Вопрос священнику. Можно ли православному христианину смотреть фильм «Вий» по Гоголю (2014)? Отвечает иерей Сергий Исаченко

Кино и в целом культуру Церковь не отвергает. Человек — существо духовное и ему нужна духовная пища. Культура как раз и призвана частично удовлетворять духовный голод. Однако культура может предлагать духовно негативные, разрушающие душу ценности, поэтому в отношении ее явлений человек должен быть достаточно разборчив, чтобы не употребить яд духовный. Яд всегда отравляет душу, разрушает, а любое разрушение имеет демоническое начало. В этом плане Церковь предлагает в отношении культуры быть осмотрительными и читать книги или смотреть фильмы только те, в которых присутствуют и воспеваются красота, добро, правда — то есть Божественное начало

Фильм «Вий» как раз связан с мистикой, тем более в современном изложении. Сам Гоголь был в этом плане осторожен. А вот современная культура даже классические произведения искусства, литературы предлагает в более мистической, демонической трактовке. Это общая тенденция современной культуры — делать из классических образцов продукт, далекий от добра и любви.

Поэтому сейчас часто встречаются переложения зарубежных, русских классических писателей именно в негативной трактовке, когда выпячивается, подчеркивается грех, зло. То же можно сказать про современную экранизацию «Вия». Даже прочитав повесть, человек получит меньший вред, чем посмотрев современный фильм.

В целом же смотреть фильмы, явно демонстрирующие силы зла, уже неправильно. Все-таки для нас важны образы гармонии, созидания, мы должны развиваться в восприятии красоты мира. А в этом фильме фигурируют уже откровенные силы зла, которые рождают угнетающие, разрушающие образы. Не зря Господь закрывает от наших глаз демонический мир непроницаемой стеной — по Его замыслу этот мир должен быть для нас невидим.

Чтобы не стать доступным демоническим видениям, человек должен понимать разницу между Божественным и демоническим. Когда человек видит или начинает мысленно общаться с демонической силой, происходит захват его души, разрушение его божественной природы. Если воображение сильное, то эти образы начинают преследовать человека, терзать, появляются диалоги с демоническими силами. Это может привести и к душевным, и к духовным болезням. Человек может приучиться любить зло и грех, воспринимать их как норму — это всегда очень опасно для человеческой природы, так как приводит к отпадению от Бога.

Неспроста Господь отделил добро от зла. И Церковь призвана развивать в людях способность к любви и добру. Поскольку интерес ко злу опасен для души, то Церковь не благословляет смотреть те произведения искусства, которые разрушают человека и демонстрируют или навязывают ему ценность демонических начал. Строго запрета, естественно, не может быть — каждый должен самостоятельно научиться отличать хорошее от злого, полезное от неполезного. Как в еде мы выбираем: тухлое мы не едим, выбираем только свежее. Таким же разборчивым нужно быть и в выборе духовной пищи.