Упоенная светом Ольшанка

Звонивший телефон выбросил из-под теплого одеяла на полчаса ранее, чем было оговорено. За долгие годы я уже привык к подобным звонкам. На сборы ушло пять минут. А что бедному собираться – только подпоясаться!

 

Уже давно стало в привычку собираться с вечера. Случаи они разные бывают, а вот необходимая техника и сопутствующие принадлежности почти всегда одинаковые. Это как у доктора – походная сумка скорой помощи всегда должна быть укомплектована.

Мы выезжали из Киева пустынными еще улицами, на которых редкие дворники, тихо ругаясь, мели опавшие листья. Это для нас осень золотая пора, очей очарование, а для них это дополнительная работа, тяжелая физическая нагрузка, и многие из них ну никак не радуются этому природному золоту, не добавляющему ни гривни в их и без того маленькие зарплаты.

На выезде из города уже не спят. Там типа «труженики» проверяют документы, ищут нелегальные грузы, а на самом деле собирают средства для похода на рынок в воскресение. У «стражей дороги» тоже ведь есть и семья, и свои заботы. Помню один раз остановили на таком же посту машину со священниками с просьбой освятить жезл милицейский – кормильца истинного. Вот и сейчас они тусовались возле микроавтобуса с надписью «Домашнее», пытаясь что-то доказать обычному сельскому дядьке. Мирно разминувшись с ними наша машина резко устремилась на Юг.

Осень властно вступила в свои права. Шуршащий асфальт загородного шоссе наматывался на колеса авто и вместе с ним под широким небом Божьим летела поющая Душа, прозревал и просыпался Дух Познания убожества окружающего тебя социума. Осень грустная пора практически для всех. Может быть потому, что природа нам дает понять – ничего вечного на этой земле не будет, всему свой час и всему свой век. И весна придет только к тем, кто посеял в землю плоды доброты, плоды познания, кто собственным тяжелым трудом добывает себе хлеб насущный и благодарит Господа за все предоставленные возможности.

Сонные, уставшие придорожные рестораны закрытыми окнами и дверями еще отдыхали от ночных загулов патриотически настроенных завсегдатаев, а на автобусных остановках обычные люди, спешащие заработать на кусок хлеба, уже ожидали общественный транспорт, движущийся в обратном направлении. Наше общество сегодня похоже на многослойный пирог, коржи и начинка которого явно несовместимы, но люди уже научились употреблять его. Некоторые чувствуют себя даже в шоколаде. Что ты с собой делаешь Человечье? Почему ты ушел от природы, самоустранился от музыки Небесной, отчего голос твой оскудевая, превратился в кричащий? Куда ушла доброта безмерная, дарованная тебе Господом?

А вот в селе – ситуация другая. Уже издали встречают нас сельские хаты, как бы сигнализируя печными дымками, рвущимися в синеву просветленного величественного купола чистой лазури, приглашая в дом, где тебя встретят как родню, обогреют и накормят, где не будут задавать глупых вопросов, а выслушают с пониманием, и уже от этого на душе станет легче. Над селом слитком красного золота поднимался солнечный диск.

Радуйся, солнцеобразная Божия колеснице;
Радуйся, преукрашенная велелепотою Владычице.
Радуйся, свете тихий, мир просвещающая;
Радуйся, образ Божественный изъявляющая.
Радуйся, преизбранная Дево несравненная;
Радуйся, прекрасная Богоотроковице прославленная.
Радуйся, вся земная благостию утешающая.
Радуйся, все Силы небесныя превосходящая;
Радуйся, заре Божественная, прекрасная.

Сегодня в монастыре немноголюдно. Приятно пахнет ладан и восковый запах вперемешку с проникающими лучами осеннего солнца согревает и окрашивает всех и вся в теплые тона. Каждый раз приезжая сюда я чувствую какую-то необъяснимую защищенность. Такое же чувство возникает, когда приезжаешь домой после тяжелого изнурительного путешествия.

Здесь все по-домашнему, и вместе с тем проникновенно величественно. Каждая деталь дома выполнена с любовью, терпением и надежностью. И от этого в глубине сознания появляется чувство уважение и защищенности. В таком доме невозможно представить себе ни крика, ни злобы, ни вражды. Это даже не храм в общем понимании, а дом Господа, дом Отца, дом Матери, дом Вседержителя.

В верхнем маленьком храме идет служба. Этот женский монастырь «Отрада и Утешение» Свято-Троицкой Ионинской обители есть продолжение дел преподобного Ионы Киевского, его чаяний, его духа, где царит дух смирения и послушания, дух искреннего братолюбия и всецелой преданности воле Божией.

Священнослужители архимандрит Кассиан(Шостак), архимандрит Серафим (Яковчук), Протоиерей Александр Акулов, Архидиакон Паисий (Кулиберов) одетые в зеленое облачение, свидетельствующее о том, что монашеский подвиг преподобного Ионы Киевского оживотворил человека соединением со Христом. В день своего Ангела службу ведет Преосвященний епископ Иона (Черепанов). На нем облачение, в котором 9 сентября 2011 года, в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры, Блаженнийший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) совершил Хиротонию во епископа Обуховского, викария Киевской епархии.

Сестры монастыря монахини Георгия, Михаила, Анастасия, София, Ермиония, послушницы Анна, Марьяна, Марфа и Ирина пели пенопения и их красивые и и мелодичные голоса чудесным образом переплетались с солнечными лучами.

2«Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, / в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: / Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.»

Весь храм заполнен солнечным светом! Нет ни единого уголка, куда бы не доставал солнечный лучик. Даже в глубоких тенях, отражаясь от других предметов солнечные лучи, постоянно меняющиеся в такт молитвы, создавали насыщенные цветовые нюансы, создавали ирреальное ощущение времени и пространства, отчего казалось, что плывем мы в лодке по большой реке жизни. Все происходило внутри тебя и протекало через твое сердце.

Ушла боль, ушли тревоги, ушло неопределенность. Обычно непоседливый, я боялся нарушить молитву других.

Часто приходится наблюдать людей, приходящих в храм. Есть люди, приходящие и отстаивающие в церкви по несколько часов и гордые этим, как будто совершили подвиг; есть те, кто приходит просить помощи за родных и близких, но не имеющие в своем сердце любви к другим людям, есть люди, которые кажется усердно молятся, перебирают языком молитвы, а сами ничего не делают для того, чтобы очиститься от скверны, есть те, кому больше не к кому податься и у которых остается одна надежда – на Бога. А есть люди, которые изо дня в день работают во славу Божью и во имя человека, создают обители Господни, поддерживают в них Божью благодать, постоянно и усердно молятся о прощении грехов наших. Редко от них услышишь недовольство чем-то. Легко кинутся на амбразуру, но очень нелегко, день изо дня совершать трудную работу и нести бремя ответственности во имя других.

Внешне похож на рериховские портреты, специально приехавший из монастыря Дохиар на Афоне монах Иосиф, одетый в черное усердно молился и на его лице все время отражалась любовь к Богу и ко всему земному.

Исполненный кротости и молитвенного усердия он молился Казанской иконе Божье Матери вместе с нами о избавлении и спасении люда православного от произвола инородцев и звуки молитвы как восходящая песнь взывали к Господу о прощении погружая души присутствующих в благодать.

Вся наша жизнь земная исполнена радости и печали, все течет, богатство может смениться бедностью, и в одночасье можно разбогатеть, мы боремся с болезнями, посылаемыми нам ради очищения и радуемся выздоровлению от смертельных неизлечимых недугов, радуемся прибавлению семейства и скорбим об ушедших в мир иной. И в этой суете главное не потерять ту духовную связь с Творцом, постараться хотя бы не идти против воли его, постараться не разрушать, а каждый день хотя бы понемножечку создавать или помогать создавать другим красоту и гармонию окружающего тебя мира.

«В гробу карманов нет». Никто не заберет уходя в мир иной, накопленное здесь и даже то, что оставят нажитое неправедными трудами своим детям превратится в прах в одночасье. Останется только то, что построено с любовью к Богу и к людям, останется то, что строишь для других.

“Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам” (Матф.7:7)

Здесь все молятся в общей молитве, но каждый из присутствующих еще просит Господа о прощении своих грехов, о даровании милости на свои потребы.

Вот и сейчас прораб Александр Волков, приложивший так много труда в создание этого монастыря, переодевшись служил на службе пономарем. И было в этом очень символическое, что-то такое, что передается от поколения к поколению. Сколько сил и энергии он вложил в строительство этого храма, сколько ночей не спалось и думалось как устроить лучше тот или иной угол. Сколько раз был огорчен итогом выполненных работ и с упорным усердством продолжал стоить и обустраивать монастырский комплекс. Это и его праздник и его, пусть промежуточная пока, но победа. И далеко не случайно, уже будучи состоявшимся строителем он поступил в семинарию.

Вот оно дело рук и силы молитвы преподобного Ионы Киевского. Вот пример того, ради чего стоит жить на этой Земле, ради чего страдать, молится, трудится и радоваться.

«Светоносный твой праздник, преблажене Ионо, исполни радости и веселия духовнаго, благоухания же и просвещения, тя имущим заступника и правило монашествующим.
Молитвою непрестанною к Богу востекл еси, и оттуду Трисонечными сиянии озарился еси, на враги борения поставив, приводя постников соборы новым житием. Христу вопиющим: дети благословите, священницы воспойте, людие превозносите Его во веки.»

Все, кто попадают в этот монастырь дивятся его чудному уюту, гармонии сочетания старины и современности, излучающей теплоте и желанию молится в этих благословенных преподобным Ионой стенах. Здесь нет кича, нет никому не нужных изысков, все устроено прочно и надежно, продумана каждая деталь, каждый элемент как отдельный звук хвалебного гимна Творцу. И этой гармонии, в которой предусмотрены даже звуки наших шагов и шелест одежды, мы прежде всего обязаны владыке Ионе (Черепанову) и игуменье Арсении (Воспянская) и всем тем подвижникам, меценатам и труженикам, которые фактически подарили нам это чудо. Здесь можно не только молится, но и отдыхать, здесь упорядочиваются мысли и ты уже твердо оцениваешь происходящее, черпаешь вдохновение для будущего.

3В деревне Бог живет не по углам,
как думают насмешники, а всюду.
Он освящает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам.
В деревне Он – в избытке. В чугуне
Он варит по субботам чечевицу,
приплясывает сонно на огне,
подмигивает мне, как очевидцу.
Он изгороди ставит…
Иосиф Бродский

Ах если бы вы попробовали чечевичную похлебку, сваренную сестрами монастыря! Да в самых дорогих ресторанах столицы таких блюд не сыскать! В отличии от устоявшегося в миру стереотипа, что все монахи живут за счет других, здесь можно наглядно увидеть как изо дня в день сестры и послушницы трудятся в подсобном хозяйстве, выращивая овощи и фрукты, занимаются животноводством и производством продуктов питания. Здесь все натуральное и все настоящее. Свое производство из сыров сулугуни, брынзы, адыгейского, филадельфии, рикотты, производимых из молока своих коров и коз. Свое производство варенья из физалиса, ревеня, тыквы, выращенных на подсобном хозяйстве и много чего еще! И все без генномодифицированных продуктов и химических удобрений. Когда вы в последний раз наслаждались вареньем физалиса? Я лично до сегодняшнего дня считал его декоративным растением!

Кстати сказать, иногда люди боятся просто приехать и помочь сестрам или братьям в монастырях. А зря. Может быть мне повезло в жизни, но я не знаю ни одного монастыря, в котором бы отказывали жить и работать.

С глубокой Радостью Созвучия и Нежной благодарностью Сердца мы уезжали из Ольшанки. Фетовские многоцветные, и в то же время сдержанные, лаконичные краски Ольшанки, ее нежные и сочные звуки еще долго будут жить в моем сердце, наполняя его теплым и солнечным светом. Если бы такая же гармония в труде и молитве царствовала во всех сферах нашей жизни на Земле не было бы войн, не было бы голода и холода. Вслед раздавался колокольный звон и казалось, что им сестры кликали Ангелов Хранителей нам в дорогу.

«О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Ионо, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, являющий многия милости живущим во святей обители твоей, и всем, с верою и любовию притекающим к тебе. Испроси нам вся благопотребная к житию сему временному, и нужная к вечному спасению нашему. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, всем нам, к мощем твоим святым припадающим, на враги видимыя и невидимыя одоление, да в мире глубоце пребудет Святая Православная Церковь Христова, и в благоустроении зиждется обитель, юже ты основа, во всяком благочестии нерушимо. Буди всем нам, чудотворче святый, помощник скорый во всякой скорби и обстоянии. Наипаче же в час кончины нашея явися нам заступник благосердный, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренная моления наша, и предстательствуй за нас пред престолом Живоначальныя Троицы, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, мы недостойнии, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.»

  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 06
  • 07
  • 08
  • 09
  • 1
  • 10
  • 11
  • 13
  • 14
  • 2
  • 21
  • 23
  • 24
  • 25
  • 29
  • 3
  • 31
  • 33
  • 37
  • 39
  • 40
  • 47
  • 50
  • 51
  • 52
  • 53
  • 54
  • 58
  • 59
  • 60
  • 62
  • 63
  • 73
  • 78
  • 79
  • 80
  • 81
  • 83
  • 85
  • 88
  • 90
  • 93

Источник