Зачем в пост читать интернет? Советы епископа Ионы на Рождественский пост-2014

Разговор с епископом Обуховским Ионой (Черепановым) накануне Рождественского поста

— Владыка, Великий пост кардинально меняет жизнь христианина буквально с первых дней: особые богослужения, строгие ограничения в пище. Рождественский пост такой же длинный, но не настолько суровый. Но все же – как проходит он в условиях монастыря? Чем лично для Вас он знаменателен?

— Монастырь, если можно так сказать, удобен тем, что здесь не задумываешься — когда постный день, а когда не постный. Мирянину же нужно постоянно для себя фиксировать: «Так, сегодня среда или пятница – не буду есть мясного или молочного…» А в монастыре все адаптировано для нужд монашествующих: есть монах-келарь, отвечающий за трапезу, он и следит, чтобы в постные дни поставлялась постная пища. Поэтому просто приходишь и вкушаешь то, что приготовлено. Так что с кулинарной точки зрения Рождественский пост начинается в монастыре незаметно — со стола исчезают некоторые продукты, и всё.

Вообще любой пост — это, в первую очередь, время духовной подготовки к какому-либо значимому событию в жизни Церкви: к таким великим праздникам, как Пасха или Рождество, Успение или день памяти святых апостолов Петра и Павла. И правильнее всего рассматривать посты именно в таком контексте. А у нас, к сожалению, если набрать в поисковике слова «Рождественский пост», основная масса найденных текстов будет касаться кулинарных рецептов и рассуждений о том, что можно готовить в пост, а чего нельзя.

1606898 10205204673143365 5532544110691808586 n

В Рождественском посту мне больше всего нравятся последние его дни — когда в храме поются предрождественские трипеснцы. Они очень красивые, возвышенные, настраивающие нас на трепетное ожидание грядущего праздника. Поэтому я всегда советую: если есть возможность, посещайте те богослужения, на которых совершается повечерие с чтением рождественских трипеснцев.

— Если рассматривать пост, как Вы сказали, в духовном контексте — как понять, что делаешь всё как надо, что постишься правильно?

— Знаете, это будет самый трагический момент в нашей жизни — когда мы поймем, что постимся правильно или вообще что-то в духовном отношении делаем правильно.

К себе и к своему духовному деланию необходимо иметь очень критичное отношение, потому что если наступает какое-то самоуспокоение — «наконец-то я сделал то, что нужно было сделать», это прекращает всякую возможность дальнейшего духовного роста.

Нужно понимать, что своими силами исполнить все правила, все установления — невозможно. Апостол Павел призывал нас: «Братия, подобными мне бывайте, как я Христу». К этому состоянию нужно стремиться всю жизнь. А если мы пребываем в самоуспокоении и осознании, что всё делаем правильно, то это должно нас, по крайней мере, насторожить.

— Каким должно быть устроение души во время поста?

— В Псалтыри читаем: «Жертва Богу — дух сокрушен». Пост, в первую очередь, — это сокрушение духа, смиренного о себе понятия, понятия того, что без Христа мы даже чуть-чуть не сможем приподняться над землей. Поэтому постом нужно стремиться к сокрушенному состоянию — к состоянию плача о наших грехах.

Не только Великий пост – время покаяния, особого отношения к своей духовной жизни. Собственно, любой пост призывает нас максимально сосредоточиться, чтобы достойно подготовиться к встрече великого праздника.

— Часто говорят, что в пост нужно поставить себе задачу избавиться от какой-нибудь одной мелкой страсти или греховного проявления и работать над этим. А что если не получается? Если такие страсти, как гнев или лень, не отпускают, не ослабевают — как в этом случае не отчаиваться?

— Действительно, многие из опытных священнослужителей советуют во время поста не браться сразу за делание всех добродетелей, за уклонение от всех грехов — потому что если побежать за двумя зайцами, то ни одного не поймаешь. Нужно сосредоточиться на той страсти, которая больше всего мешает жить нам во Христе.

И не стоит расстраиваться, если не получается в 10-ти из 10-ти случаев сдержаться от гнева, осуждения, празднословия, злословия или от каких-либо иных грехов. Если научимся хотя бы в 1-м случае из 10-ти успевать «тормозить», успевать «уклониться от зла и сотворить благо», как сказано в Псалтыри, это уже будет шаг вперед, шаг ко Христу, шаг по ступеньке, которая ведет на Небо. Сначала 1 раз из 10-ти получится воздержаться от греха, потом уже в двух случаях…

При этом, конечно, нужно обязательно призывать на помощь благодать Божью. Только по благодати Божьей мы можем стать лучше, измениться, приблизиться к нашему Господу.

В любом случае, нужно трудиться. Как говорится, дорогу осилит идущий, а если не идти совсем, то тогда мы никак к Господу не приблизимся.

10462445 10205204677303469 8314265462211916230 n

— В отношении интернета и соцсетей: Вы неоднократно давали советы по поводу необходимости соблюдения, так скажем, «медиапоста». В нынешнее время в соцсетях ведутся уже не просто дискуссии и ссоры, а настоящие битвы, в том числе, и между людьми, бывшими когда-то друзьями…

— Вновь и вновь призываю и напоминаю: очень важно научиться контролировать свои органы зрения и слуха, через которые нам поступает основная масса греховной информации. Именно она порождает в человеке немирность, гнев, осуждение и другие абсолютно нехристианские, можно даже сказать, сатанинские чувства.

Нужно понимать, что мы находимся в состоянии настоящей информационной войны. Средства массовой информации старательно отрабатывают вкладываемые в них средства для разжигания немирности у тех людей, которые им доверяют. И я считаю необходимым и даже обязательным для каждого христианина, насколько это возможно, воздерживаться от просмотра телевизора, от чтения новостей в интернете, тем более, от дискуссий в соцсетях.

Каждый человек уже давно определился, с кем он и на чьей стороне. Каждый имеет свою позицию, которую никакими доказательствами или аргументами поколебать невозможно. Пытаясь кому-то доказать свою точку зрения — и не только доказать, а зачастую, и навязать, мы, во-первых, тратим свое время, во-вторых, тратим время нашего собеседника, и в-третьих, самое страшное, вводим друг друга в состояние немирности и гнева. При этом совершенно ничего не достигая…

Думаю, каждый из нас сталкивался с подобными ситуациями: когда идет бурная дискуссия, стороны пытаются что-то друг другу доказать, но в итоге расходятся, оставшись на своих позициях. Зачем бесплодно сотрясать воздух и тратить время, а самое главное – плодить ненависть и гнев? Если вы считаете, что ваш оппонент заблуждается, лучше помолитесь о нем!

О таких важных вещах, как молитва за ближнего, мы забыли. А ведь знаем из Евангелия замечательные слова Христа: если молимся о тех, кто нам благотворит, то ничего хорошего не делаем, потому что так же поступают и язычники. Наш долг и наша обязанность — молиться о тех, кто нам неприятен, и особенно — о тех, кто является нашим оппонентом. Причем надо молиться как за конкретных людей, наших знакомых, так и в целом о тех, кто стоит на противоположной стороне. Ведь там находятся такие же, как и мы, православные христиане, которые так же стараются жить во Христе, пытаются по мере сил идти к Богу. Особый трагизм ситуации в том и заключается, что противостояние происходит между православными людьми.

На счет просмотра телепередач, мне кажется, нужно иметь трезвое понимание ситуации. Мы так глубоко стремимся проникнуть в сложности политики, погрузиться в так называемые «расклады», что это уже больше смахивает на манию наполеонизма и доходит до крайней степени тщеславия. Зачем следить за новостями в режиме нон-стоп, читать ежечасно, ежеминутно обновляющиеся новостные ленты? Если бы мы принимали какие-то решения, и для этого необходимо было бы владеть информацией, тогда это было бы оправдано.

10570315 10205204670063288 1982476881956809575 n

Но если водитель, домохозяйка или, не дай Бог, священнослужитель стремится быть «в курсе всего», знать последние выводы аналитиков, соотношение сил на линии фронта, о том, кто, где с каким заявлением выступил, то это, еще раз повторюсь, какой-то наполеонизм. Вы не принимаете никаких решений, ваше мнение по этому поводу никому не интересно и не нужно. Зачем вы погружаетесь в этот поток, в этот вал, в целый «ниагарский водопад» информации? Неужели у вас прочитаны все духовные книги? Разве вы уже помолились за всех, кто страждет, за нашу страну, за наш народ, за наших людей? Увы, нет… Как правило, все делается в ущерб молитве – тому деланию, которым христианин может действенно помочь людям, своим ближним.

А чтобы помочь людям молитвой, вовсе не обязательно знать, что произошло в течение последнего часа. Мы и так понимаем, что все плохо, всем тяжело, люди страдают, умирают, и неизвестно, когда это всё прекратится. И этого понимания достаточно для того, чтобы наше оставшееся от работы время посвятить молитве или, что также очень важно, добрым делам.

Написано в Псалтыри: «Уклонись от зла и сотвори благо». То есть, да, в пост нужно уклоняться от греха, но вторым пунктом стоит «сотвори благо». Для нас это время, когда мы должны исполнить заповедь Христа о милостыне. Тем более что сейчас для этого — огромнейшее поле: есть раненые, беженцы, малоимущие люди. Чтобы им помочь, не нужно затрачивать каких-то сверхусилий. Раньше, возможно, сложно было найти единомышленников и тех, с кем можно было бы делать какое-то общее доброе дело. Сейчас, чтобы помочь беженцам, достаточно набрать в интернете «помощь беженцам», и появится огромное количество ссылок, где мы сможем проявить себя. Если хотите помочь раненым, наберите «помощь раненым»…

То есть если говорить о пользовании интернетом в пост, то время нужно проводить, не перескакивая с сайта на сайт в поисках горячей информации, а искать того человека, для которого мы можем стать Евангельским самарянином.

Вот на это действительно нужно тратить время. Уклониться от зла – от злой информации, злых, греховных дел и сотворить благо, сотворить молитву за наш народ, за нашу страну и проявить милость к нуждающимся.

— Что бы Вы посоветовали тем, кто впервые начинает поститься или еще думает, зачем ему это нужно?

— Тем, кто собирается поститься, хотел бы посоветовать: определите для себя, какую задачу, какую цель вы перед собой ставите. Пост — это средство воздержания от греха. Если говорить о кулинарной составляющей, то когда человек сыт, тем более, пресыщен, у него в голове возникает масса греховных помыслов и движений. Это правило аскетики — человеку пресыщенному и привыкшему пресыщаться тяжелее бороться со страстями.

Нужно понимать, что пост это и время духовной подготовки к празднику. В данном случае пост, как подготовка к Рождеству, это тот подарок, который мы можем принести к яслям нашего Спасителя. Не можем мы принести Ему смирну, золото, ладан, идти к Нему караваном, как шли волхвы к новорожденному Христу.

Но мы можем принести приятный Богомладенцу подарок — подарок воздержания от греха, благое дело. Это то, что любит Христос, то, что может Его порадовать. Для этого мы, собственно, и постимся.

— Правда ли, что поститься стало модно? Как Вы считаете, можно ли, начав поститься «за компанию», в итоге прийти к правильному пониманию и исполнению поста?

— Я живу в монастыре, поэтому мне сложно сказать, какие тенденции существуют в миру. Но судя по тому, что практически в каждом заведении общепита есть постное меню, возможно, что пост стал достаточно популярен. Но популярен, прежде всего, как воздержание от каких-то определенных видов продуктов.

Не думаю, что это плохо. Если человек захочет поститься, то наверняка станет искать в интернете соответствующую информацию, как это лучше делать. Наберет он, к примеру, в строке поиска слова «рождественский пост» и среди прочих ссылок увидит это наше интервью о Рождественском посте, прочтет о том, что в пост воздержание в еде не главное, а главное – воздержание от греха и творение добрых дел. И, я думаю, эти слова затронут его сердце, и пост, начатый как диета, перерастет в настоящий духовный подвиг.

Юлия Коминко