5 причин, почему люди уходят из Православия

Каковы основные заблуждения протестантов, о которых важно знать каждому? Почему уходят из Православия? Какими уловками пользуются сектанты? Как правильно защищать свою веру?

Об этом и многом другом рассказывает иеромонах Хризостом (Грищенко), глава Киевского апологетического центра во имя свт. Иоанна Златоуста. Отец Хризостом уже семь лет – монах Киевского Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря. Батюшка не понаслышке знает о тонкостях инославных вероучений, ведь много лет, до возвращения в Православие, был протестантом

- Отче Хризостом, расскажите, почему Вы все-таки вернулись в Православную Церковь?

- Я пытался узнать, где содержится во всей полноте учение Иисуса Христа и что можно назвать Его Церковью. Изучал Православие, сравнивал его догматы с догматами протестантизма. Известно, например, что большинство протестантских сект отрицает почитание Богородицы, почитание мощей, молитвы ко святым.

Первая «нестыковка». Почему протестанты слушают толкования своих пастырей и отбрасывают святых отцов?

Многие протестанты заявляют, что для них единственным основанием является Писание. Но по моему опыту могу сказать, что это не совсем так. Помимо Писания в каждой религиозной организации или секте есть личностные толкования каких-то пастырей и проповедников. Ведь одно дело – Священное Писание, а другое – проповедь по Писанию. А всякая проповедь по Писанию уже есть преданием. Поэтому заявления протестантов о том, что они живут только по Писанию, вряд ли соответствуют действительности. Сравнивая их «предания» и труды святых отцов, я понял, чей опыт правильный.

- Приведите, пожалуйста, примеры самых ярких несоответствий в толковании Писания протестантами.

- Конечно, таких несоответствий очень много. Чем больше я нахожусь в Православии, тем больше вижу разницу.

Во-первых, все сектантские движения имеют один общий недостаток: отсутствие исторического опыта. Многие сектанты спорят друг с другом, ломают копья на том, в чём Православие давно разобралось.

Когда я работал в миссии, мне приходилось очень часто общаться с разными проповедниками – баптистами, адвентистами, пятидесятниками. Мне всегда было интересно узнать их мнение, понять, на чем они основываются. Их заявление о том, что они основываются на Писании, но понимают его по-разному, подталкивало меня к тому, чтобы узнать, какое же понимание можно считать правильным.

Так я заметил, что в трактовке Писания в сектах много крайностей. То, что у нас называется «царским путём» - то есть средним путём, там отсутствует. Наверное, это из-за недостатка той полноты, которая есть в Православии. Например, на Волыни я знаю несколько сект, которые категорически выступают за безбрачие. В одной из них, когда человек приходит в секту, ему дают год, чтобы определиться. После чего он, если женат, должен начать жить со своей женой, как с сестрой. Иначе же – это дело плоти, а все, кто живёт по плоти, по их мнению – Царства Божия не наследуют. А вот баптисты и пятидесятники, например, совсем отрицают девство. Они говорят о том, что безбрачие – это безумие.

В Православии же, мы знаем, есть два одинаково спасительных пути – брак и безбрачие. И каждый выбирает путь, так сказать, в соответствии с Божественной волей. Об этом пишет апостол Павел – например, в первом Послании Коринфянам, седьмой главе. О безбрачии Господь говорил (если не ошибаюсь – в Евангелии от Матфея, девятнадцатой главе) – «кто может вместить, да вместит». Но тот же апостол Павел пишет, что если кто женится или выйдет замуж – не согрешит. Таким образом, Православие исторически избегает крайностей. В секте же человек не имеет права выбирать.

Я, например, путь безбрачия избрал для себя, будучи еще в секте. Но когда мои сотоварищи – братья-проповедники узнавали о том, что я принял такое решение, они говорили, что со мной что-то ненормально. А я им показывал, что оно основывалось на Евангелии.

«Нестыковка» вторая. Учение о духовных дарах и плодах

То, как сектанты понимают учение о дарованиях – очень важно. Так, харизматы считают, что каждый человек должен обладать каким-то дарами – харизмой, как они называют. Особенно это касается языков. Они считают, что все, кто не знают языков, не имеют «Святого Духа». Баптисты же считают, что сегодня духовных дарований нет вообще – все они якобы существовали исключительно в апостольском веке. Опять-таки, видим извращенное толкование Писания.

Православная Церковь и в этом придерживается «золотой середины»: мы верим, что и в наше время могут быть духовные дарования, потому что Бог вчера, сегодня и во веки Тот же. Но при этом Церковь духовные дары связывает с духовными плодами. Об этом пишет апостол Павел в Послании к Галатам: «плод же Духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».

Господь предупреждал, что в последнее время придет множество лжеапостолов, лжепророков, лжечудотворцев. И Он говорит: «по плодам их узнаете их».

Церковь не отрицает духовные дары, но говорит о том, что безошибочно духовными дарованиями могут обладать только святые люди. Мы верим, например, что преподобному Серафиму Саровскому были откровения, это был прозорливый старец, через него были и пророчества, и исцеления.

Секты оторвались от исторической Церкви, потеряли апостольскую преемственность, всё, что у них происходит – какие-то обряды или таинства, как они их называют, - это незаконно, самочинно, и не имеет силы. Совершают эти обряды люди, которые не имеют апостольского рукоположения. Многие люди, которые были в сектах, часто теряют веру в то, что Таинство является Таинством, в котором присутствует сам Бог.

zvprp13 07 0

Епископ Иона (Черепанов) за Литургией в Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре

Некоторые из сектантов говорят, что они – «евангельские христиане» или «христиане веры евангельской», но при этом не знают, что в Евангелии есть учение о рукоположении (Ученики Христовы ушли из земной жизни, передав от славы своей преемникам, как в ветхозаветное время сделал по наказу Господа Боговидец Моисей. Новый Завет не упразднил, но продолжил эту традицию, что подтверждает апостол Павел: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим. 4:14)).

Каждый православный священник может указать на цепь своего рукоположения – и так дойти до апостолов. Сектант сможет вспомнить 20 или 100 лет, лютеране - может быть 500. Только Лютер не был архиереем, он не имел права рукополагать после себя служителей...

Пять главных причин ухода из Православия в секты

- Что заставляет людей поверить «непонятным» пастырям и уйти из Церкви в секты? Почему, на Ваш взгляд, так и происходит?

Причина первая: недостаток общинности.

- В том, что люди уходят в секты, отчасти виноваты и сами православные. Мне кажется, что если бы большинство православных действительно старались жить так, как учит Церковь: «По тому узнают все, что вы мои ученики, если между вами будет любовь» (Иоан. 13:34, 35), то люди бы не уходили. Это особенно важно при первых шагах воцерковления.

zvprp13 02 0

Богослужение в Зверинецком монастыре

Именно тем, что апологеты называют «атакой любовью» подкупают многие секты. Насколько это искренне или не искренне – это уже второй вопрос. Но хочу сказать, что во многих сектах это делают действительно не лицемерно. Правда, сами адепты сект задаются вопросом, почему эта «любовь» со временем угасает, сразу после первых месяцев знакомства. Кроме того, при попытке человека выйти из секты порой проявляется не только нелюбовь, но даже жестокость. Например, у Свидетелей Иеговы запрещено общаться с человеком, вышедшим из секты, не только адептам, но и родственникам «дезертира». Я знаю случай, когда из секты вышел отец семейства, его детям строго-настрого запретили общаться с ним... Хотя, первоначальная теплота как раз и подкупает многих.

Сейчас, правда, ситуация в православных общинах начинает меняться. Главным образом с помощью участия прихожан в социальных проектах. Иногда даже протестанты начинают ревновать.:) Известно, что у них – это обычная практика – ходить проповедовать в больницы, например. И кстати, это еще дополнительный плюс в пользу миссионерства. Когда в эту же больницу приходят православные, которые помогают, общаются, то сектанту уже будет не так легко завербовать кого-либо. Естественно, многим людям православные волонтеры ближе.

Причина вторая: недостаток самообразования среди священнослужителей.

Любой священник, которого рукоположили, обязан постоянно читать святых отцов, знать историю Церкви, изучать все время Священное Писание. Священник должен духовно возрастать, и к этому призывать прихожан.

Бывает, что люди обращаются со своими вопросами к священникам, а те отмахиваются от них. А какой-нибудь сектант, возьмет и ответит на эти вопросы. Пускай неверно, но ответит.

Причина третья:незнание православными своей традиции.

Если бы человек знал историю Церкви, изучал Писание, его бы никакая секта не смогла бы прельстить.

Причина четвертая: обида и гордость.

- Среди личных причин может быть что угодно. Наверное, самая первая из них – это гордость. У меня во время, когда я еще считал себя традиционным православным, был случай. После армии я год учился в художественном техникуме, там же работал. И как-то на праздник мне очень захотелось попасть в храм. Учеба и работа закончились поздно, я пришел во Владимирский собор, куда любил ходить (это было еще до раскола). Праздник был утром, вечером была простая служба, которую, видимо, уже отслужили, а храм закрыли. Для меня тогда это было непонятно – это же торжественный день, весь день храм должен быть открытым, чуть ли не все должны меня тут были ждать… Так возникла у меня тогда обида на всю Церковь.

Причина же такого рода обид – в гордости. Мне тогда и в голову не пришло подумать о том, что нужно будет с терпением прийти в другой день. Мало кто подумает и о том, чтобы поискать какую-то литературу или другого батюшку, если не удалось получить ответ на вопрос.

Иногда случается так, что со стороны Церкви нет открытости, так сказать, а со стороны человека – старания: минус на минус – получается искра.

Причина пятая: своемудрие и негативный житейский опыт.

Кого-то «выталкивает» из Церкви своемудрие или неправильный житейский опыт. Бывает так, что человек «наберется» каких-то неправильных суждений о Церкви, о Боге, о христианах, приходит с этими установками в храм – и не получает того, на что рассчитывал. Естественно, он пожмет плечами, разочаруется и… уйдет.

Деятельность расколов, сект пагубна еще и тем, что человек, увидев, какую ерунду ему предлагают, может разочароваться не только в секте, но и в вере в Бога. Есть и такие люди, которые уходят в атеизм, в сатанизм или вообще выдумывают непонятно что – как в случае с летающим макаронным монстром.

Что за люди – эти православные апологеты?

- Отец Хризостом, а кто составляет вашу апологетическую команду? Какие задачи вы перед собой ставите в первую очередь?

- Основа нашей команды – это молодёжь. Половина из тех, кто к нам приходит, - бывшие адепты сект, которые там не нашли ответов на свои вопросы.

Люди, которые прошли через секты, привыкли к тому, чтобы собираться три-четыре раза в неделю и обсуждать Священное Писание. Инерция старых запросов – всё время учиться – продолжает действовать. Огромный плюс в наших апологетических встречах – дать ребятам такую возможность. Кроме того, они хотят делиться с другими своим опытом.

Мы проводим и антисектантские акции. Во время конгрессов, конференций, мы выходим на улицы раздаём брошюры с информацией об секте, которая проводит мероприятие, общаемся с людьми.

Знаю, что таким образом немало людей отвернули от участия в таких встречах.

Например, у адвентистов седьмого дня была реклама о лекциях, которые будет читать богослов из некой Заокской духовной академии. Для многих православных это название ни о чем не говорит, но слова «богослов» и «духовная академия» вызывают доверие. Когда мы объясняли людям, что это не православный богослов, они благодарили и уходили.

Так действуют сектанты, не открывая свои «карты», улавливают людей. Поэтому одна из наших задач – вскрыть вот такие уловки.

Мы пытаемся общаться и с самими сектантами. Некоторые из них задумываются.

К вопросу о почитании Богородицы. Сама Богородица, вдохновенная благодатью Святого Духа, сказала, что её будут ублажать все роды, – не только её поколение, а все поколения. Когда спрашиваешь сектанта: «Вы почитаете Богородицу?», получаешь ответ «Нет». Показываешь, что в Евангелии написано: «Бог Ей сотворил величие» (Чудно сотворил Ей величие Сильный (Лк. 1:49)). Они говорят, что их этому не учили. Мы предлагаем задуматься, а почему их этому не учили?

Сектантская и православная апологетика. В чем отличие?

Такие встречи и ребятам помогают разобраться в Писании более глубоко, применить свой опыт в жизни. Ребята обнаружили за собою, общаясь со свидетелями Иеговы во время их конгресса, старый «протестантский душок» спора, желание навязать.

По сути, православная апологетика, миссионерство должно проходить совсем в другом духе – ненавязчиво, мирно и тихо. Если человек видит, что в нём просыпается старое, и понимает разницу между сектантскими методами и тем, как должен действовать православный, то это уже огромный плюс.

Мы рассказываем ребятам о том, что все-таки есть отличие между внешней деятельностью и внутренним деланием. Часто в секте человек миссионерствовал, был активным, проповедовал, старался переубеждать, в том числе и в том, что Православие – не правильно. Перейдя в Православие продолжает делать то же самое, только уже доказывая, что Православие – это правильно. Настроение все то же...

Приходится немного «притормаживать» человека, призвать к тому, чтобы он постарался обратить внимание на свое внутреннее состояние. Помнить все время слова Господа «научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем». Заняться внутренним деланием. Это ведь и есть основа Православия – перестройка души человека.

В этом и состоит разница между Православием и сектантством. Я никогда не слышал в сектах глубокие проповеди о борьбе со страстями. В основном, это заканчивается на поверхностных призывах – «братья и сёстры, давайте будем святыми». Когда подходишь к такому проповеднику и говоришь: «Хорошо, брат. А как?» Большинство не знает, как отвечать. Потому что ответить на такой вопрос можно не заученными словами, а только благодаря духовному опыту. А такой опыт имели люди только полностью самоотверженные, святые. Поэтому когда читаешь святых отцов, например, Добротолюбие, понимаешь не только то, с какими страстями нужно бороться, а учишься тому, как нужно бороться.

В протестантизме этого не встретишь. Да, там говорят о том, что нужно перестать материться, курить, обижаться, примириться с женой и так далее. Да, у кого-то восстанавливаются семьи, кто-то избавляется от каких-то грубых грехов, но ведь это не всё. Порой таких грехов не допускают даже атеисты. Например, мой отчим был атеистом, но я никогда не слышал от него грубых слов. Просто есть люди, у которых есть определенные установки, и они их придерживаются. Но это – не Христианство.

Например, мы знаем, что некоторые святые отцы говорили: нужно каяться не только в грехах, а даже в своих добрых делах, которые могут делаться, например, на основании гордости. Но протестанты, в основном, останавливаются на поверхностном.

Протестанты говорят о том, что любят друг друга, но это не может быть правдой. Потому что настоящей любви без смирения не бывает. Вот это для меня – глубоко и прекрасно.

Когда я впервые после возвращения в Православие осмысленно стоял на каноне Андрея Критского и молился, чувствуя его глубину, красоту, я тогда очень пожалел, что протестанты этого не видят, не слышат и не могут уловить… И чем дольше я в Православии, тем больше вижу этой красоты, которая выше человеческой логики.

Поскольку в монастыре я занимаюсь уставом, могу сравнить глубину православного богослужения с «плоским» богослужение у протестантов. Как-то давно я нашел старый диск с протестантскими песнями – и с ужасом подумал о том, что я это слушал... Наверное, эту поверхностность и глубину можно почувствовать только благодаря какому-то опыту. Поэтому я бы сказал так: протестанты квадрат пытаются выдать за куб, а желаемое – за действительное.

Бывают и провокации…

Сегодня на встречи апологетического центра, в среднем, приходит около сорока человек. В основном, это ребята из Ионинской молодёжки, больше половины из которых когда-то были в сектах. Есть и те, кто всегда считали себя традиционными православными, но только сейчас стали воцерковляться. Сначала команда апологетов собиралась в чайной Ионинского монастыря, когда места стало не хватать – перешли в более просторную чайную Зверинца. Но, бывают такие темы и «такие гости», когда места становится мало и там. Здесь рады всем. Кроме, наверное, тех, кто настроен не на конструктивную дискуссию, а на провокацию.

- Отче, Вы уже упомянули о том, что деятельность волонтёров, когда они, например, приходят в больницы, в которые ходят протестанты, вызывает некоторое недовольство. А к Вам на апологетические встречи приходили люди, которым не нравится деятельность Центра?

- Было и такое. Несколько месяцев назад мы поднимали, как говорят некоторые священники, неблагодарную тему – говорили об ИНН. Мой (уже прошлый) помощник пригласил в качестве докладчика девушку, которую я не знал. У меня были какие-то дела в монастыре, потому я не сидел на встрече от начала до конца. На эту встречу в качестве слушателей как раз пришли сторонники борьбы против ИНН. Девушка, не зная, кто сидит в аудитории, резковато себя повела, чем вызвала бурную реакцию с их стороны. Один из этих противников, некий Дмитрий Жуков, кричал что-то о «власти репортера», весь этот спор снимал на видео, которое потом очень выгодно для себя порезал и выложил в интернет. В том числе, выставил много ложной информации – например, сказал, что мы работаем «на заказ» каких-то архиереев, которые желают раскола в Церкви. Хотя не мы, а один из них (пришедших на встречу борцов с ИНН) кричал, пугая очередным расколом, исковеркано цитируя Писание, где Христос говорит, что не мир принес нам, но меч. Мы же, наоборот, на своих встречах неоднократно говорили о том, что никаких расколов допускать нельзя ни в коем случае. А нас обвинили в том, что мы его сторонники…

Говорили также о том, что я не проследил за внешним видом докладчицы, хотя это – дело её и её духовника. Они же посчитали, что вправе делать ей замечания по поводу дредов и пирсинга – причём не наедине, а при всех. Так что весь диалог был сплошной провокацией. Потом ещё Дмитрий Жуков, подписывая свои ролики и статьи, врал, что у нас вся такая «тусовка» – из ребят неформалов. Хотя единственный человек с ярким видом была девушка-докладчик, которая была у нас первый и последний раз. Можете это просто перепроверить, походив больше на наши семинары. Но поведение «цифрофобов», их ролик и статьи против нас – пусть остаются на их совести.

Ещё Дмитрий Жуков, не доверяющий опыту Церкви, и её священноначалию решил раскритиковать то, что бывшего протестанта поставили руководителем Киевского апологетического центра. К сожалению, Дмитрий Жуков, в пылу полемики с Православной Церковью, погрузившись в современные суеверия, забыл прецеденты из истории Церкви. Забыл, а может и не знает - кем были до своего воцерковления святой апостол Павел, блаженный Августин… Интересно, а чтобы Дмитрий сказал о Киприане, узнав, что тот до своего воцерковления служил самому диаволу, и, тем не менее, через полтора года после своего обращения был возведён аж в епископский сан? И был прославлен Церковью в лике священномучеников! Может Дмитрию стоит смотреть не на то, кем человек был, а на то, как он старается исправить своё прошлое? Ведь если сделать правильные выводы бывшему протестанту из своего прошлого, то может именно это и поможет ему, как ни кому другому, больше помогать разнообразным сектантам обращаться в Православие?

Были случаи провокаций против нас и во время уличных акций. Например, когда мы выходили на конгресс Свидетелей Иеговы, к нам подошёл представитель СБУ с охраной стадиона и, показав корочку, сказал, что мы должны отсюда уйти. Я у него спросил, на каком основании мы должны это сделать, так как мы стояли даже не на стадионе, а чуть ли не в двух километрах от него, никого не трогали, в спор ни с кем не вступали. Он ответил честно: что охраняет стадион, а руководитель данного конгресса конкретно сказал ему прогнать нас. Я спросил у него, православный ли он и хотел бы он, чтобы его дети попали в такую организацию. Он ответил, что ни в коем случае не хотел бы, и признал свою неправоту.

- Какие планы у Киевского апологетического центра на будущее, над чем вы сейчас работаете?

- По сути, планы очень простые. Дальше развивать нашу апологетическую деятельность. Есть идея ввести апологетические молебны – о возвращении заблудших. К нам часто за помощью обращаются родственники людей, которые находятся в сектах. С некоторыми из них мы пытаемся поговорить, встретиться, но не все идут на это. Поэтому первое, что мы должны делать в таких случаях – это молиться.

Будем пытаться делать больше практических вещей.

- И в завершении, отче, пожелайте что-нибудь тем, кто будет читать этот материал.

- Если это будут читать православный человек, то искренне желаю углубиться в познание своей традиции, в познание нашей веры. Чтобы можно было и самому от этого получать назидание радость от общения с Богом в Церкви.

А неправославным пожелаю не быть поспешными в выводах, быть осторожными, вдумчивыми и попробовать задуматься о том, почему две тысячи лет существует Церковь, о которой Господь сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».

P.S. Случай из жизни: встретились как-то в Лавре баптисты и старец…

«Интересно, что когда к нашим протестантам приезжают друзья из-за границы, - рассказывает отец Хризостом, - и они хотят показать Киев христианский, святыни, они идут… в Лавру. Потому что протестантский дом – четыре стены с крышей, а показывать нечего». В связи с этим, батюшка вспомнил вот какую историю. Группа баптистов увидела на территории Лавры какого-то старца – то ли батюшку, то ли просто монаха, который сидел на скамейке, отдыхал. Один из этих ребят – лидер группы – решил «показать мастер-класс». Мол, как надо говорить с православными. Он подошёл к этому батюшке, сразу сказал, что он не православный. И спросил, почему так происходит – мы не пьем, не курим, у нас порядок в семьях, а у вас – даже священники напиваются… Батюшка молча слушал, а потом сказал: «Да… Всё у вас хорошо. Одно плохо. Вы – не православные». Те слегка оторопели, а он их спросил:

- Вы видели когда-нибудь сатану с топором?

- Нет.

- А он – сатана.

- Вы видели сатану с бутылкой?

- Естественно, нет. Он же дух, зачем ему пить…

- А он – сатана.

- А с сигаретой?

- Нет.

- А он – сатана.

То есть можно иметь какие-то добродетели, а при этом быть сатанинского духа. Ведь сатанизм начинается с гордости. И старец как раз пытался им это объяснить: что можно иметь добродетели, и не замечать, как ими гордишься. И что со всеми этими добродетелями идёшь прямо в ад. Вот это самое страшное.

В Православии же первая добродетель – это смирение. И большинство старцев говорит о том, что гордость – мать всем остальным грехам. Так что первое, с чем нужно бороться – с гордостью, а первое, чего нужно достигать – это смирения».

***

Справка: Всеукраинский апологетический центр во имя свт. Иоанна Златоуста был создан в 2011 году, как один из проектов Синодального отдела УПЦ по делам молодёжи.

Источник