Чем христианский патриотизм отличается от национализма?

Почему УПЦ обвиняют в непатриотизме? Может ли Церковь вступать в политические дискуссии? Как христианин может сражаться в «информационной войне»? Комментирует Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Антоний (Паканич)

Чем христианский патриотизм отличается от национализма?

— Бытует мнение, что сейчас Украинская Православная Церковь отдалилась от народа, что она непатриотична. Насколько вообще правомерным является такое утверждение?

— Украинская Православная Церковь – это Церковь народа Украины. Мы выступаем за независимость и территориальную целостность Украины. За каждым богослужением мы возносим молитвы о нашей стране, о ее властях и воинстве. Мы любим свою Родину и желаем ей мира и процветания.

Но главное, чего мы желаем украинскому народу, – быть со Христом. В том и заключается миссия Церкви, чтобы вести народ ко Христу. Мы желаем своему народу не только земного благополучия, но и преображения во Христе. Наверное, в этом кроется одно из коренных отличий христианского патриотизма от национализма.

Далеко не все в национальном характере может быть оценено положительно с точки зрения Евангелия. И задача Церкви – помогать всякому народу побеждать свои негативные черты и восходить ко Христу.

Может ли Церковь вмешиваться в геополитические дискуссии?

— Высокопоставленные представители ряда религиозных конфессий в Украине очень часто в своих проповедях, интервью, публичных выступлениях затрагивают чисто политические темы. Призывают к интеграции нашей страны в ЕС, говорят о необходимости ее более тесного сотрудничества с НАТО и т.д. Должна ли Церковь комментировать геополитические, политические, экономические процессы, происходящие внутри и вокруг Украины?

— Церковь призвана все стороны земной жизни человека оценивать в свете Евангелия. Христианин имеет полное право давать христианскую оценку тому, что происходит в нашем обществе, в нашем государстве. Но при этом Церковь не имеет право становиться субъектом политического процесса. Мы не боремся за власть, мы не участвуем в политических кампаниях.

Что касается геополитического выбора Украины, то наша Церковь еще с декабря минувшего года неоднократно заявляла, что выбор геополитического вектора дальнейшего развития Украины должен осуществляться в рамках свободной и открытой общественной дискуссии. Мы неоднократно настаивали на том, что нельзя допустить перерастания этой дискуссии в гражданское противостояние. Увы, наш голос так и не был услышан. В результате вместо открытой дискуссии мы получили открытый военный конфликт…

Когда христианин не может идти на компромиссы?

— Сегодня нам чаще, чем когда-либо, приходится дискутировать с людьми, которые думают и живут не так, как мы. Хотя и между апостолами возникали «разногласия». Апостол Павел однажды не остановился даже перед обличением самого Апостола Петра (Гал. 2:11-14). Как понять, где мы можем вступать в дискуссию или даже прямо говорить, что другой заблуждается, а в каком случае не стоит даже «ввязываться» в разговор?

— Приведенный Вами пример из Священного Писания отчасти содержит и ответ на Ваш вопрос. Апостол Павел прямо обличил Петра и Варнаву, когда увидел, что они «не прямо поступают по евангельской истине» (Гал 2, 14). Так и каждый христианин не должен идти на компромиссы в вопросах веры и морали.

Мы должны вступать в полемику, когда речь идет об исповедании Христа, о защите Его Церкви. Здесь позиция христианина должна быть ясной и непреклонной. Когда же речь идет о политических или иных подобных предпочтениях, то это сфера, в которой едва ли возможна какая-то незыблемая истина. В этой сфере всегда будут споры и дискуссии. И каждый христианин должен решить для себя, насколько он считает полезным участие в подобных спорах.

Как Церкви сражаться в «информационной войне»?

— На данном этапе против Украинской Православной Церкви развернулась настоящая информационная война. Как следует Церкви реагировать на соответствующие нападки? В частности, она ведь не может прибегнуть к аналогичным подходам, которые сопряжены с манипулированием, передергиванием фактов и откровенной ложью…

— Церковь должна стоять в истине и должна свидетельствовать об истине.
Я уже говорил в одном из интервью, что «информационные войны» сопровождают Церковь практически с самого момента ее рождения. Уже в день Воскресения Христова первосвященники подкупили воинов, охранявших гроб Господень, чтобы те пустили слух о похищении тела Христа Его учениками. И евангелист Матфей пишет, что этот слух был чрезвычайно живучим в среде иудеев. Но никакая ложь не может уничтожить истину. И если мы свидетельствуем об истине, если мы не погрешаем против истины, то никакая тьма не сможет нас объять.

Есть ли вина христиан в том, что Церковь гонима?

— Говорят, что в любом бытовом конфликте виноваты обе стороны, может, одна — больше, другая — меньше, но обе. Можно ли считать, что в том, что в адрес УПЦ сегодня звучат обвинения, есть и наша вина? Или, следуя словам Господа, не стоит переживать, потому что Церковь всегда будет гонима, как и Он?

— Если против нас ополчается мир и это приводит нас в уныние, значит — мы еще недостаточно очистили свое сердце. Господь нас ясно предостерегает: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!» (Лк 6, 26). Так не бывает, чтобы о Церкви все говорили хорошо. Однако это не значит, что мы уже достигли святости и что мы не должны обращать внимания на ту критику, которая звучит в наш адрес. Святые отцы учат нас искать всегда в самих себе причину наших скорбей.

Апостол Павел писал к римлянам, что из-за недостойного поведения христиан «имя Божие хулится у язычников» (Рим 2, 24). Увы, эти слова актуальны и сегодня. Можем ли мы сказать, что ведем нравственно безупречную жизнь? Можем ли мы сказать, что православные христиане являются подлинной солью украинской земли? Думаю, каждый понимает, что мы очень и очень далеки от того совершенства, к которому нас призвал Христос. Что же тогда удивляться, что «о нас говорят плохо»…

Может ли мужество соседствовать со смирением?

— Как Вы понимаете слово «мужество»? Может ли человек быть одновременно и мужественным, и смиренным?

— Еще с античных времен под мужеством понимали добродетель, которая проявляется в преодолении страха смерти. Потому обычно считают, что это специфически воинская добродетель.

Интересно, что как в русском, так и в греческом языке это слово является однокоренным со словом «мужчина». Иногда даже говорят, что мужество это исключительно «мужская» добродетель. Но в христианском контексте мужество приобрело новый смысл.

Например, христианские мученики и мученицы, преодолевшие страх смерти, исповедав Христа перед гонителями, явили высший идеал мужества. В житиях мучеников мы видим многочисленные примеры органичного сочетания мужества со смирением. Настоящий мученик никогда сам не ищет смерти, понимая свою немощь. И восходя на мучения, он всегда просит помощи Божией, не полагаясь на свои силы.

Чего простить никак нельзя?

— Нам всем сегодня приходится много и часто прощать друг друга. А есть ли такие вещи, которые нельзя простить ближнему?

— Мы призваны все простить своим обидчикам. Господь нас к этому призывает. При этом Христос говорит, что хула на Святого Духа не простится человеку ни в этом веке, ни в будущем. Это означает, что прощая человека за любое его злое дело против нас, мы никогда не должны мириться с откровенным нечестием, откровенным богоборчеством. Отвергая Бога, человек сам отлучает себя от общения с Ним, и здесь на земле, и в вечности.
Что в Церкви — тяжелая ноша, и какая должность — важная?

— Вы занимаете в Церкви ряд важных должностей. Скажите, что для Вас — любимое дело, а что — тяжелая ноша?

— В Церкви не бывает не важных должностей. Все они называются послушаниями, то есть выражением смиренной преданности Матери Церкви. И каждый монах, священник или иерарх несет то послушание, которое доверила ему Церковь и является одинаково спасительным при одном только условии: если человек исполняет свои обязанности на совесть, от чистого сердца, с любовью.

Собственно, любовь и интерес человека к тому, чем он занимается, и определяют степень профессионализма и успешность в том или ином деле. Но если в светском обществе профессиональная деятельность — это способ реализации человека в обществе и средство достижения неких жизненных целей, то в Церкви выбор послушания не зависит от воли самого человека. В Церкви это называется призванием и служением, значит — требует полной самоотдачи, самопожертвования и самоотречения. А это невозможно, если в сердце нет любви.

Легко жертвовать собой ради Того, Кого любишь. Поэтому любое дело, которое мы совершаем в Церкви, любое послушание, которое несет каждый церковный человек, осуществляется во славу Божью.

А что касается тяжелой ноши, то в Церкви она одна — преодоление самого себя, своего эгоизма, борьба с самим собой. И не случайно святые отцы говорят, что именно церковное послушание, некий труд, который несет человек в Церкви, и является способом преодолеть свою самость, собственные недостатки.

Это не просто дается человеку, но как сказал Спаситель: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 30). Это значит, что крест христианину дается по его силам и способностям, что Сам Господь помогает нам преодолевать многие жизненные трудности. Все, что от нас требуется, — это доверие промыслу Божию и искренняя, самоотверженная любовь к Богу и Его Святой Церкви.

Источник