Зачем помогать бедным, и кому нужны Рождественские благотворительные обеды или Предрождественское интервью с самым добрым человеком в Киеве...

Когда я впервые услышала, КАК этот человек рассказывает о помощи бедным и бездомным, то пережила настоящее разочарование… в собственном великодушии. Оказывается, столько у этого «великодушия» предубеждений и всяких «но»

«Если нищий, значит, ленивый; помогать такому — только потакать его слабостям». «Все вокруг обманывают, зачем допускать паразитирование на нашей доброте и сострадании». «Ты помог человеку, а он еще чем-то недоволен. Так и жизни не хватит — ему угождать…»

Мне крупно повезло: была возможность все эти недоумения высказать вслух, а полученные ответы перевернули моё представление о милости и милосердии буквально на 180 градусов.

Нынешнее предрождественское интервью получилось почти таким же: переворачивающим представления и открывающим новые стороны привычных вещей.

Мы записывали его к дате: в праздник Рождества Христова по всему миру традиционно проходит грандиозное благотворительное мероприятие — Рождественский обед для бедных. Организовывает и проводит обеды «Община святого Эгидия», в Украине ее представляют «Друзья Общины» во главе с нашим сегодняшним собеседником.

Зачем кормить бедных, если одним обедом на год вперед всё равно не накормишь? «Профессиональные» попрошайки сами выбрали свою «работу», нужны ли им наши благотворительные акции? Внимание к бедным — не является ли оно лишь прикрытием для успокоения собственной совести, ведь по сути жизнь этих людей мы не меняем.

Дружелюбно и с юмором, а еще — честно, остроумно и откровенно — на эти вопросы отвечал руководитель благотворительной организации «Друзья общины святого Эгидия» ЮРИЙ ЛИФАНСЕ.

1

— Юрий, по проведению Рождественского обеда для бедных написан целый учебник. Как такое может быть? Творить добрые дела — разве это не от сердца должно идти?

— Многие вещи у людей идут из сердца: и очень хорошие помыслы, и очень плохие. Но, думаю, быть христианином — не значит действовать по воле сердца.

Все мы рождаемся с печатью первородного греха, и быть христианином нужно учиться. Ученик – это не тот, кто добрый по своей природе, а тот, кто учится у Христа, старается быть, как Он. В том числе это дисциплина. У нас есть заповеди, есть законы, есть то, что Христос прямо говорил своим ученикам, и то, чему учит нас Мать Церковь — Святое Предание, опыт святых отцов, их пример. В конце концов, апостолы решили записать Евангелие.

Поэтому очень многим вещам нам нужно учиться. И этот учебник, если его можно так назвать, это книга о той традиции, которая родилась в Риме в 1982 году и которая постепенно захватывает мир. В прошлом году на рождественских обедах присутствовало 150 тысяч человек. Люди сидели за одним столом вместе с бедными, со стариками, с приговоренными к смертной казни, с людьми в больницах, с теми, кто живет на улице.

2

Традиция рождественских обедов имеет свою грамматику, свои обычаи. Этот опыт может повторить каждый человек. Для нас он очень дорог, и мы хотим поделиться им с другими людьми, потому что все хорошее хранить только для себя бесполезно. Это как талант, закопанный в землю.

— Какие есть традиции, форматы для рождественского обеда?

— Во-первых, рождественский обед проходит в сам день Рождества. И это очень неудобно. Потому что нужно успеть сходить на Литургию, есть определенные семейные традиции, устоявшиеся веками. В этот день закрыты практически все рестораны, столовые, мало поваров, людей, готовых делать что-то даже за деньги. Поэтому это неудобно.

Но именно в этот день приходит в мир Христос. А Христос, как обычно, приходит в неудобные моменты. Например, Он приходит в Галилею посреди рабочего дня и зовет за Собой апостолов. Те чинят свои сети, а тут приходит к ним человек и говорит: «Идите за Мной, Я сделаю вас ловцами человеков…»

Господь заповедал посвящать Ему седьмой день недели, и это тоже очень неудобно. Воскресенье – хороший день, чтобы убирать дома или для каких-то еще дел. Весь церковный календарь неудобный, и церковные праздники наступают когда у ребенка день рождения или на работе совещание… Но, тем не менее, это самые важные моменты в нашей жизни. Это те моменты, вокруг которых строится наша жизнь.

Рождественские обеды проходят именно 7 января. Почему? Потому что именно в эту ночь, как в Евангелии написано, «не было Ему места». И мы очень боимся, что когда Христос придет во второй раз, Ему снова не будет места. Поэтому именно в этот день мы собираемся со своими друзьями, для того чтобы праздновать Рождество.

3

Благотворительный обед в галерее "Соборная"-2014

Рождество — семейный праздник. В этот день собирается семья большая как мир. За рождественский стол мы садимся со своими семьями и приглашаем наших друзей, с которыми встречаемся на протяжении года — бездомные, старики, бедные дети, бедные семьи. К сожалению, в этом году, это еще и беженцы. Там нет чужих — только те, кого мы знаем по именам.

Обычно рождественский обед устраивается как большое праздничное застолье. Выбираются самые красивые места. А самое красивое и подходящее место для рождественского обеда — это церковь, где мы садимся за один стол с нуждающимися перед алтарем Христовым, смотря на Его лик, помня о трапезе Христовой – Евхаристии. Хотя не всегда это получается в храме.

4

Первый рождественский обед состоялся в 1982 году в Риме в первой церкви, посвященной Богородице. Это храм IV века, очень красивый, с великолепными мозаиками, колоннами из римского форума. Именно там прошел рождественский обед и в этом году. Собралось 500 человек, присутствовали мэр, епископ центра Рима. Многие служили – были официантами.

Подготовка к рождественскому обеду начинается задолго, потому что нужно насобирать много подарков. В Украине в этом году мы планируем поздравить около 2 тысяч человек — во Львове, Ивано-Франковске, Киеве.

Обычно в Украине в день святого Николая бездомные получают приглашения, в котором написано: «Шановний Василь Петрович! Запрошуємо Вас відвідати наш різдвяний обід, який відбудеться там-то і тоді-то». Для многих из них это большая радость, потому что это может быть единственный документ, в котором написано их имя, да и отчество свое они слышат не так часто. Мы просим их прийти красиво одетыми, потому что — праздник. И дальше происходят чудеса…

5

Благотворительный обед в галерее "Соборная"-2014

Когда приходишь на рождественский обед, не всегда узнаешь нищую бабушку, которая просит милостыню и которую ты на протяжении всего года видишь совсем в другом виде. Обычно она в «рабочей одежде», но дома у нее, как и у всех стариков, шкафы забиты вещами, и вот на Рождество она приходит накрашенная, с завитыми волосами, в самом лучшем платье. Ты начинаешь знакомиться с ней заново, хотя прекрасно ее знаешь.

Однажды был случай, когда на Рождество пришел бездомный с мокрой головой. Мы спросили у него, что случилось, на что он ответил: «Я сегодня в Днепре помылся, для того чтобы прийти на обед чистым».

И когда приходит телевидение, оказывается, что именно нас, организаторов, часто показывают как бездомных...

На нашем празднике не отличить того, кто служит, от того, кому служат. Как в настоящей семье, больше заботы получает тот, кто самый слабый.

— Слушаю вас, и возникает вопрос: не являются ли вот такие обеды, наше внимание к этим людям неким успокоением для нас же? Ведь они сами выбирают свою жизнь, как и каждый из нас. Если бабушка просит милостыню, а дома у нее шкафы завалены, как вы говорите, вещами, то нужен ли ей такой с нашей стороны акт милосердия?

— Каждый из нас делает свой выбор. Но каждый из нас имеет нужду в том, чтобы узнать и почувствовать и испытать на себе любовь Господню. Мы самим Христом призваны показывать эту любовь: «По тому, как вы любите друг друга, узнают другие, что вы ученики мои».

Относительно выбора этих людей, то здесь у меня большие сомнения. Бабушка в свои 80 лет часто просит милостыню не для себя, а для больных детей, или для внуков, которых ей оставили на руках. Говорить о ее выборе достаточно сложно.

6

Благотворительный обед во Львове

Невозможно говорить о выборе инвалидов, о выборе безработных. Экономика пошатнулась, и они остались на улице. Очень грустно видеть отца семейства, который после работы приходит к нам, чтобы взять еду для жены и двоих детей. Жена не может работать, потому что маленький ребенок у нее на руках, а у него не хватает денег прокормить семью, и он вынужден становиться в очередь за бесплатной едой. Это очень грустный выбор. И я не верю, что он добровольный.

И потом, в этом мире есть все что угодно. Но это не мое дело – судить человека. Если я начну рассуждать, кто достоин моей помощи, а кто недостоин, то окажется, что единственный, кто в этом мире нуждается, это я. Я самый бедный, у меня самые большие проблемы, это у меня депрессия. Это у меня плохо работает телефон, это я поссорился с женой и так далее.

В этом мире был единственный Праведник, и Он был приговорен к смертной казни…

— Вы сами разделяете бедных на мошенников и людей, действительно испытывающих нужду?

— Мошенниками занимается милиция.  Мы оказываем помощь тем, кто стоит с протянутой рукой, просит нашего внимания.

Милостыня — это заповедь, оставленная нам Господом и святыми отцами.

Есть прекрасная история о папе Григории Двоеслове. Он очень любил бедных людей, каждый день собирал у себя в доме 12 нищих и кормил их. Бедные тоже знали о том, что он милостив, и просили у него помощи.

Был и такой, как вы говорите, «профессиональный», который в один день рассказывал, что он был торговцем, и у него утонул корабль; в другой день собирал «на похороны сына» – и так полгода. И папа каждый раз давал ему милостыню.

На каждый обед для бедных папа обычно приглашал 12 человек. Но однажды он увидел, что за столом сидело 13. Он подозвал дьякона и спрашивает: «Зачем ты позвал тринадцать?». Дьякон спросил: «Где тринадцатый?» Никто его не видел, кроме папы, и папа служил ему весь обед. Потом, когда его позвали быть епископом Рима, он испытывал смущение. И именно этот нищий пришел к нему и укреплял его. Это был ангел Господень.

7

Поэтому не наше дело выяснять, кто мошенник, а кто нет. Чем больше раздаешь, тем больше у тебя остается.

Наши размышления о профессиональных, непрофессиональных мошенниках, о не мошенниках — это попытка защитить себя. Но нет смысла волноваться, о себе мы всегда позаботимся. Наша проблема – научиться помогать, отдавать хотя бы толику того времени, внимания, энергии, денег, которые мы тратим на себя. Вы не оторвёте от себя больше, чем можете. А Бог посылает дождь на плохих и хороших — на всех.

— Как люди в Украине воспринимают ваши инициативы, в частности накормить бедных обедом в день Рождества?

— Вряд ли стоит говорить отдельно об Украине, потому что мы соединяем опыт всех стран, где проходит рождественский обед.

Недавно состоялся рождественский обед в Пешоваре, где в прошлом месяце сожгли двух христиан. Или в Нигерии, где ходить на службу опасно, потому что церкви забрасывают гранатами. Или в трущобах Мехико, где царит наркомафия. Или в Риме в квартале, где пару недель назад были погромы против беженцев.

Любовь, Евангелие — для всех.

В мире очень много людей, которые хотят помогать. И рождественский обед, как по мне, — прекрасное времяпровождение для праздника Рождества. Обед окончится в 18.00, и мы еще успеем разговеться и отметить этот день по украинским традициям. Поэтому многие на наш призыв откликаются с радостью.

8

Особенностью этого года является, конечно, война, которая поразила нашу страну и привела к бедности очень многих людей — беженцев, людей на Востоке. Война привела к экономическому кризису, к озлоблению и разделению между людьми с разными взглядами. Иногда разделения проходят прямо через семью, и это грустно.

Рождественский обед – это как раз повод и возможность всем собраться за одним столом и, не разделяясь, быть вместе. Там амбиции каждого из нас не имеют никакого значения: есть только один бедный — Христос. Бог, который родился в сарае, среди животных. Его Мама должна была проехать больше 100 км через пустыню. Ей угрожала смертная казнь. Семья сразу же стала семьей беженцев и должна была бежать в Египет. Поэтому единственная жертва в этом мире — это Он.

И потом, скажу по личному опыту: больше комплиментов, чем там, я нигде не слышал. Тебя называют ангелом, святым, хорошим, молоденьким, восхищаются тем, как ты похудел за этот год. Нигде больше комплиментов не услышишь и больше радости не получишь.

Это каждый раз огромное открытие: ты садишься за один стол с бездомными и начинаешь с ними обсуждать, например, Лермонтова. Кто-то поет украинские песни, колядки, ты видишь перед собой совершенно других людей, видишь, насколько сложна и прекрасна жизнь.

9

Есть огромное искушение закрыться в своем маленьком мире и не видеть того, что происходит вокруг. На наших рождественских обедах люди обретают больше смысла для праздника, смысла своей жизни, а многие твои проблемы становятся относительными.

— Рождественские обеды для бедных — традиция католическая. Вы адаптируете ее для нашего православного Киева?

— Очень многие традиции нашей Церкви – общие для всего мира. Идея рождественского обеда родилась из евангельской цитаты «и не было Ему места». А также из Евангелия от Матфея из 25 главы: «Я был голоден и вы накормили Меня…».

Поэтому наше стремление устроить рождественский обед — это намерение, желание прямо исполнить заповеди Христа. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что трапеза Христова полна в золотых сосудах, а Сам Христос томится голодом. «Сперва напитай алчущего, а затем уже употреби остальное». Это те цитаты из святых отцов, которые вдохновляют устроителей рождественского обеда.

Рождество всегда обогащалось традициями, исходящими из разных культур. Например, вертеп, который сегодня великолепно воспринимается в любом конце света, происходит от традиций XIII века из Ассизи. Когда святой Франциск Ассизский хотел показать людям, как произошло Рождество, он обустроил в сарае «живой вертеп». С тех пор ни одно Рождество в Италии не обходилось без вертепа.

10

Рождественский обед для бедных в Москве

Рождественский обед сегодня – это традиция, которая становится вертепом ХХI века. И она все больше распространяется в мире. Она прекрасно вписывается в любые культуры, подходит любым странам. С середины 1990-х рождественские обеды происходят и в православных храмах — Космы и Дамиана в Москве, в Бухаресте. В том числе и в Украине.

Рождественский обед – это не благотворительная акция. Это торжество прихода Христа в этот мир. Мы приглашаем бедных сначала вместе с нами пойти на Литургию, а потом собраться вместе продолжить трапезу за общим столом. Всегда на наших рождественских обедах присутствует епископ, который благословляет, священники, стоит икона Рожества.

Самый главный подарок, который мы можем сделать людям (и здесь нет разделения на бедных и богатых), это объявить им о рождении Бога в этом мире, о рождении надежды — ведь пришел Тот, Кто Единственный может принести спасение для человека. Поэтому в этом смысле это всегда миссионерское событие. Иначе — как бедный или я узнаем, что Бог нас любит, если никто в этот праздник не проявит к нам какой-то жест любви? Тот, кто говорит, что любит Бога, Который далеко, и не любит брата своего, который рядом, тот лжет.

Поэтому приглашаю всех присоединиться к подготовке рождественского обеда, прийти 7 января послужить Христу в лице тех людей, которые там соберутся.

А всем нам хочу пожелать прежде всего мира. Мир – это слово, которое казалось вечным, незыблемым, после 60 лет мира в Украине. Сегодня, к сожалению, это не так. Поэтому желаю, чтобы Господь дал этот мир. Мир — это всегда дар, и начинается он в сердце каждого из нас. Мира в сердце, мира в семье и мира в нашей стране!

Юлия Коминко