Не роптать – первый подвиг Великого поста

Беседа с благочинным Алчевского округа протоиереем Александром Устименко 

- Сейчас нельзя умолчать о сомнениях, которые охватывают многих. В стране происходит такое, что люди начинают думать: наверное, Бог нас оставил; наверное, это неправда, что нам посылается испытаний ровно столько, сколько мы в силах выдержать… Те, кто лишился близких, крыши над головой, потерял всю свою прежнюю жизнь, имеют право так думать?

- Людей можно разделить на две части. Одни верят, что Господь создал мир и содержит го, другие надеются только на свои силы и верят лишь в реальность, которую видят своими глазами. Понять можно и тех, и других. Не имеющие твердой веры более подвержены сомнениям. А когда случаются неурядицы, тяготы или, как сейчас у нас, настоящая беда, и верующий человек сомневается и колеблется. Но если мы почитаем Священное писание, то увидим: все сказано еще 2000 лет назад. Придя на землю, Христос сказал: будут войны, землетрясения (Мф. 24; 7), будут говорить о мире – а мира не будет, восстанет брат на брата, чадо на отца, а отец на чадо…(Мф. 10; 21).

Но Господь говорит: не бойтесь, это еще не конец (Мф. 24; 6). Господь допускает эти испытания, потому что народ создает почву, на которой все негативное произрастает и приносит плоды. Ведь там, где есть свет, уходит тьма; где появляется любовь – уходит ненависть. И наоборот: где иссякает любовь – приходит ненависть. Каждый должен задуматься: какой я? Как исполняю возложенные на меня в жизни обязанности? И если честно ответим себе, что нарушаем и заповеди мирские, и заповеди Христовы, то кого тогда нам винить? Надо за все благодарить Бога, просить Его о помощи, чтобы Господь дал нам силы исправиться, все перенести и надеяться, что Господь пошлет мир и утешение всем, кто на Него уповает.

- Мы с Вами не раз уже говорили о нашем состоянии души в трудные минуты, и я помню Ваши слова: когда наступают времена испытаний, нужно вопрошать не «за что мне это?», а «для чего?»

- Это так и есть. Как сказано в Евангелии, когда око у человека лукаво, то все вокруг кажется лукавым, а когда оно просто, то и вокруг все видится простым и ясным (Мф. 6; 22 –23). Человек видит то, что хочет увидеть. Я еще раз призываю себя и всех научиться за все благодарить Бога, и тогда мы увидим: что бы ни случалось с нами – это для нас полезно.

- Эта истина с одной стороны простая, с другой – очень сложная. Особенно для тех, кто делает первые шаги по дороге к Церкви, а таких людей сейчас стало больше. Не зря ведь популярной стала фраза весь атеизм – до первой бомбежки. Как объяснить парадоксальность этой истины? Как растолковать людям, оплакивающим свои утраты, что, потеряв самое дорогое, нужно возблагодарить Бога?

- Человек может это понять, когда определится, что в его жизни самое главное, самое ценное. Конечно, мы говорим: самый ценный дар – жизнь, и его нужно обязательно сохранить. Но для чего сохранять? Вспомним, что жизнь-то вечная! И поймем: все, что нас окружает – благо, богатство, несчастье, болезни, война, бомбежки – все это временно. Мы же должны бороться за жизнь вечную. И если все несчастья не препятствуют нам сохранить свою жизнь для вечности, это благо. А вот богатство, удобства, наши прелести, немощи, грехи губят жизнь вечную. Еще раз подчеркиваю: жизнь человека на земле – стремление сохранить свою жизнь для вечности, стремление сохранить душу в чистоте и правде. Так бывает, что скорби очищают и обновляют человека, он обращается к Церкви, к Богу. И я всем пожелал бы познать Бога. Господь для этого все сделал: оставил небеса, пришел на землю, принял на себя человеческую плоть, на человеческом языке все объяснил – как мы должны поступать, чтобы следовать в жизнь вечную. Главное – любовь к Богу и любовь к ближнему. Господь долготерпелив и милостив, Он зовет всех. И если человек хочет быть с Богом, он должен прийти в Церковь.

Церковь – это мать, которая и научит, и напитает духовно, и врачествует. Вне Церкви нет спасения.

- Отец Александр, год назад мы с Вами говорили, что, пожалуй, еще не встречали Великий пост в таких тревогах и волнениях. Сейчас ситуация стала намного сложнее. Вы всегда напоминаете, что пост – это в первую очередь не ограничения в пище, а особое состояние души. Это особая чистота, высота духовная, особое отношение к тем, кто рядом с нами. В нынешнем положении многие уже давно соблюдают вынужденный пост в том, что касается пищи. А вот души наши в полном беспорядке, мира и гармонии в них нет. Что с этим делать?

- Привести душу в нужное состояние сейчас – это труд, это подвиг. Никому не в укор, но вспомню слова своего отца: кто не хочет поститься вольно, тот будет поститься невольно. Но за все будем благодарить Бога: за то, что мы живем, за то, что имеем возможность еще и еще раз задуматься над своей жизнью. Пост – тот период, когда человек должен сосредоточиться и задуматься над тем, зачем он живет. Часть своей жизни пожертвовать для Бога, для души. Как в заповеди: шесть дней трудись, а седьмой – Господу Богу твоему.

Я как-то задумался: пост имеет свое начало еще в раю, где нужно было воздерживаться от вкушения определенных плодов. И в Ветхом Завете были посты. И сам Христос после Крещения перед выходом на проповедь сорок дней и ночей был в пустыне, постился и молился. Что Он думал тогда? И мы, подражая Ему, должны задуматься: как очистить свою душу, как помочь людям, как спасти себя. В пост человек должен стремиться быть как можно милосерднее, сделать как можно больше добрых дел, уделить внимание людям – особенно в это тяжелое время. Не можем помочь материально – поможем хотя бы словом, вниманием, участием. В этом и будет плод поста.

Приготовление пищи в пост – это отдельный разговор, оно должно быть и по уставу, и по здоровью. Но не это главное. Пост без молитвы не дает никакого плода. В той ситуации, в которой мы находимся, Господь не требует от нас чего-то особенного. Наверное, если мы не будем роптать, не будем никого осуждать и винить, это вменится в наш первый подвиг. Вот если бы мы остановились и перестали всех ругать, на всех жаловаться – так бы улучшилась обстановка! Ведь мы своим осуждением оскверняем воздух, место и людей.

Нужно воздерживаться от своих грехов. Спросите себя: если я не вкушаю сейчас той пищи, которую имел на столе в прошлом году, может быть, я чем-то согрешил? Использовать тяжелые обстоятельства для своего исправления – тоже подвиг. И когда мы будем строже относиться к себе и стараться себя обновить, – поверьте, Господь никогда нас не оставит.

- Действительно, это суровое время преподнесло нам много уроков. Один из них – важнее всего остаться человеком. Но, на поверку, это и сложнее всего. В чем искать помощь, чтобы сохранить человека в себе?

- Говорят: что посеешь, то пожнешь. Что желаешь себе – то желай ближнему. Как мы читаем в молитве «Отче наш»: «И остави нам долги наши, яко же мы оставим должникам нашим» (Мф. 6; 12; Лк. 11; 4).. То есть, прости наши прегрешения так, как и мы прощаем. Взаимность должна быть. Если мы хотим добра себе, то прежде всего должны желать добра другим. Тогда это добро придет к нам. Если мы хотим, чтобы нас окружали нормальные люди, значит, первым делом сами должны всегда поступать по-человечески. Наверное, это непросто, но другого правила нет. Это закон, который способствует тому, чтобы человек обновлялся. Господь говорит нам: простишь ближнего – Я прощу тебя; поможешь ближнему – Я помогу тебе. Хочешь мира – твори мир. Этого не надо бояться.

Надо найти в себе силы идти этим путем. Да, это, по сути дела, значит идти против течения. Нас сегодня окружает негатив: война, бедствия, горе. Но нужно встать и сказать: нет, это все можно изменить! Начнет один человек – продолжит его друг, товарищ, сосед… И все повернется вспять, потому что этого хочет Бог.

- Наверное, самое сложное сейчас – не осуждать. Разные политические взгляды развели людей, и политические противники не скрывают ненависти друг к другу. Иногда кажется, что эта ненависть приведет к необратимым разрушениям в наших душах, в нашем сознании.

- Надо не забывать, что каждый человек – это особый мир, и сказано, что душа человеческая дороже всего материального мира. Каждый человек будет отвечать сам за себя – за свои мысли, поступки, дела, за свою жизнь. Мы должны быть очень внимательны к себе и стараться поступать по своей совести, а не в соответствии с тем, чего от нас кто-то ждет. Тогда не будет этого зла. Ведь наша совесть никогда не скажет, что мы правильно поступаем, ненавидя других. А самое главное преступление – что сейчас убивает брат брата. Более того: убивает христианин христианина. Мы родились в одной купели, у нас один Бог, одна мать – Церковь. И мы сегодня поднимаем руку друг на друга? Какому бы государству, каким правителям мы бы ни служили, так поступать нельзя.
Мы, алчевцы, должны благодарить Бога, что нас не коснулся тот ад, который мы видим в других городах и селениях. За что это Алчевску? Такие мы все тут хорошие? Мы стремимся к миру, молимся о том, чтобы Господь нас миловал и хранил. Не будем забывать, что каждый из нас очень ценен перед лицом Божьим. Накануне Великого поста я желаю всем крепкой веры, воскресшего Христа. Если Христос победил смерть, если Он дает нам жизнь, значит, Он может нас утешить и радость послать. Я хотел бы, чтобы люди во время Великого поста немного себя ограничивали, чтобы принести радость ближнему. Ведь рядом с нами кто-то бедствует, не получая пенсию или зарплату, кто-то болен. И надо поставить себе задачу, чтобы каждый из нас на Пасху мог кого-то чем-то порадовать. Поделиться хлебом, или хлебом с маслом, сделать добро, чтобы на Пасху была у всех радость.

Информационный отдел Алчевского благочиния