Иерей Виктор Парандюк: «Раскольники совершают катастрофическую ошибку»

Когда летчик-истребитель, подполковник ВСУ Виктор Парандюк рукополагался в священники, он подумать не мог, что через 10 лет их приход выгонят из храма как врагов народа

Да, храма святого благоверного князя Александра Невского при Винницком училище Департамента полиции охраны больше нет. Но осталась церковная община и священник, верные Украинской Православной Церкви и Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию.

«Надеемся, что обретем свои стены»

– Какая ситуация сейчас в Вашей церковной общине?

– Накануне Рождества, на основании Закона Украины №5309 п. 5 и из-за нежелания нашей общины переходить в ПЦУ, администрация училища выдворила нас из помещения храма. Мы выселились со своим имуществом в никуда. Зато все постоянные прихожане нашего храма остались верными УПЦ. Храм у нас был маленький, 50-60 человек на воскресной литургии как раз в него помещались, не считая детей. Теперь стараемся держаться вместе, собираемся время от времени, обсуждаем насущные вопросы и планы на ближайшее будущее.

Очень горько и больно на душе у всех. Но мы живем надеждой, что, с Божьей помощью, как-то всё обустроится, и ищем временное место для богослужений. Уже было нашли маленькую пристройку в две комнатки, взяли в аренду, переоборудовали. Но тут же пришли корреспонденты местной газеты «33 канал», которая систематически поливает меня грязью с момента моей публичной реакции на действия бывшего митрополита Симеона, ушедшего в раскол. Они подняли шум и накрутили всех соседей, что «московский поп хочет сделать там подпольный приход». Так что и в этом временном пристанище служить Богу не можем.

Мы ищем земельный участок, чтобы построить храм, и нам подсказали такой недалеко от нашего бывшего храма. Там и строение есть, которое прекрасно подходит для переоборудования под храм. Но за эту собственность нынешние ее хозяева просят 55 тыс. долларов, что для нашего прихода – сумма из разряда фантастики.

51

Отец Виктор Парандюк с прихожанами

Прихожане наши, в большинстве своем, люди пенсионного возраста, молодежи тоже достаточно, детей много, а вот с богатыми бизнесменами на нашем приходе как-то не сложилось. Поэтому пытаемся найти инвестора, который помог бы нам купить эту землю.

Пока же организовываем транспорт и возим часть прихожан, что живут рядом с нашим бывшим храмом, на службы в другой район города, в храм священномученика Владимира, где я временно служу четвертым священником. А те прихожане, что живут в других районах города, либо тоже добираются туда, либо ходят в храмы, которые ближе к их дому. Мы стараемся быть вместе, продолжаем общаться, создали интернет-группу и очень надеемся, что обретем свои стены.

– А что сейчас на месте храма святого Александра Невского?

– Насколько мне известно, там сейчас обустраивают храм только для сотрудников полиции и курсантов. Понятно, что это будет храм ПЦУ или, как в Мукачевском замке, этакий поликонфессионный храм, храм все конфессий. Но я не вижу смысла в создании такого закрытого храма «только для своих». Наш храм был открыт для всех – для сотрудников училища, учащихся и для людей, живущих в этом районе. И за все эти годы особого энтузиазма в посещении храма сотрудниками полиции я так и не увидел – богослужения посещали время от времени лишь единицы из них.

1546701717-6554

Храм Александра Невского на територии Винницкого училища Департамента полиции охраны, из которого была изгнана община

«Нас хотят сделать чужими на своей земле»

– Как Вы воспринимаете то, что сейчас происходит вокруг УПЦ?

– Со скорбью и болью в сердце смотрю на все это, но понимаю, что, судя по всему, таков Промысел Божий. Господь, если можно так выразиться, посетил нас, чтобы «выбить пыль из ковриков». Думаю, мы сильно «созрели» для такой «генеральной уборки». Благоденствие нас расслабило, и мы начали приходить в негодность. И это касается всех христиан, не только священства. Мы же видим, какая сейчас поднята широкомасштабная информационная волна, чтобы сделать нас чужими на своей же земле для своих же соотечественников. Те, кто ее поднял, старательно посеяли вражду между двумя братскими народами – русскими и украинцами, сделали нас чужими друг другу. А теперь делают чужой нашему народу каноническую Украинскую Православную Церковь.

Борьба идет не с теми людьми, которые формально считают себя верующими и говорят, что у них Бог в душе, а с церковным народом, наполняющим храмы УПЦ. Ведется война с Церковью – и это явное богоборчество. Хоть оно и прикрыто лукавыми фразами и лозунгами.

Патриотизм у нас – понятие, которым сейчас, к сожалению, постоянно манипулируют. Были ли патриотами люди, попавшие в волну «белой эмиграции» в начале прошлого века? Уверен, что преимущественно – да. Но они оказались в изгнании. А те, кто гнил в застенках ГУЛАГА? Многие из них были лучшими людьми своего Отечества, но при том режиме они считались врагами народа и содержались в тюрьмах и лагерях.

Патриотизм – это любовь к своему Отечеству. И он не подразумевает любви к какому-то политическому строю или кругу людей, пришедших к власти.

Патриотизм – это любовь к истории своего Отечества, его культуре, литературе и вере своего народа. И такая любовь к истории, например, не должна быть выборочной: то, что нравится – принимаем, а что не нравится – прячем куда подальше. Патриотизм – это умение принимать всю историю Отчизны, анализировать, учиться на ошибках, делать выводы. А то, что называют патриотизмом сегодня в нашей стране – политический инструмент, густо замешанный на национализме и ксенофобии, приводимый в действие чьими-то нечистыми руками исключительно для достижения собственных целей. В ногу идешь с нынешней властью – патриот, не в ногу – всё, враг народа.

Screenshot 4

Прихожане сняли со отобранного у них здания купленный за средства общины купол

Меня поместили на «Миротворце» 7 января, как раз на Рождество. Накануне мы выселились из храма, и я опубликовал информацию об этом в соцсетях. В СМИ поднялась такая волна лжи и свинства, не побоюсь этого слова, после чего мне сказали, что я уже там. Они попытались сделать сайт врагов народа, а там такие достойные люди, в т.ч. и наш Блаженнейший Митрополит Онуфрий, что для меня честь быть рядом с ними. Смотришь и думаешь: как наши соотечественники смогли опуститься до того, чтобы создавать список врагов из достойных людей, которые иначе мыслят, но не меньше их любят свою Родину? На мой взгляд, это безумие, реанимированное из самых мрачных глубин истории человечества. И это безумие осмеливаются называть патриотизмом.

«Они ищут удобный способ существования»

– Как Вы воспринимаете священников и мирян, перешедших в ПЦУ, и как Вы думаете, почему они это сделали?

– У меня нет ненависти или агрессии к тем, кто перешел в ПЦУ. Смотрю на них как на людей, которые совершают катастрофическую ошибку в своей жизни. Воспринимаю их шаг с терпением и рассуждением, пытаясь понять, что их могло подвигнуть на такой поступок. И выделяю несколько аспектов. Очень маленький процент тех, кто перешел туда за национальной идеей. Таких людей не так много, потому что сторонники национальной церкви еще раньше нашли себя под знаменами раскольника Филарета Денисенко. Там Христос полностью занавешен украинской идеей. Большая же часть перешедших священников – это сервильные люди, стремящиеся быть актуальными, угождая себе и людям, а не служа Христу и Церкви. Плюс ко всему – страх покинуть зону комфорта, поиск удобного способа существования.

А миряне, ушедшие туда – это сложившаяся в современности категория христиан-потребителей, которые посещают храм не в поиске Бога, а для удовлетворения своих духовных потребностей. А потребности эти, увы, на уровне «поставить свечку, подать записку», ну и попросить о чем-то у Господа, особенно, если прижало. И всё! А сегодня, в ракурсе полномасштабной атаки на Церковь, от самых верхов и до районных газетенок, что мы – «путинская церковь», враги и не патриоты, эти люди нашли для себя компромисс: «Какая разница? Будем ходить в ПЦУ и точно так же ставить свечки и святить яйца». К сожалению, эти люди не вникают в суть ситуации – они весьма поверхностны.

Для священников, ушедших в раскол, не малую роль сыграли их малодушие и подобострастие. Где-то трусость, а еще страх потерять «кусок хлеба».

Особенно это актуально в селах. Священник с семьей нередко живет в селе не в своем, а в церковном доме, и когда село поднимает бучу из-за всей этой пропаганды, у него выбор: или он перейдет и останется на насиженном месте, и все будет спокойно, или переселяться в никуда. А дети в школу здесь ходят, в садик – куда идти?! И средств на прожитие нет. Ни прихода, ничего нет. Вот и проходит батюшка проверку: то ли он за Христа, то ли за «кусок хлеба».

26804393 1559982830736169 2426380490124661970 n

Отец Виктор Парандюк с маленькими прихожанами

«Будет совершен "бросок через бедро"»

– И тем не менее, большинство сельских священников остаются...

– И слава Богу, что так! Но, боюсь, что это пока, на данный момент так. То ли еще будет! Мне кажется, что все происходящее сейчас – создание некой «картинки» перед тем, как будет нанесен основной удар по нашей Церкви. Этакий «бросок через бедро». И думаю, что проходить он будет в юридическом поле. Хотя наши церковные юристы и полагаются на Европейский суд, защиту прав человека, здравый смысл и законность, мы видим, как все это перешагивается новосозданной структурой.

Скорее всего, дальнейшим шагом будет ликвидация нашей Украинской Православной Церкви в юридическом поле. Они же не зря с таким старанием перетягивают на себя аббревиатуру УПЦ!

А после они попытаются отобрать у нас всё имущество, т.к. мы являемся неприбыльными организациями. И священникам скажут: «Хочешь остаться на приходе – переходи к нам. И даже менять ничего не надо будет – также и останешься УПЦ по документам». А по сути автоматически переведут приход в ПЦУ. И уже нам надо будет собирать две трети общины, чтобы выйти из раскола и перерегистрироваться. Но кто ж из власть имущих нам это позволит! И как тогда поведут себя наши священники – неизвестно. Сейчас мы все держимся большинством, и есть надежда. А как дальше будет – посмотрим.

«У человека должна быть система координат, и ее нам дает Господь»

– Но ведь священники имеют богословское образование, многие закончили духовные академии или Свято-Тихоновский университет. Они же понимают, что делают выбор между Христом и «зоной комфорта»?

– Множество знаний не приближает нас к Богу. Сейчас даже церковными канонами, как колодой карт играют – вытягивают то, что необходимо. Вопрос здесь не в образовании. Человеческая душа настолько сложно устроена, что человек сам себя зачастую на подкорке оправдывает и убеждает в правильности своего выбора. При этом плотно закрывая глаза, чтобы укрыться от Истины, успокаиваясь своими «умом и праведностью». Думаю, что многие священники, ушедшие сейчас в раскол, искренне убеждены, что поступают правильно. А в глубину вопроса даже не лезут – нашли себе лазейку и сами себя оправдали.

Есть те, которые считают, что разделение в Церкви происходит сугубо по политическому признаку: мол, «одни за вышиванки, другие за косоворотки». И такое видение ситуации – тоже лазейка в подсознании и способ оправдать себя.

Они уже не видят, что люди по-христиански размышляют о чести и долге и преломляют всё происходящее с помощью Евангелия и слов Христа. И только благодаря такому подходу становится видно, что есть правда, а что ложь. Ведь можно и ложь маскировать под правду, и правду не рассмотреть. У человека должна быть система координат, в которой только и можно проверять реальность на истинность. И эту систему координат нам дает Господь.

48369345 1973747789359669 7344346977548632064 n

Фото с личной страницы отца Виктора в сети Facebook

Мы стоим за Истину. А Истина во Христе. Верующие люди понимают это сердцем. «Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф. 11, 25 - 26).

– Ваша позиция в связи с возможным развитием событий?

– Труд, терпение и молитва. Уезжать из Украины никуда не собираюсь. Как оно обернется, никто из нас, конечно, не знает. Но здесь я родился, здесь мой родной дом, здесь мое Отечество. И я остаюсь верным той Церкви, в которой крестился сам, крестились мои родители, деды-прадеды. Даже если представить, что завтра вдруг, по какому-то злому року, многие наши священники перейдут в ПЦУ, я спокойно откажусь идти с ними «в ногу». Менять ничего не собираюсь и оставаться верным нашей Церкви считаю делом своей христианской чести.

Источник