«Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет». Молодежка, 01 февраля 2015 года

В первый день февраля в Харькове шел сильный ливень. Люди скукоживались под зонтами, неловко перепрыгивали через ручьи и в страхе быть обрызганными, нервно вздрагивали от звука проезжающих мимо машин...

Сегодня на встрече православной молодежи Харькова было по-особенному много людей. Мест для сидения не хватило и некоторым пришлось стоять. Ведущим встречи был отец Аркадий Калинюк.

На сегодняшнем собрании рассматривали библейскую притчу о фарисее и мытаре. В Православной Церкви эта притча читается во время литургии в воскресный день, называемый "Неделей о мытаре и фарисее" (за три Седмицы до Великого Поста).

Текст притчи:

«Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.»(Лк. 18:9-14)

В чем смысл этой притчи?

Итак, перед нами два человека: фарисей и мытарь. Фарисей по роду своей деятельности и воспитанию – книжник, законник, человек, отлично знающий Священное Писание. Мытарь же – сборщик податей (налогов) в Древней Иудее. Оба стоят в храме и молятся. Но что они говорят в своей молитве?

Фарисей: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди… даю десятую часть из всего, что приобретаю». О какой духовной борьбе свидетельствуют эти слова? Превозношение над другими людьми, обвинение этих людей в том, что они «грабители, обидчики и прелюбодеи», является осуждением и возношением гордыни. «Я – не такой как они! И за это я заслуживаю милости» – вот рассуждения фарисея. Что мы слышим дальше? Пощусь, даю что-то кому-то… Фарисей, словно бы предоставляет Богу отчет, сознательно подчеркивая свои приношения. Опять гордыня и ее ненасытное чадо – тщеславие! Ведь Иисус Христос говорит «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13). И когда мы делаем кому-то добро, а потом внутреннее превозносимся этим поступком, мы преподносим жертву. Вынужденную, неоправданную и бессмысленную для нас самих жертву.

Мытарь же не смел поднять глаз на молитве! Он боялся гнева Божьего, который поражает грешников, как весенний гром. И в этом страхе перед Богом было смирение и покаяние, о чем ярко свидетельствуют слова:«Боже! будь милостив ко мне грешнику!». В этих словах все то, чего в быстроте будней недостает православным христианам: признание себя грешником, признание своей немощи перед Богом и простота в просьбе о помощи.

Ноша греха – тяжела. Осознавая это и прося помощи у Бога, мытарь был оправдан.

В процессе обсуждения притчи было поднято много важнейших вопросов христианской жизни: гордость и смирение, духовная борьба. Отец Аркадий подробно рассказал слушателям, что такое «духовное охлаждение», как понуждать себя к молитве. Были затронуты практические вопросы о крестных родителях, о судьбе абортированных детей, о жизни после смерти…

Эта встреча православной молодежи прошла в бурном обсуждении и дискуссиях. Многие участники встречи проявили хорошее знание Евангелия и церковных традиций. И, конечно, не обошлось без добрых шуток и смеха.

Евгений Артемов