Это неровное очертание на кузовах автомобилей узнаваемо и популярно. На любом авторынке теперь можно найти китайские наклейки с православным крестом. Но мало кто знает, что ставшее уже международным, это изображение родом из киевских подземелий, а возрастом — из домонгольской эпохи…
Называется оно «Зверинецкий» крест — по названию пещер, в которых много лет назад его впервые увидели монахи из Киевского Троицкого Ионинского монастыря. Как древний крест попал на современные средства передвижения, рассказывает наместник Ионинского монастыря в Киеве епископ Иона (Черепанов). Именно он служил первую Литургию в подземном храме после десятилетий запустения.
Зверинéцкий монастырь в Киеве — это обитель, существование которой не нашло отражения ни в одной из дошедших до нас летописей. О нём узнали только в начале ХХ века, когда во время оползня открылся вход в древние пещеры. Исследователи обнаружили погребальные ниши, жилые кельи и, самое главное, — церковь, которая сохранилась в неизмененном виде с домонгольских времен.
С того же периода берёт свое название и местность — Зверинéц: здесь располагался загородный княжеский дворец, при котором содержались звери для охоты.
На стене у жертвенника в подземном храме были найдены восемь имён. Надпись гласила: «игумени Зверинстии». Из этого, собственно, и стало понятно, что речь шла об отдельном Зверинецком монастыре. Также было очевидно, что обитель просуществовала достаточно долго: раз сменилось восемь игуменов, которых, как мы знаем, избирали пожизненно, следовательно, монастырь действовал довольно длительный срок.
Над жертвенником и над престолом подземной церкви сохранились, причем достаточно хорошо, изображения крестов. Крест четырехконечный с символической Голгофой и надписью «Иисус Христос Ника», что значит «Иисус Христос – Победитель» (Господь победил смерть и диавола).
В середине 1990-х в древней пещерной церкви силами нашей Ионинской братии возобновились богослужения.
В то время я обратил внимание, что на многих греческих книгах, изданных в монастырях, присутствуют логотипы этих обителей. Сделаны они были на основе сохранившихся артефактов – изображений креста или каких-либо характерных надписей.
У меня возникла идея разработать подобный логотип для нашего Ионинского монастыря. И поскольку Зверинецкие пещеры на то время были закреплены за нами, я сфотографировал крест в пещерах и попросил нашу прихожанку, художника, сделать графическое изображение. Оно, собственно, и легло в основу логотипа, который мы стали активно использовать на официальных документах и монастырских изданиях.
Параллельно, в середине 1990-х в Киеве на машинах стали появляться наклейки в форме рыбки. Рыба – это древний христианский символ, потому что греческое слово «ихтис» (рыба) сокращенно обозначает «Иисус Христос Сын Божий Спаситель». В настоящее время знак рыбы используется в основном протестантами, которые не почитают креста Христова. Возможно, что и наклейки в форме рыбки как раз были на машинах, принадлежавших членам той или иной протестантской общины.
Появилась мысль: почему бы подобное не сделать нам, православным? Я обратился в фирму, которая занималась наружной рекламой, дал им изображение Зверинецкого креста, по которому они и сделали наклейку.
Мы разместили эти наклейки на монастырских автомобилях. Интересной была реакция охранников ботанического сада, на территории которого расположен наш монастырь. Они с недоумением рассматривали кресты и спрашивали: «что это у вас за пляшущие человечки на машинах?» Крест ведь изображен на неровной глинистой почве и имеет нечёткие формы. Мы же воспроизвели его строго по контурам — так и получились «пляшущие человечки».
Примечательно, что наклейки со Зверинецким крестом буквально сразу получили широкое распространение. Прихожане нашего монастыря стали активно использовать их на своих автомобилях, рассказали друзьям и знакомым, и затем люди стали специально приезжать, чтобы приобрести себе на автомобиль такую наклейку. Машин со Зверинецким крестом по Киеву стало ездить множество.
С этим, кстати, связана одна забавная история. Как-то один из наших братий пригнал монастырскую машину на мойку, а мойщик ему говорит: «Что это у вас такая простенькая машина? Вон, водители ваши пригоняют помыть и Мерседесы, и Ауди». Человек подумал, что все транспортные средства, на которых есть наклейки с изображением креста, принадлежат монастырю…
Со временем в Киеве стали появляться пиратские изображения нашего креста. Естественно, мы с этим никоим образом не боремся. Во-первых, бесполезно, а во-вторых, — слава Богу, что люди имеют желание и стремление поместить на свою машину не какую-то антихристианскую символику, а символ креста Христова.
В настоящее время в Киеве и других украинских городах наклейки со Зверинецким крестом очень распространены. Сравнительно недавно появились они и в России.
Кстати, я обратил внимание, что наклейки на машинах бывают более-менее нейтральные, однако встречаются и откровенно кощунственные. Например, на многих автомобилях к логотипу наклеиваются рожки, хвостик и рука с трезубцем. Для меня удивительно, что люди сознательно наносят демоническую маркировку на средство, на котором не просто передвигаются из точки А в точку Б, но которому доверяют свою жизнь.
Поэтому, говоря о «пиратских» изображениях Зверинецкого креста — чем больше будет изображений крестного знамени, думаю, тем лучше.
Многие наклеивают крест на кузов, но при этом не освящают машину. Возможно, не все технически могут осуществить освящение, а многим это даже не приходит в голову. Значительно проще купить на рынке наклейку и прилепить её на багажник, чем договариваться со священником, подгонять машину к храму и совершать «какие-то» ритуалы…
На мой взгляд, если автомобиль «носит» крест, это уже хорошо. Важно, чтобы и самая главная деталь – «прокладка между рулем и сиденьем» — соответствовала тому символу, который на кузове изображен. Ведь если на машине крест, значит, в ней едет христианин. А если человек христианин, он должен соответствовать этому званию, в том числе, и в своих поступках на дороге.
Фото епископа Ионы (Черепанова)
Источник