Вход Господень во Иерусалим: о чем нужно помнить и молиться?

О чем нужно помнить в канун Входа Господня во Иерусалим? Почему люди, совсем недавно воспевавшие «осанну Сыну Давидову», вдруг пожелали распять Его? О чем мы молимся и скорбим в Страстную седмицу — день за днём? Об этом и многом другом рассказал Управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний

«Господь входит в Иерусалим не для того, чтобы царствовать, а для того, чтобы умереть на Кресте»

— Ваше Высокопреосвященство, приближается праздник Входа Господня во Иерусалим. О чем нужно помнить православному христианину в преддверии его?

— Приближаясь к празднику Входа Господня в Иерусалим, мы должны понимать, что уже подошли вплотную к воспоминанию самых важных событий в деле спасения рода человеческого. Святая Четыредесятница, время духовной подготовки, уже закончилась, и начинается то, ради чего, собственно, была нужна эта подготовка.

Вход Господень в Иерусалим и предшествующая ему Лазарева суббота – это особые дни, вводящие нас в пространство Страстной Седмицы. В эту субботу Церковь вспоминает воскрешение четверодневного Лазаря, одного из ближайших друзей Христовых. Это событие должно было уверить последователей Спасителя в том, что Он является Владыкой жизни и смерти, что Он не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22:32).

В Евангелии это уже третье воскрешение умершего: первое – это воскрешение сына наинской вдовы, второе – дочери Иаира. И перед Своими крестными страданиями, Господь совершает это великое чудо, Он воскрешает мертвеца, который уже четыре дня пролежал во гробе. Тем самым, как поется в тропаре этого дня, Господь уверяет всех нас в том, что в конце времен будет всеобщее воскресение из мертвых. А значит, наша телесная смерть — это не конец существования, это лишь переход в вечность.

Кроме того, воскресив Лазаря, Господь показал Свое всемогущество. И именно поэтому во время Его входа в Иерусалим Христа встречают как триумфатора, как Великого Чудотворца. Но Господь входит в Иерусалим не для того, чтобы здесь царствовать, а для того, чтобы умереть на Кресте ради спасения рода человеческого.

«Каждый из нас по нескольку раз на день своими поступками то прославляет Бога, то распинает Его»

— Всех удивляет тот контраст в настроении народа, который сначала воспевал «осанна Сыну Давидову», а потом кричал «распни Его».

— В этой связи вспоминаются слова праведного Симеона Богоприимца, сказанные когда Богомладенца первый раз принесли в Иерусалимский Храм: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк. 2:34).

Нужно помнить, что каждый из нас по нескольку раз на день переходит на разные стороны баррикад в духовной борьбе, и своими поступками то прославляет Бога, то распинает Его.

У Достоевского говорится, что сердце человека – это поле битвы между Богом и диаволом. Но сам человек не сторонний наблюдатель этих баталий, он – их активный участник, и от него многое зависит.

Действительно, в указанном вами событии многое вызывает наше искреннее сожаление и недоумение. Когда Христос родился в Вифлееме, пастухи слышали песнь ангелов о том, что на земле мир, в человеках благоволение (Лк. 2:14). Господь въехал в Иерусалим, «Город мира», на осле не как завоеватель, а как Примиритель человека с Богом. И вдруг мы видим такое изменение в человеческом настроении.

Однако, Сам Господь говорил о Себе, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть, и когда Петр возразил Ему, Он сказал: отойди от Меня сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16:21–23).

В празднуемый нами день Христос не только въезжает в Иерусалим как победитель смерти, но и как жертвенный Агнец восходит на Голгофский жертвенник.

«Порой и мы, подобно Иуде, забываем благодеяния Божии, оказанные нам»

— Сразу за Вербным воскресеньем начинается Страстная седмица. Какие события вспоминает Церковь в эти дни?

— На Страстной неделе Церковь воспоминает последние дни земной жизни Христа Спасителя. В Великую Среду мы вспоминаем предательство одного из ближайших учеников Христа.

В богослужебных песнопениях Церковь недоумевает, каковы мотивы поступка Иуды: неужели Господь лишил его дара чудотворений и исцелений, неужели не омыл его ноги, неужели не дал ему Хлеба, как остальным?

Порой и мы забываем благодеяния Божии, оказанные нам, отступаем от своего Спасителя и отдаемся в руки своему врагу и клеветнику на Бога и человека – диаволу.

В Великий Четверг Господь совершает со Своими учениками пасхальную вечерю, на которой устанавливает Таинство Святого Причастия. Предлагая ученикам Свои Тело и Кровь, Господь приобщает всех Своих последователей к источнику бессмертия, от которого отпали первые люди в раю.

В этот же день происходит гефсиманское моление о чаше, в котором видно борение человеческого духа и в котором Спаситель всецело предает Себя в руки Своего Небесного Отца, чем подает пример и каждому из нас.

В Великую Пятницу Христос был распят на Кресте, предал дух Свой в руки Бога Отца и был погребен.

Святые отцы обращают внимание на то, что творение человека произошло в шестой день, и восстановление падшего человечества также происходит в шестой день недели. Новый Адам – Христос из Своего прободенного ребра создает Себе непорочную Невесту – Святую Церковь, общество обновленных людей.

«Христос выводит из преисподней все человечество — и в этом суть самого праздника Пасхи»

— Среди событий Страстной седмицы как-то особо выделяется суббота – в этот день ничего не происходит, ученики сидят за закрытыми дверьми в непонятном ожидании.

— Действительно, суббота – «день покоя», в который Господь почил от всех дел Своих. Примечательно, что слово «кувуклия», которым мы называем Гроб Господень, буквально означает «опочивальня», то есть комната покоя.

Однако за видимым спокойствием происходит очень важное – сошествие Христа во ад, событие, которое изображается на канонических иконах воскресения Господня. Оно иллюстрирует суть самого праздника Пасхи: Христос выводит из преисподней все человечество, начиная от прародителей Адама и Евы, ведь до этого момента даже праведники попадали в ад.

Став человеком во всем, кроме греха, Господь разделил участь людей даже и по смерти, но поскольку Он – Сама Жизнь, смерть не смогла Его поглотить. Поэтому мы поем в тропаре Пасхи: смертию смерть поправ. День покоя, когда все совершилось, – это возможность осознать произошедшее, осмыслить события человеческой истории.

На богослужении Великой Субботы прочитываются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, в которых Церковь вспоминает ключевые события в деле спасения человечества, начиная от сотворения мира. Все они приводят к смысловому центру Вселенной – Голгофе и Гробу Господню.

«Богослужения, совершаемые в эти дни в храме, являются не просто воспоминанием важных событий, а возможность пережить их самим»

— С каким духовным настроением Вы посоветуете верующим прожить наступающие дни.

— Вступая в великие дни Страстной седмицы, хочется особо подчеркнуть, что все церковные богослужения, совершаемые в эти дни в храме, являются не просто воспоминанием прошедших событий, – они направлены к тому, чтобы молящийся сам пережил их, чтобы эти исторические факты стали событиями в нашей собственной жизни и как-то повлияли на нее.

В Великую субботу во время богослужения звучит такое песнопение «Да молчит всякая плоть человеча… и ничтоже земное в себе да помышляет».

В эти дни нужно попытаться соотнести ритм своей повседневной жизни с богослужебным кругом, и даже если у нас нет возможности посещать службы, надо постараться прожить эти дни с памятью о Боге и Его жертве, принесенной ради нас.

Хочется также посоветовать в эти дни прочесть Священное Писание, описывающее события наступающих дней. Особенно назидательными являются 13-17 главы Евангелия от Иоанна.

Это – прощальная беседа Христа со Своими учениками, в которой Господь наставляет и утешает Своих последователей, говорит им все прямо, не в притчах иносказательно, а открыто, называет их Своими друзьями. В этой беседе звучат и такие слова, которые очень актуальны в наши дни: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

Источник