Алчевская молодежка. Повесть о настоящем человеке

Написать повесть о батюшке Александре я хотел давно, но всё не решался затрагивать эту тему. Так получилось, что некоторые годы моей жизни неразрывно связаны с этим батюшкой. За эти годы я у него учился, так как он, верить в Бога, завидуя его трудолюбию, силе и воле его характера. За эти годы я полюбил его как родного брата, его семья – стала моей семьёй, его радость – моей радостью, его боль – моей болью.

Рядом с ним я стал духовно богаче. Стал смотреть на мир и на всё происходящее в нём не через линзы жизни, а пропуская всё через своё сердце, понимать первозданную чистоту любого деяния, стараясь не очернить данное мне свыше, отбрасывая все предубеждения. Он помог мне понять, что всё данное нам на земле, это подарок от Бога. Что, не поняв всей сути Божьего решения, ты не сможешь им воспользоваться. Он научил меня понимать Святое писание, учится не на ошибках, а на Библии.

« …Если ты откроешь свою нужду людям, то не ищи помощи у Бога. Бог как бы обижен тобою – почему об этой нужде ты не просил помощи у Него Самого».

Беру лист и начинаю писать название «Повесть о настоящем человеке». Да действительно я буду писать о самом настоящем Человеке с большой буквы этого слова. Человеком мы рождаемся, чтобы батюшкой стать, нужно заслужить, а вот настоящим человеком людей делает жизнь.

Иподиакон Николай.

В ЮБИЛЕЙ.

Благочинному Алчевского округа
протоиерею Александру (Устименко)
По Божьей милости сложилось хорошо.

В Алчевск назначен новый настоятель.
С молитвой и с поклоном в храм вошёл
Соборной церкви мудрый предстоятель.
Он молод и красив, в глазах – огонь,
Душа наполнена лишь Православной верой
На церковь с тихой грустью смотрит он:
«Быть колокольне!» – Мысль явилась первой.
Крестильне можно лучшего желать,
Ведь рядом с Храмом старая лачуга,
Чтоб Богу Богово мог с почестью воздать,
Порой, казалось, нужно только чудо.
И это чудо должен был создать
Простой и деревенский славный парень,
Он из семьи, где шестеро ребят
По Божьей воле Батюшками стали.
Стремились ввысь кресты и купола!
В Алчевск, врастали Храмы и Соборы,
И зазвенели в них колокола
Под ликованье певческого хора!
Чтоб нисходила Божья Благодать.
Творя молитву, облачаясь в рясы,
В купели деток стали окунать!
В училище заполнились все классы –
Ведь двадцать лет не малый в жизни срок,
Года внесли свою корректировку.
Вы извлекали жизненный урок,
Ход пресекая злобе и пороку.
Заслуг пред Богом трудно перечесть!
Кресты наградные грудь украшают –
За Божий труд Вам и хвала и честь!
Отцом Вас Благочинным величают!

«Повесть о настоящем человеке».

Отчего узкий путь и тесные врата ведут к жизни?
Кто сужает путь избранных? Кто делает тесными врата?
Мир теснит избранных, Диавол теснит, плоть теснит: они суживают путь наш к Царствию Небесному.

Святой праведный Иоанн Кранштадтский.

Отец Александр с размаху упал на диван в своём кабинете. Всё его тело болело, требуя отдыха. Ноющую боль в ногах, пояснице уже нельзя было терпеть, мозг отказывался понимать происходящее вокруг, требуя отдыха. День был благоприятным, было сделано много дел. Батюшка был благодарен Богу за то, что он освятил этот день своим крестом. С утра, отслужили Литургию, в честь праздника Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господнего, возглавляемую Владыкой, во Владимирском Храме. После службы, все батюшки и прихожане, крестным ходом, пошли к месту установки креста. Батюшки, шли шеренгой в два ряда, неся иконы и кресты. Замыкал шеренгу Владыка. По пути, на перекрёстках, делали остановки для прочтения Евангелии, и окропление святой водой прихожан и жителей города.

2010-04-04 01-16-48

2010-04-04 01-19-08

Пасха 2010 г. Свято-Никольский кафедральный собор. Алчевск

В дни подготовки к празднику надо было изготовить крест, залить постамент с креплением для креста, привести крест к месту установки, привести дикого камня, для укладки его у основания креста, договорится за кран для установки креста. Даже от перечисления всех выполненных работ, кружится голова, а надо было позаботиться, проследить, чтобы эти работы были выполнены качественно и в срок.

Только проводив Владыку, батюшка мог позволить себе расслабиться, подарив своему телу отдых. Умостившись на диване, он почувствовал, как от напруженных мышц уходит боль, боль в пояснице тоже стала утихать. Как будто всё тело, для того чтобы успокоит – ся, ждало только этой минуты. Диван, на вид кажущийся грубым, был мягким и нежным, принимая в себя тело, облегал его, согревая своим теплом. Но если тело отдыхало, мозг продолжал трудиться. Батюшка мысленно перебирал весь день, вспоминая все подробности, проверяя, не допустил ли где ошибки, всё ли было сделано правильно, не забыл ли чего.

Идея построить часовню на Проспекте, напротив памятника Ленину возникла давно. Мешали депутаты коммунисты, баявшие, что крест часовни будет выше памятника, голосовавшие на сессии против строительства часовни. Они боялись, что их символ коммунизма будет вынужден смотреть в сторону часовни, делая к ней шах, с вложенными в карманы пальто руками. А Отец Александр хотел возвести над городом незримый крест, дабы он охранял и оберегал город от беды. И действительно, если мы проведём незримые линии от Храма Георгия Победоносца, к Поклонному кресту на Проспекте, а от Никольского Собора на рынке, к Храму мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, на улице Волгоградской, то получается крест над городом. Крест незримый как Бог Отец, как Дух Святой, но помогающий верующим в него. Сегодня, когда в Украине идёт война, рвутся бомбы разрушая дома, убивая людей, не жалея даже детей, верующие верят что этот крест будет оберегать город.

Чувствуя блаженную теплоту разливающую по всему телу батюшка лежал, посапывая на диване. Сегодня построены Храмы, столовая, где можно покормить рабочих и нищих, есть, где переночевать, а ведь начинал с ноля.

Через дремоту, в памяти невольно всплыли детские года. Родился Александр седьмого февраля 1963 года в селе Гвоздов Корецкого р – на Ровенской области. Вместе с ним, в один день, только раньше на пять минут, родился брат Григорий. А дома их уже ждали старшие братья Василий, Петро и Иоанн. Прибавление ещё двух хлопцев их радовало больше всех. Близнецы находились под пристальным вниманием братьев, которые отдали им все свои игрушки. Потом, когда мама приносила домой братиков и сестричек, эти игрушки передавались другим детям. Семь мальчиков и пять девочек подрастало в этой дружной, счастливой и православной семье. Жили очень бедно. Осенью, иногда приходилось ходить в сандалиях, так как туфли уже кто – то носил. Ногам, привыкшим летом бегать босиком, было холодновато. В школе, из – за того что дети были верующие, некоторые пытались дразниться но тут вступало в силу братство, авторитет и дружба. Устименки могли за себя постоять. На летних каникулах все дети трудились в находящемся недалеко, в городе Корце, знаменитом Свято –Троицком женском монастыре, помогали на стройке и на других работах, зарабатывая хоть какую – то копейку в семейный бюджет.

Отец Николай работал в колхозе столяром. Александр часто ходил на работу к отцу, там пахло елью, свежей стружкой. Маленький Саша любил смотреть, как работает отец. Как он стругал рубанком доску, временами поглаживая своей мускулистой рукой проверяя её чистоту, как отец чёткими движениями забивает гвозди.

В селе был храм во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. Эти святые не имели земных богатств, они были богаты духовно. Отец, как верующий человек, в воскресные дни и в праздники постоянно ходил в монастырь, на вечернюю, с акафистом Божьей Матери. Детей он брал с собой. Впоследствии он пел на клиросе, позже стал священнослужителем. Своих детей отец Николай наставлял словами Святителя Николая Сербского Велимуровича. «О трёх предметах не спешите рассуждать: О Боге, пока не утвердишься в вере, о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих, и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета». Александр хотел во всём быть похожим на отца. Отец, для него был самый лучший, к нему приходили за советом, просили о помощи. За его доброту и сердечность его уважали.

В любую погоду все дети ходили на службы. Девочки пели в хоре, а мальчики пономарили, помогая отцу. В церкви пахло ладонном. Это был неповторимый запах чистоты, справедливости и силы, запах веры. Ещё детьми братья дали слово пойти по стопам отца и выучится на священника. И Господь справил так, что все братья и сестры Устименки, их дети и внуки, непосредственно связаны с Православной Церковью. Мечта всех детей, посвятить свою жизнь служению Богу сбылась. Мальчики стали батюшками, у девочек, мужья батюшки.

Александр, с любовью относя к изучению церковно – славянского словаря, чтению Библии, учил молитвы и порядок ведения службы. Св. Тихон Задонский сказал: «Помни всегда вечность – и ничего в мире не пожелаешь». Александр знал, что для верующих в Бога уготовлена вечность. Выбрав один раз дорогу, он уверено шёл по ней. И уже в 1981 г был иподиаконом у Высокопреосвященейшего Алексия Митрополита Тверского. 7 октября 1981 года венчался с красавицей Ларисой. Затем служба в сане диакона в кафедральном соборе "Белая Троица". После рукоположения в сан священника 6 мая 1984 года он благословляется на пастырское служение в Свято – Николо – Преображенский храм, а затем Петропавловский собор в городе Ворошиловграде. В 1988 году оканчивает Московскую Духовную семинарию. 15 мая 1989 года был направлен на настоятельское служение в город Коммунарск.

Свято – Никольский храм в городе был построен в 1808 году, помещиком Николаем Сабо. Здание каменное с деревянным куполом. В 1899году к основному зданию был пристроен придел в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радостей», а в 1905 году пристроен придел в честь Святого пророка Божьего Ильи. 1935 году церковь была закрыта, а колокольня и купол были снесены. По свидетельствам очевидцев, в 30-е годы в храме рас – полагался молокозавод. В начале Великой Отечественной войны, когда наши войска вели кровопролитные бои в районе Дебальцево, храм, оказавшийся в прифронтовой полосе, стал госпиталем. В 1942 году церковь вновь стала действующей, её открыли оккупировавшие в те года называющийся город Ворошиловск, немцы. После окончания войны власть не закрывала храмы, тем самым отблагодарив Православную Церковь за ее вклад в Победу. С этого времени церковь больше не закрывалась, но фактически полным правом свободы вероисповедания верующие могли воспользоваться только с 1989 года.

Зайдя в храм Батюшка, по облупленной штукатурке и копоти на образах увидел его запустение. Со стены на него смотрели молчаливые лики святых, видевшие великолепие храма. Остановился у иконы Святителя Николая. С иконы на него смотрел старец с добрыми, но грустными глазами. Своим взглядом он как будто спрашивал: «Тебе исправлять ошибки людей? Ты сможешь? Ты справишься?» От этого взгляда стало страшно и стыдно за деяние безумцев разрушающих храмы. Горечь, стыд и жалость смешавшись вместе в его сердце, вылились чистой слезой раскаяния. В эти минуты, перед иконами, он пообещал, что восстановит первозданный облик храма, что он больше никогда и никому не позволит глумиться над иконами.

Начинающие 90 года прошлого века – это период возрождения Православия на земле русской. Время лихолетья, забвения и гонений, которое не смогло изменить православной сущности верующих людей, ушло. Пришло новое благоприятное время – время коренных перемен, которое требовало и новых людей. В батюшках ценился ум, воля, они должны были быть деятельными и самое главное усердными молитвенниками о народе, Отечестве, радетелем о деле Божием. Именно таким человеком оказался молодой настоятель.

От долгого лежания начали затекать ноги.

– Не то уже здоровье – подумал батюшка, переворачиваясь на другой бок, – раньше с утра как заведённый целый день на ногах, когда успеешь, что нибудь перекусить, а когда и думать о еде некогда было. Но обещание перед иконами нужно было выполнять.

Ремонт храма начал с восстановления первозданного вида центрального купола и колокольни, обновлением настенных росписей. Нужно было найти старые документы.

живых свидетелей помнящих старый вид храма. Батюшка успевал побывать везде. Его можно было увидеть и на разгрузке кирпича, и на укладке под навес доски, и на лесах вокруг купола. В те времена, если ты хотел построить добротно, то за строителями нужно было смотреть, иначе схимичат. От вездесущего ока батюшки нельзя было ничего утаить. В храме не прекращались службы, Вечерняя, Литургия, Крещение, Венчание, Погребение всё шло своим чередом. Иногда к иконостасу приходилось пробираться между лесами.

Чтобы восстановить первозданный облик храма, нужны были документы, фотографии, ведь государство не заботилось о храмах. И он нашёл документы, нашёл фотографии и живых свидетелей, и поднялся крест над центральным куполом храма. Свет, из больших окон центрального купола, осветил обновлённые образа настенных рукописей, засверкал позолотой иконостас, мраморная плитка украсила стены и пол храма. Вознеслась к небу колокольня, в ней зазвенели мелодичным перезвоном новые колокола, пробуждая в душах горожан веру и надежду в светлое будущее.

Ваш покорный слуга не понимал, откуда батюшка берёт силы. Вечером он усталый, а днём бодрым и весёлый, успевающий даже подшутить над тобой. Однажды я спросил у него, откуда он берёт силы и когда отдыхает, на что батюшка ответил: «Сила моя в молитве, а отдыхаю на Литургии». Как тут не вспомнить слова Преподобного Серафима Саровского: «Учись умной, сердечной молитве, как учат святые отцы в Добротолюбии, ибо Иисусова молитва есть светильник стезям нашим и путеводная звезда к Нему».

Кроме всех выше перечисленных дел он не забывал и о своей семье. В то время батюшка ютился в небольшой комнатушке, на территории храма матушке с четырьмя детьми, самой меньшей два годика, места не было. Она жила в Ворошиловграде. Батюшка, раз в неделю, обязательно проведывал своих девчат. Иулиания, Мария, Наталья, Танюша и матушка Лариса, пять чудесных роз. Это был букет самых любимых и нежных цветов, которые батюшка желал обнимать и ласкать каждый день, дети были самый дорогой подарком от матушки Ларисы своему любимому батюшке.

Батюшка открыл глаза. Возле него, в кресле, дремал иподиакон Николай. Вся жизнь батюшки, после приезда на службу в Коммунарск, была неразрывно связана с Николаем. Да и знакомство с ним было загадочным. В церкви, был городской телефон. Но он стал часто ломаться, и батюшка решил поговорить с монтёром. Пришёл высокий, светловолосый парень с добрым лицом и карими глазами. Батюшка, почувствовал в нём доброту и умение выслушать, помочь, стал жаловаться на то, что часто ломается телефон. Выслушав батюшку, Николай сказал: «Мне нужен помощник, чтобы носить лестницу». Александр молча, снял с себя подрясник, надел старую куртку и пошёл за Николаем. Впервые увидев батюшку готового не командовать, а работать, Николай удивился.

В те времена телефонная линия, протяженностью четыреста метров, шла на церковь по столбам с гостиницы на рынке. Линия была старая и требовала замены, скрутки были на каждом столбе. Николай с батюшкой перезачистили все скрутки и замотали изалентой. С тех пор телефон долго не ломался, а батюшка приобрёл хорошего друга, который впоследствии стал незаменимым помощником. Правда на исповеди, Николай признался, что желая познакомится с батюшками иногда выключал телефон. На что Александр ему ответит: «С такой доброй душой как у тебя ты должен был прийти к Богу, а то, что ты осознал свой грех и больше его не повторишь, будет тебе только плюсом». И Николай стал набирать свои, жизненные плюсы, чаще ходить в церковь, спрашивать, интересоваться, помогать. Добрый и компанейский парень, стремящийся к познаниям Православия, не мог, не понравится Александру, он чувствовал ответственность перед Богом за этого парня. Им было легко в общении, они понимали друг друга как большие друзья как братья готовые прийти друг другу на помощь. Николай жадно слушал рассказы Александра о Боге, о Вере, о Православии становился духовно богаче, принял в себя веру, стал чаще посещать храм, исповедоваться, причащаться, повенчался.

Детвора сразу полюбили Николая за его простоту в общении с ними. Они ждали его в гости, особенно в дни окончания постов. Как и во всех православных семьях, девочки, вместе с родителями, соблюдали все посты, а под конец поста батюшка просил Николая купить для разговения хорошей колбасы, шоколадок и шоколадных конфет для детей. В те года всё это бралось по блату, Николай, имел возможность приобрести всё это на базе. И вот, принеся покупки, будучи тогда ещё не верующим, не постившимся, видя детские взгляды на доста – ваемую из сумки колбасу, Николай, жалея детей, спрашивал: «Колбаску будете? Кушайте, я маме и папе ничего не скажу», уговаривал он их. Девочки, отворачиваясь, отказывались. За это, между собой, они прозвали его дядя Коля «Колбаска». Так ему и надо было. Правда у дяди Коли была защитница – Марийка. Она была вторым ребёнком, мудрая и сильная, на голову выше сестёр, говорила им в его защиту: «Нельзя так говорить на дядю Колю, ведь он для нас колбасу приносит». Что тут скажешь, если сам Бог говорит устами младенцев.

При воспоминании о детях на лице батюшки появилась улыбка. Они его любовь, они его радость, они его счастье, они его будущее, они его настоящее, они его жизнь. Батюшка уже жил на снимаемой им квартире, ему уже не нужно было ездить в Ворошиловград, он каждый день мог видеть детей. Правда, уходил батюшка, когда они ещё спали, а приходил, когда они уже спали, но близость детей предавала ему силы.

Добрый и отзывчивый Николай никому не отказывал в помощи. В те времена горисполком заставлял записывать всех детей, которых приносили на крещение, родителей, и крёстных, чтобы затем наказать непослушных. Николая просили, договориться о крещении без записи. Но так как обращались в основном «Блатные», беспокоящие за свои партбилеты, а крёстные отцы не желающие, чтобы их увидели в церкви, то на крещении, у купели с новорожденным на руках приходилось стоять Николаю. Батюшка посмеивался: «С таким успехом ты перед Богом половине города будешь крёстным отцом».

– Ничего страшного, – отвечал он – была бы польза ребёнку, а конфету ему я всегда найду.

И так во всём, вроде бы и не заметная, но его помощь была самая нужная и главное вовремя. При строительстве приходилось часто звонить за советом к Владыке в Ворошиловградскую Епархию. В церковной бухгалтерии, в те времена, работала бухгалтер, от Горисполкома, которая яростно выполняя поручения, следила не только за правильностью отчетов, но и подслушивала все разговоры на параллельном, стоящем в бухгалтерии телефоне. Батюшка поделился с Николаем этой бедой, и он, как специалист, установил выключатель для паралельного телефона бухгалтера, да так что приехавшая по просьбе бухгалтера комиссия не смогла его найти. Бухгалтер злилась, ничего не понимая, а батюшка спокойно обсуждал вопросы с Владыкой, не боясь, что его подслушают.

На стройке кипела работа. Вот уже поднялась ввысь колокольня. И надо было решить, где взять деньги на колокола, где найти грузовую машину для поездки в Воронеж, чтобы привести колокола. Деньги заняли братья, а сумма, по тем временам, была большая, пятнадцать тысяч рублей, а за грузовую машину Николай договорился в автошколе. Ну и конечно поехать с батюшкой согласился. Более надёжного человека на то время у батюшки не было. Деньги поделили поровну и договорились, если что… разбегаемся в разные стороны. Было решено, что каждый спасает свою половину денег, не беспокоясь за судьбу другого. А так как деньги занимали все братья, они были мелкими купюрами, так что кульки получились солидными. Перед выездом помолились. Когда с молитвой начинаешь дела, то Божья по – мощь, всегда приходит вовремя. Доехали хорошо, останавливались один раз отдохнуть на посту ГАИ. В Воронеже, на заводе, приняли хорошо. Рабочие терпеливо ждали, пока батюшка подберёт нужный колокол. Крановщик поднимал на небольшую высоту колокол, а батюшка, молотком стучал по колоколу, выстукивая мелодию.

– На века выбираем, – говорил Николаю батюшка – мелодия должна пролиться.

Вся эта процедура заняла четыре часа, батюшка был уставший, но довольный.

Преподобный Серафим Саровский сказал: «О всём мы должны благодарить Господа и предавать себя Его воле; должны также представлять Ему все свои мысли, слова и деяния, и стараться, чтобы всё служило к Его благоугождению». У батюшки всё начинается с молитвы и заканчивается молитвой. И наступил день, когда верующие с благодарственной молитвой встретили колокола. Сегодня мелодичный звон колоколов разливается по всей округе.

Отремонтировав храм, батюшка начал строить хозяйственные постройки, подводить газ. Он планировал построить целый комплекс длиной 32 метра и шириной 9 метров. В подвальном помещении, которого располагались котельная, склады, душевые, мастерские. На первом этаже кабинеты, столовая, учебные классы, церковный магазин и крестильная. На чердаке были запланированы кельи.

Александр поделился своими планами с Николаем, и услышал от него:

– Знаешь, сколько здесь работы? Зачем тебе такое огромное здание? Зачем столько келий? Кто будит в них жить? Батюшка подождал, пока тот успокоится и ответил: «Со временем я открою здесь Духовное училище».

– Может учеников не будет, а ты уже строишь. – Возразил Николай.

– Будут и ученики и воскресная школа, а где моим ученикам учиться, жить, кушать, молить – ся? Ты видишь, сколько церквей открывается, а батюшек не хватает.– Задумчиво ответил батюшка.

И Николай понял, что с ним спорить бесполезно, он уже мысленно там, в будущем, в его голове всё уже продумано, здание построено, и ученики сидят за партами.

– Ты бы лучше подумал, где взять плиты подешевле. – подытожил Александр. На второй день они сидели в кабинете знакомого Николая, директора ЖБИ Косюги Владимира Ивановича и договаривались за плиты.

Когда была построена комната для крещения, батюшка рассказал Николаю, что он мечтает сделать купель не такую как у всех, а позволяющую совершать полное погружальное крещение. Николай познакомил Александра с директором частного предприятия который согласился бесплатно изготовить купель из нержавейки.

Николай заметил, что если батюшка даёт своё благословение, то в делах обязательно повезёт. Какая – то благодать, невидимая и сверхъестественная, исходит от его благословения, она оберегает и помогает. Поэтому он перестал с батюшкой спорить, а только просил у него благословение. Зная, что получает вместе с благословением, смело шёл выполнять поручение.

Александр открыл глаза и посмотрел на часы. Пятнадцать тридцать, можно ещё часок поспать, затем отвести домой Николая, забрать с храма матушку, заехать к внукам и домой. Прочитав вечерние молитвы, умывшись растянуться на кровати. Ещё давление начало скакать, надо не забыть выпить лекарство.

При воспоминании о внуках нежное тепло окутало его сердце. Это тепло хранило в себе ту особую любовь к детскому смеху, к первым словам, к первому шагу, ко всему первому, чего у его девочек, с момента их взросления, уже не было. Один раз, прочувствовав эту любовь, ты её никогда не забудешь. Сегодня эта любовь передалась внукам. Он любовался их шалостями, радовался их визгу, ведь в этой кутерьме рождался человек со своими желаниями, своим характером, своим будущим, своим настоящим, своей жизнью.

Младшие дочери, Наталия с внуком Иоанном и внучкой Викой, и Танюша с внучками Кирой и Екатериной, вместе с мужьями, несут послушание в Запорожской епархии. Их хотелось бы видеть почаще, вот только со стройками закончить. Старшая дочь Иулиания, которая живёт в Алчевске, одарила деда внуками. Три мальчика, Игнатий, Кирилл и Гавриил, и четыре девчушки, Мария, София и близняшки Емилия и Василиса радуют деда своей ангельской любовью. Старшие внуки поют в хоре, помогают в алтаре.

213

Таинство Крещения проводит иерей Александр Устименко

Жизнь нам дана одна и за свою жизнь все мы проходим испытания. Никто не знает, какие из них и когда его ожидают, но у каждого они свои. Испытания жизнью дают нам дни радости и дни скорби. Дни скорби тяжёлым камнем ложатся на сердце, оставляя после себя незаживающую рану. Эти дни приходят неожиданно, когда ты их совсем не ждёшь, заставляя тебя жалеть, страдать, перебирая прошедшие дни, выискивая в них ошибки. Это незабываемые дни скорби о безвременно ушедших братьях Василии и Протоиерее Леонтии. Проводы мамы Марии. Так случилось, что вторая дочь Марийка заболела и, будучи монашествующей, монахиней Георгией отошла ко Господу.

Смерть – это тяжёлая, земная утрата но, ещё тяжелея, когда теряешь близкого человека в юном возрасте. Марийки было двадцать три, всё только начиналось. Она любила жизнь, наслаждалась её красотой, вдыхая её ароматы, но среди этой красоты вдруг, как испытание, появляется болезнь, которая начинает тебя, есть, причиняя невыносимую боль. Когда уже не помогают таблетки и бессильны врачи и тебе остаётся уповать на милость Божию. А болезнь, зная, что неизлечимая, постепенно овладевает тобой. И уже мир ассоциируется с непрекращающейся болью. Марийка, считающая, что всё в мире от Бога, даже болезни, принимала свою болезнь как дар Божий. Она не роптала на Бога, а спокойно с молитвой переносила тяготы, называя боль Божьей милостью, принимая её. Один раз, с Марией и батюшкой я был в Киселевой балке. Зная о её болезни, я не отходил от неё ни на шах. Видя как она, превозмогая боль что – то шепчет, спросил её:

– Могу ли я чем нибудь помочь? – на что она ответила:

– Дядя Коля мне уже помогают.

– А что ты шепчешь? – Поинтересовался я.

– Молитву. – Ответила она – хотите, прочту?

Она начала читать молитву, и я понял, откуда эта хрупкое дитё черпает силы, и кто ей помогает. Вот эта молитва.

«Господи, благодарю Тебя за своевременность болезней, за заботливое участие в них, за умягчение душевной и телесной боли, за радости восприятия жизни которые Ты посылаешь мне. Аминь». Прочитав последнее слово молитвы, она улыбнулась, и я понял она с Богом, с Богом до конца.

Монахиня Георгия не только защищала меня при жизни, но и после своей смерти показала мне свой путь. После похорон монахини Георгии, сорок дней, желающие собирались вечером, после службы, у её могилы, чтобы отслужить панихиду. Так получилось, что я узнал об этом на пятый день. Я бежал после работы в церковь, чтобы успеть на панихиду про себя во всю ругая отца Александра за то, что он не сообщил мне об этом раньше. А также понимая, что я сам виноват и что я понапрасну ругаю батюшку, я злился на себя ещё больше. Когда я подошёл к могилке панихида уже началась.

Сама могилка находится у иконы Пророка Божьего Ильи. На иконе изображён Пророк Илья, сидящий на камне. Люди, вместе со священниками молились у могилы. Вслушиваясь в слова молитвы, я посмотрел на икону. Шесть часов вечера, на улице уже было темно, свет от фонаря над гаражом падал с боку на икону. В его лучах я увидел не Пророка Илью, а сидящую на камне невесту. Прищурив свои подслеповатые глаза, я старался рассмотреть икону, не понимая, куда делся с иконы Пророк Илья.

Невеста сидела на камне в чисто белом платье, в белой до самой земли фате. Фата прикрывала её лицо. Сидела с закрытыми глазами, вслушиваясь в тишину, а перед ней стояла огромная, белая косуля с любопытством рассматривающая невесту.

– Когда же это батюшка успел поменять икону – подумал я – как ему так всё можно. Надо будет подойти поближе и рассмотреть.

Каждые последующие дни, приходя на молебен, я обещал себе подойти поближе и рас – смотреть икону, но каждый раз, что, то мешало, и я забывал о своём желании.

На девятый день служения, я увидел сидящего на камне Пророка Илью, с правой стороны сидела невеста, одетая в чёрном. Голову она положила на плечё Пророку Ильи, глаза у неё были закрыты, она что – то шептала ему на ушко. За спиной Пророка стояли монахини. Рядом бежал ручей, вверху соединяющий из двух маленьких ручейков в один широкий. Внизу, с одной стороны ручья паслись косули, с другой пили воду овцы, а рядом с ними, на зелёной траве, отдыхали пастухи. Вокруг было тихо, мирно и спокойно.

– Опять батюшка поменял икону. Чем та ему не понравилась? – подумал я.

И опять какая – то сила не подпускала меня к иконе, чтобы я её рассмотрел вблизи. Даже, когда я приходил днём на службу, я забывал подойти к иконе. У меня не было мысли, что всё это мне кажется. Я чётко видел невесту, чисто белую фату, монахинь в чёрном одеянии, ручей, даже слышал его тихое, нежное журчание. Видел зверей, пастухов, слышал шелест зелёной травы, только не видны были лица невесты и монахинь. От этой иконы исходила тишина и покой.

На сороковой день, на камне сидел Пророк Илья, а за ним, опустив головы, стояли монахини. Невесты не было, ручей продолжал свой тихий бег, паслись олени и овцы, пастухи отдыхали на траве. Вспомнив о своём желании рассмотреть икону поближе, я подошёл к ней. На камне одиноко сидел Пророк Илья. Когда же я отошёл от иконы видение опять появилось. Я понял, что это монахиня Георгия показывает мне как ей там хорошо и просит не волноваться за неё.

Мы рождаемся на земле для того чтобы познать телесную жизнь. Вместе с ней мы познаём телесные муки, земные болезни, земные страдания. Живя своей земной жизнью, каждой её секундой мы приближаем себя к переходу в мир духовный, подготавливая свою душу к вечной жизни. Перейдя в духовный мир, оставляем на земле всё, даже своё тело. Ведь там… не будет болезней, боли, нечему будет болеть, не нужны будут деньги, драгоценности, ты будешь богат только тем, что вместила в себя твоя душа. А принимать твою Душу будут согласно её духовным богатствам.

Года, года, они бегут и берут своё. Вот и Николай с давлением, с палочкой ходит, а ведь раньше его не догонишь. А когда депутатом городского совета стал, то возможности помочь церкви у него увеличились. С депутатским значком он проходил в кабинеты без очереди, ведя за собой Александра. С каждым посещением предприятий, знакомых и друзей у батюшки, становилось больше. Люди увидели, куда расходуются деньги, которые они приносят в храм, стали больше доверять. Увеличились пожертвования на храм.

Людей батюшка делил не по богатству, а по делам их. Он сердцем чувствовал каждого человека, безошибочно определяя его степень веры, как и сколько нужно уделить ему внимания. Люди разные, как и разны их деяния, одному стоит только объяснить, подсказать, с другим поговорить по душам, с третьим провозится дольше всех. Видя их закрытые души, подбирал к ним слово Божие, действуя не нахрапом, а постепенно разъясняя каждую ошибку в его жизни приводя примеры из жизни Спасителя, Святых Отцов. Свято верующий в Православие приобретал друзей, окружая себя единомышленниками. Он никого не отгонял от себя и не навязывал своего мнения. Создав вокруг себя омофор любви, освящённый светом Божией Троицы, верил в искренность друзей. Те, кому эта любовь грела душу, оставались, кто не понимал эту любовь уходил. Александр говорил: «Мне кажется, самое главное до – нести до людей идею о том, чтобы они могли себя полюбить. Сказано в Евангелии, что если человек не любит себя, то он не может полюбить и других. Каждый должен полюбить свою душу, позаботиться о её судьбе в Царствии Небесном.

К тем, кто решил стать священником, у батюшки было особое отношение, о них он говорил: «Конечно, все мы недостойны такого великого звания, как священство, – я всегда говорю об этом с кандидатами на рукоположение – как благочинному, мне приходится их представлять. Но у меня, кроме желания, было еще и такое убеждение: если не я, то кто? Кому – то нужно эту ношу нести. И если среда, воспитание позволяют, и Господь благос – ловляет, то я – с радостью помогу». Преподобный Анатолий Оптинский, о жизни духовной сказал такие слова: «Без зимы не было бы весны, без весны не было бы и лета. Так и в жизни духовной: немножко утешения, а затем немножко поскорбеть, и составляется так помалу путь спасения». А сколько из тех, кто поверил батюшке стали пономарями, дьяконами, ба – тюшками, Владыкой, Митрополитом. Он был у них первым, кто помог им в начале пути.

Увеличение людей на службе принесло и новые неудобства. На праздник Пасхи, люди, не вмещающиеся в церкви, вынуждены были стоять во дворе, не слыша службы. Батюшка попросил Николая помочь с озвучиванием службы во дворе храма. Николай договорился с городскими радистами и впервые в области, в Коммунарске, службу на Пасху стали озвучивать во двор храма, установив в пономарке усилитель.

Закрыв глаза, Батюшка попытался поспать ещё часок. Даже то, небольшое время, что он подремал, сделало своё дело. Сердце успокоилось, дышать стало легче, усталость отошла. Ему порой, чтобы восстановится, хватает и полчаса подремать, но если можно больше, то зачем упускать подарённые Богом минуты.

Стройка шла к завершению. Здание получилось красивое, вместительное с единственной в Ворошиловградской епархии купелей с полным погружением при крещении. Вроде бы должны быть все довольны, но Александр ходит задумчивый. И однажды он сказал: «Мои ученики должны разговаривать с Богом наедине, ибо молитва Иисусова самая священная через неё будущий священник должен найти свой путь». И показал Николаю план строительства часовни во имя Всех Святых на территории Свято – Никольского храма.

Всё что говорил, батюшка начало сбываться. Неугомонный, он не мог быть удовлетворён сделанным, не мог не строить. Стройка это его стремление, радость и счастье, это его жизнь. Ему постоянно не хватало забот о стройке. Однажды, рассердившись на него, Николай сказал: «Трудоголик. Сколько можно строить? Когда ты успокоишься? Когда ты отдыхать будешь? Он, улыбнувшись, ответил: «Кто построит дом Божий, того дом непоколебим будет… а Храмов много не бывает ведь они строятся для людей. Хотя те, кто не бывал в храмах, говорят: зачем они нужны? Но посуди сам: если у нас 100 тысяч населения, и из них минимум 70% – православные, то куда этим 70 тысячам деваться? Если 10% придет, то уже храмы будут переполнены. Всему свое время. Но нужно помнить, что Господь говорит: кого призову, тот и придет».

Александра можно было сравнить разве что с ракетой, выпущенной из села Гвоздов, летящей к познанию Божьей любви. У неё правильный курс, чистая Православная начинка. Никто и ничто не может изменить полёт этой ракеты, она обязательно долетит до цели, и донесёт свою веру нуждающим.

В девяностые годы Коммунарск стал городом, в котором больше всего строилось Православных зданий. В 1995 году на территории Свято – Николаевского храма было начато строительство храма во имя Всех Святых. Продолжается благоустройство Свято – Никольского храма и его территории. Открывается Воскресная школа для детей и взрослых.

01130

Храм в честь св. мчч. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

В 1996 году по ходатайству батюшки принято решение о строительстве в городе, на улице Волгоградской, нового храма во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В этом же году открывается духовное училище, ректором которого назначается протоиерей Александр Устименко. Училище с 1997 по 2007 годы воспитало не одну плеяду батюшек.

14184211 552f7be0

14184213 9fe10d6c

Свято-Георгиевский храм и часовня вмч. Татианы с высоты птичьего полёта

14183967 4e697383

Свято-Георгиевский храм. Алчевск

Несомненно, наиболее значительным и заслуживающим особого внимания событием 2000 года стало решение о строительстве нового храма в честь Георгия Победоносца, который был построен в немыслимо кротчайшие сроки. Настоятелем храма назначен отец Александр. 7 ноября 2006 года, в посёлке Административный, было освещено место под строительство храма преподобного Серафима Саровского.

31 мая 2007 года Свято – Николаевский собор стал именоваться кафедральным. Подготовка и празднование 200 – летия Свято – Николаевского кафедрального собора стали поистине незабываемыми историческими событиями для города Алчевска. Под руковод – ством настоятеля о. Александра было проведено множество работ и городских мероприятий, посвященных юбилею собора. Отец Александр ходатайствовал, о том, чтобы 2008 год, в городе Алчевске, именовался годом храма.

22 мая 2008г. в день памяти святителя Николая и празднования 200-летия со дня основания Свято – Николаевского кафедрального собора г. Алчевска, храмы города с обширной программой посетил Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевским и всея Украины.

0 cc238 eefc9eb5 orig

10-летие Свято-Георгиевского храма

В 2009 году строятся Свято – Воскресенская часовня, при городском кладбище, часовня в честь иконы Божией Матери «Всецарица», при городском онкодиспансере, а уже 15 мая 2010 года, на пруду возле Георгиевского храма была освещена часовня м.ц. Татианы, покровительнице и защитнице студентов. В 2012 году, на теретории Учебно – просветительского центра, освящается Свято – Владимирский храм.

ak

Благочинный Алчевского округа протоиерей Александр Устименко и руководитель Алчевской духовной лечебницы Елизавета Дьяченко

Не забывал Батюшка и о приходах своего Благочиния. Была оказана помощь в восстановлении и строительстве Храмов Благочиния. Батюшка понимал, что людям отбываю – щим свой срок в заключении нужна духовная поддержка. Благодаря пониманию администрации колоний и пожеланию заключённых были построены часовни в колонии № 13 – Свято – Никольский храм – часовня, колонии № 22 – Свято – Никольский храм – часовня, колонии № 23 – часовня, Казанской иконы Божией Матери, колонии № 60 – часовня м. к. Анастасии Узорешительницы, ИК – 143 – часовня иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».

«Иногда малая капля сердечности, одно тёплое слово, один внимательный жест могут преобразить жизнь человека, который иначе должен был бы справиться со своей жизнью в одиночку». Эти слова Митрополита Антония Сурожского о тех, кто оступился, кто нуждается в помощи. Часовни и есть та малая капля сердечности отца Александра к заблудшим людям, но ищущим свой смысл жизни.

Но не всё шло гладко. На каждом строящем объекте случались казусы. Одни были хорошие другие плохие. Как будто две невидимые силы боролись за влияние на стройках. Одна помогала, другая всё время пыталась помешать. И тогда Александр усиливал молитвы, чаще возглавлял службы, просил молитв и благословения у Владыки. Приходилось менять планы, изменять проект, перестраивать, достраивать, наново обегать кабинеты бюрократов для внесения изменений.

В 1993 году произошёл удивительный случай, который был расценен как знак Вышнего благоволения. В один из зимних вечеров в подвале подсобного помещения была обретена чтимая «Державная» икона Божией Матери – это старинный из сохранившихся в храме образов. Наши деды, стараясь спасти икону от поругания, спрятали её в подвале хра – ма. Сегодня, в Свято – Никольском соборе, каждую субботу совершается акафист перед этой святой иконой.

Разбирая старое здание бухгалтерии, увидели, что оно было построено на церковном кладбище. Строители даже поленились убрать некоторые памятники. Они вмонтировали их в стены здания. И опять батюшка был прав, когда требовал разобрать здание. Была найдена могила батюшки, останки которого были перезахоронены возле храма, а на месте разобранного здания разбита цветочная клумба.

При закладке фундамента Свято – Георгиевского храма обнаружили грунтовые воды. Подали прошение в горисполком для изменения проекта и перенесение храма на 5 метров.

Но здесь победили плохие силы, и Горисполком категорически отказал в изменении про – екта, а время шло и тогда батюшка решается забетонировать площадь, под храмом вывести трубами родниковую воду в построенный рядом с храмом пруд. Получился отличный пруд с родниковой водой, которая постоянно обновляется. А на крещение, после обряда освещения воды, весь город окунается в пруду.

Строя Храмы отец Александр не забывал о детях, в них обязательно выделялся для них уголок. Батюшка говорил: «Сегодня у нас один выход – доносить людям мысль, что они есть творение Божье, что должны заботиться о себе, а значит, и о своем будущем в жизни вечной, о будущем своих детей. Нужно дать понять, что их жизнь, жизнь их детей кроме них самих никто не исправить. И сегодня очень важно сделать этот мостик по отношению к детям. Исходя из практики, сколько было попыток обратить людей к вере, – это очень сложно.

Но есть надежда, что именно через детей получится».

При Георгиевском храме есть детская площадка замечательно обустроенная, действующая часовня для студентов. Ведётся работа с подрастающим поколением. Построен Духовно – просветительский центр. Конечно, прежде всего, это дети. Но в, то, же время и работа с взрослыми – кружки, секции, встречи. Первый этаж духовного центра занимают дети – инвалиды. Есть специалисты, которые с ними занимаются. При трех храмах работают воскресные школы, в каждой из которых ходят от 50 до 80 человек. В центр, с детьми приходя и их родители. Есть живые примеры, когда родители отдают детей в воскресную школу и постепенно сами тоже приходят в Церковь, к Богу. Идёт познание о Боге через их детей.

alchevsk 5

Встреча Блаженнейшего Владимира, Предстоятеля Украинской Православной Церкви, Митрополита Киевского и всея Украины

За годы настоятельства для прихожан храма, детей воскресных школ, воспитанников училища, Александром было организованно множество паломнических поездок по местам Украины, России, Черногории и на Святую землю. Прихожане стремятся и к священным реликвиям, которыми гордится Свято – Николаевский собор.

– Наверно я заморился с этими стройками – подумал Александр, вставая с дивана – духовно – просветительский центр это будет, к сожалению, последний мой объект. Силы человеческие иссякают, это не так просто и легко дается. Успеть бы сделать дом для престарелых, или приют – тяжело вздыхает. – Ведь не только детей жалко, но и взрослых, потому что видишь, как бабушки страдают, как люди бездомными становятся. Есть приме – ры, когда бывшие директора, бизнесмены становятся бомжами. Или, бывает, люди состоя –тельные хотят определить отца или мать, чтобы были нормальные условия, и за ними уха –живал бы кто – то. Вот это хотелось бы восполнить. Но опять же, не мы делаем, делает все Господь. Если благословит, может, что – то и будет. Но на сегодня, дай Бог, завершить то, что начали, и чтобы забилось сердце у этого нашего детища – сюда пришли люди, народ Божий. Подытожив свои мысли и стряхнув с себя оставшую усталость, батюшка стал обуваться.

Послесловие.

Яркий луч солнечного света, пробившись через боковое окно алтаря, освящал цент – ральный престол Свято – Николаевского кафедрального Собора. Огромным, ярким пучком ворвавшись в окошко, солнечный свет, как будто успокоившись, разлился по алтарю, нежно и ласково обволакивая всё вокруг. Самый яркий его пучок освящал Алтарь, бережно дотро – нувшись своими тёплыми лучами до святынь лежащих на Алтаре, показав нам их чистоту и величие. Солнце, зайдя в гости, каждым своим лучиком показывало величие и святость Алтаря, приглашая всех на молитву.

Img 4272

Митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий, голова г. Алчевска Чуб Владимир, и благочинный Алчевского благочиния протоиерей Александр Устименко

У открытых Царских ворот стоял иподьякон Николай, жадно вслушиваясь в слова, которые говорил отец Александр, обращаясь к прихожанам. В храме полная тишина, все внимательно слушают проповедь батюшки.

– А ведь раньше были такие, что и роптали. – Подумал про себя иподьякон Николай. – Не всем была интересна проповедь молодого батюшки.

bl5000005577

Благочинный Алчевского округа протоиерей Александр Устименко с внучками и внуками

Сегодня прихожане внимательно слушают батюшку, с жадностью ловят каждое его слово. Они для одних – поучительны, для других – успокаивающие, но для всех они понятны и близки, задевают умы, души и сердца верующих. Ведь батюшка говорит о вере в Бога, о чистоте и справедливости его учения.

Слушая проповедь, иподьякон Николай подумал, кем бы он был, если бы не встретил на своём пути этого батюшку, если бы он не принял меня таким каков я был, не обогрел своим сердцем, не научил жить по Божьим законам, верить в Православие. У него, сегодня, на душе легко и спокойно, он понимает каждое слово батюшки, принимает его учение. Это его Духовник, его Благочинный, его Настоятель, его Батюшка, его Настоящий Человек.

P. S.

Заслуги отца Александра были отмечены церковными наградами.

24 марта 1991 года за усердные труды настоятель был возведен в сан протоиерея и 15 ноября 1991 года назначен Благочинным Алчевского округа.

22 мая 1994 в престольный праздник Святителя и чудотворца Николая прот. Александр Устименко награжден митрой.

20 апреля 1997 года в праздник Входа Господня во Иерусалим Высокопреовященнийшим Архиепископом Иоанникием протоиерей Александр Устименко был награжден правом совершения Божественной Литургии с открытыми царскими вратами, отметившим его усердные труды, как настоятеля и благочинного по строительству храмов в г. Алчевске.

IMG 1700

IMG 1689

Благочинный Алчевского благочиния протоиерей Александр Устименко

31 мая 2007 года благочинный отец Александр назначен секретарем Луганской епархии по Алчевскому округу.

aldyxle 0111

Протоиерей Александр Устименко с воспитанниками Духовной лечебницы

22 мая 2008г. в день памяти святителя Николая и празднования 200-летия со дня основания Свято – Николаевского кафедрального собора г. Алчевска, настоятель собора протоиерей Александр Устименко был награжден правом ношения второго Креста с Украшениями.

0 cbd06 d59810bd orig

0 cbd07 604fbfc6 orig

0 cbd09 2b593a27 orig

0 cbd0a 5c59272a orig

0 cbd0b b3b7154e orig

0 cbd0c 70a9f451 orig

Праздник Крещения в Свято-Георгиевском храме 2011 год

А также рядом грамот, медалей, орденов и наград Украинской Православной церкви. Это орден Святого равноап. Вели – кого князя Владимира II и III степени, орден преподобного Нестора Летописца I, II и III степени, орден Ильи Муромца I, II и III степени, орден преподобного Агапита Печерского, врача безмездного III степени.

Городским советом награждён медалью «За заслуги перед городом». В 2013г. – присвоено звание «Почётного гражданина города».

Не перечесть всех трудов и забот протоиерея Александра Устименко. Это востановление, строительство и благоустройство храмов, управление благочинием, духовное окормление казачества и прихожан, проведение крестных ходов и пребыванием в городе различных великих святынь, обширная работа с общественностью, проведение концертов и фестивалей, открытие детского духовно – оздоровительного лагеря, помощь детскому приюту, дому престарелых, заключенным, введение в школах курса "Православной этики", выступления по телевидению и в СМИ. Многие власть имущие управленцы и руководи –тели обратились к православию и стали посещать храмы. Все что может послужить укреплению веры и православия, от малого до великого, находится в поле зрения отца Александра.

ДОРОГА К ХРАМУ.

Иду туда, куда душа стремится.
Иду я робко, тихо, не спеша.
Я в Храм иду, чтоб Богу помолиться.
Крестясь, молюсь не только за себя.
Молюсь за тех, кто веру прославляет, Кто Храмы строит, службу служит в нём,
Кто учит нас и от грехов спасает.
Их, мы с любовью, Батюшкой зовём.
И если раньше ничего не понимая,
В Храм заходили, даже не крестясь,
Вы, Батюшки, с любовью нас встречая,
Молиться Богу научили нас.
Вам говорю теперь я от души,
О здравии молиться не устанем.
И только Богу будем мы верны,
А с верою сильнее духом станем.

P.​ S.

О, Боже! Ты один лишь только знаешь,
Как тяжек крест, в служении Тебе.
И Ты один, всё это понимая,
Простишь нам всё и призовёшь к себе.

Н. Н. Шпунтов