Поездка по святым местам восточной Украины

Зима в этом году на удивление тёплая и сухая, а это значит, что можно смело отправляться в поездку, особенно во вре6мя школьных зимних каникул. Давным-давно мы планировали с ребятами Воскресной школы побывать в восточной части нашей страны и посетить святые места

Жемчужиной восточной Украины можно поистине считать Успенскую Святогорскую Лавру. Именно в Святогорск мы и отправились с детьми на этих зимних каникулах. Для многих участников группы, в том числе и для меня, эта поездка была первая.

Группа желающих поехать собралась не большая, но для первой поездки в незнакомое место более чем достаточно: шесть детей с 9 до 16 лет и двое взрослых. Как обычно, совершаем наши поездки традиционным способом: транспорт передвижения - поезд. До Святогорска на поезде можно добраться только с пересадкой. С одной стороны, это может показаться крайне неудобным, но можно и из такого положения вещей извлечь не мало пользы! Глядя в окно из вагона, мы иногда встречали белый снежок, лежащий на земле и этот пейзаж напоминал нам о поре года, которая всё ни как, не проявляет себя в полную силу. Хотя Харьков и расположен географически севернее Кременчуга, но здесь также не было снега.

Большой и малоизвестный нами город Харьков встретил нас большими улицами с оживлённым движением. Прощаемся не на долго с железнодорожным вокзалом для того, чтобы осмотреть достопримечательности города.

Для верующего христианина, лучшей достопримечательностью является древние церковные здания, которых более чем достаточно в Харькове. Благовещенский кафедральный собор – главная достопримечательность. Собор поражает взор не только своим большим размером, купола и кресты мы увидели издалека, но и по истине замечательным архитектурным ансамблем.

Возле собора мы встретились с отцом Фёдором, который любезно согласился провести для нашей группы экскурсию не только в соборе, но и в других храмах города. Очень познавательно и интересно о.Фёдор рассказал о истории храмов, а также жизнеописание место чтимых святых, мощи которых покоятся в кафедральном соборе.

После увлекательной экскурсии по собору мы были любезно приглашены в трапезную. Подкрепив свои силы вкуснейшим обедом, мы отправились с батюшкой далее в Покровский монастырь, духовную семинарию, просветительский центр «Фома» и Успенский собор. Незаметно пролетело время и после увлекательной экскурсии нам нужно возвращаться на железнодорожный вокзал для продолжения пути в Святогорск. Поблагодарив о.Фёдора за прекрасную экскурсию, мы отправились на вокзал.

От Харькова до Святогорска не так далеко и буквально за пару часов мы доехали до заветной станции. Зимний день отличается своей краткостью и в 17:00 уже было темно как ночью. Проезжая по мосту через реку Северский Донец мы из окна автомобиля увидали благолепие Святогорской Лавры, освещённой ночными фонарями.

В темноте сложно рассмотреть все достопримечательности монастыря и основной нашей задачей было, найти гостиницу для поселения детей ну, и конечно же, по возможности посетить храм в котором совершается праздничное Богослужение на кануне памяти свт.Василия Великого. В монастыре поселили нас в две гостиницы: мальчики отдельно от девочек. Отдохнув немного с дороги, мы, набравшись сил, пошли на праздничное Богослужение, которое совершалось в главном храме монастыря – Успенском соборе.

Старинный храм довольно таки больших размеров представился нашему взору. Замечательное пение мужского хора умилило нас своей чёткостью и стройностью. Мы успели как раз к помазанию на каноне освящённым маслом.

Монастырские службы особенно отличаются своей продолжительностью и конечно детям тяжело сосредоточить своё внимание на продолжительной молитве. С большим трудом мы конечно смогли достоять до конца службы, ведь был ещё и мотив подкрепиться в монастырской трапезной, войти в которую возможно только сразу после службы причём со всеми паломниками. Как для ужина, 21:00 конечно поздновато, но другого варианта у нас не было, ведь дети должны питаться вареной пищей, а не в сухомятку давиться весь день бутербродами. Простая монастырская трапеза для паломников конечно особо не привлекла внимание наших детей, которые, наверное, привыкли питаться более изысканной и менее полезной пищей. Но поверьте, уже на следующий день, когда закончились запасы домашних закусок, ребята молотили даже такую простую пищу с большим аппетитом. Поздний отбой и ранний подъём монастырского устава тяжёл для детей, поэтому приходилось конечно делать ребятам снисхождения и позволяли им дольше утром поспать. 14 января день памяти свт.Василия Великого, а в народе старый Новый год и наши участники поездки провели его очень активно и с пользой. Сперва утром на Литургии побывали, а младшие девочки даже причастились святых Христовых таин. Очень вкусные просфоры в монастыре, особенно утром натощак со святой водой. После службы тут же трапеза – тоже с большим аппетитом.

Далее увлекательная экскурсия по пещерам в меловой горе с посещением двух пещерных храмов. В ходе экскурсии узнали много полезного и интересного о истории развития монастыря, и о подвижниках, живших когда-то в этих святых местах.