение или отношение к какому-то конкретному вопросу?

Это да. Люди мне пишут на почту, подходят после презентаций, я встречаю их иногда годы спустя. Вот, например, священник, пять лет назад рукоположившийся, написал письмо с благодарностью за мой курс, который я проводил у них в семинарии, пока он ещё учился. Очень приятно.

Вы чувствуете, что нашли себя, своё предназначение? Занимаетесь тем, чем хотели? Достигли чего-то в жизни?

Мне, наверное, хочется верить, что Господь со мной ещё не закончил свой труд и даст мне ещё возможность как-то послужить Ему, узнать Его и себя каким-то неожиданным и трудноугадываемым образом. Вот последние 6-7 лет я занимаюсь именно этим. Достижение — это некоторая прогрессия в разработке материалов, обогащении. Я могу заниматься этим до конца дней, если Он даст мне силы, даст возможность. Треть года я провожу на чемоданах — из 9 недель 3 недели я в дороге и только 6 дома. Это достаточно трудно.

Как Ваша семья это переживает?

Это ещё один фактор немаловажный. Мы договорились, что раз в год я беру кого-то из семьи с собой в поездку. За 7 лет это удалось сделать максимум трижды. Тем не менее, это некий стресс для семьи и для меня тоже.
Достиг? Ну я достиг того, что я этим занимаюсь! Сейчас мне это даётся труднее, нагрузка больше, материалов больше. Когда я начинал, у меня было слайдов 50, сейчас уже 200, и за каждым слайдом стоит целая история, и, соответственно, встречаюсь с людьми, которые ставят мне вопросы намного серьёзнее. В каком-то смысле значимой вехой была в прошлом году защита кандидатской работы, но и она не самоцель, а участие в изучении этой тематики. (Кстати, тема относится к вопросу о религиозном образовании в США.) Я могу дальше заниматься своим делом, своим призванием, нести Слово Божье в таком виде, в котором я его для себя раскрыл, и теперь мне кажется, что и другим будет интересно.

Ваша семья гордится Вами?

Детки особенно. Это, можно сказать, в какой-то мере компенсация за все те неловкие моменты, которым я их подвергал в детстве.

Беседовала Татьяна Черникова