Запретить нельзя помиловать: в чем СБУ обвиняет клириков Церкви?

Сегодня УПЦ переживает нелегкие времена. Помимо клеветы в СМИ, против духовенства открывают уголовные дела. Разбираемся подробно: что же инкриминируют клирикам Церкви?

Многие политики и общественные деятели практически постоянно говорят о том, что УПЦ – это «церковь оккупанта», что ее давно пора запретить, а священников надо выслать с территории государства. Неоднократно звучали и звучат призывы и к тому, что духовенством Церкви должны заняться украинские спецслужбы.

Такие дикие заявления сопровождаются, обычно, абсолютно бездоказательными утверждениями о том, что священники и епископы УПЦ, якобы, являются представителями ФСБ России. Кроме того, очень часто клирики Украинской Православной Церкви вынуждены выслушивать обвинения в том, что они, дескать, предатели государства и враги народа.

До недавних пор все эти претензии воспринимались с изрядной долей удивления и сожаления, потому что обычно звучали и звучат из уст людей, которые чаще всего представляют какие-либо право-радикальные организации. Никто даже на мгновение не мог представить, что слова радикалов окажутся руководством к действию для СБУ. Ведь совершенно очевидно, что призывы выгнать священников из Украины и запретить УПЦ, к которой относятся миллионы граждан страны, ни к чему хорошему не приведут и по большому счету должны рассматриваться в суде.

Однако, когда все эти несуразности зазвучали из уст Президента, стало очевидным, что очень скоро государство приступит от слов к делу.

Так, сначала Службы Безопасности Украины, причем ее элитный отдел «Т», провела обыски в доме наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла, а потом такие же обыски были проведены и в самой лавре. Через несколько дней подобные действия были совершены и по отношению к другим священнослужителям. Например, были проведены обыски у настоятеля кафедрального собора города Житомира, в самом кафедральном соборе, а также в епархиальном управлении.

Параллельно с этим представители СБУ начали вызывать для «беседы» практически каждого епископа Украинской Православной Церкви, а чуть позже, но уже на допрос, были вызваны и десятки священников.

Формально духовенству инкриминируют две статьи – 161 и 111. Это статьи о разжигании межрелигиозной и межнациональной розни, а также государственная измена. Но на самом деле причины повышенного интереса к духовенству УПЦ известны – это нежелание епископата и простых мирян Украинской Православной Церкви принимать участие в государственном проекте по созданию ЕПЦ.

Парадоксальность ситуации, которая сложилась в данный момент, не поддается вообще никакому описанию. Ведь согласно Конституции Украины, гарантом которой является Президент страны, Церковь отделена от государства. Это означает, что государство не только не может, но и не имеет права (даже если бы могло) вмешиваться во внутренние дела Церкви или какой-либо религиозной организации. Однако, в случае УПЦ главный документ державы грубо попирается – государство не только вмешивается, но и пытается через свой карательный аппарат принудить Церковь к согласию с такой политикой. К этому следует добавить и тот факт, что на протяжении многих лет именно УПЦ является объектом для нападок со стороны различных разжигателей.

Кроме того в Украине можно практически каждый день фиксировать сотни случаев разжигания межнациональной или межрелигиозной розни – явных, открытых, массовых. Например, чего стоит только выражение «москаляку на гилляку» или «смерть московским попам»? Однако, почему-то СБУ этих и подобных им проявлений ненависти не фиксирует, дела против радикалов не заводит и вообще делает вид, что ничего подобного не происходит.

В то же время против архиереев нашей Церкви СБУ открыла уголовные дела по указанным выше статьям. Так и хочется спросить: с какой стати?

Конечно, для запуска уголовного дела нужны доказательства вины, которые, по словам представителей СБУ, и были найдены в доме владыки Павла.

Так, пресс-центр СБУ сообщил, что «по результатам обысков изъято немало печатной продукции, содержание которой имеет признаки разжигания религиозной и межконфессиональной розни. Среди прочего в течение двух суток изъято 75 экземпляров брошюры «Украинская православная церковь: Отношения с государством. Отношение к АТО и церковному расколу. Вопросы и ответы», которая уже попадала в поле зрения СБ Украины, и на которую уже есть соответствующее заключение эксперта».

114444

Обложка брошюры, которую правоохранители инкриминируют епископам и клирикам УПЦ в качестве доказательства разжигания ими межконфессиональной розни.

Так вот, согласно заключению экспертизы Украинского научно-исследовательского института технической и судебной экспертиз, эта брошюра «содержит пропаганду религиозной нетерпимости... оскорбляет чувства граждан в связи с их религиозными убеждениями, разжигает религиозную межконфессиональную вражду и ненависть».

Однако, в истории с этой брошюрой есть несколько темных пятен, которые позволяют сделать вывод, что не все так просто, как хотят показать силовики.

Так, во-первых, представители Службы безопасности Украины не приводят ни одной цитаты из книги, которой уже дана, по их словам, «экспертная оценка». Если там содержатся материалы, которые «разжигают межконфессиональную вражду и ненависть», то почему бы не привести их в качестве доказательств? Ведь, казалось бы, что может быть проще.

Во-вторых, представители силовых структур не приводят и ни одной ссылки на эту саму экспертизу. Кем, когда и как она была проведена? И где мы можем ознакомиться с ее результатами? Тем более, что сами силовики утверждают, что эта брошюра уже раньше попадала в поле зрения СБУ. Так что, раньше там не было признаков «межконфессиональной вражды и ненависти», а сейчас, будто по мановению волшебной палочки они появились?

Тогда покажите их нам! Или эта информация не подлежит разглашению?

Скорее всего, в данном случае никаких доказательств и не будет. Просто потому, что их нет. Есть 75 экземпляров брошюр и голословные утверждения о том, что они нечто «содержат». Уж очень вся эта ситуация напоминает старое высказывание прокурора СССР и одного из организаторов массовых репрессий Андрея Вышинского: «Был бы человек, а статья найдется» (Валерия Валерьевна Чкалова утверждала, что эту фразу Вышинский сказал её отцу, знаменитому лётчику Валерию Чкалову, в марте 1938 г.).

В-третьих, так как экспертной оценки этой брошюры мы найти не смогли, то вынуждены, пусть и кратко, сделать ее сами.

photo 2018-12-10 16-45-30

Содержание брошюры

Итак, брошюра «Украинская православная церковь: Отношения с государством. Отношение к АТО и церковному расколу. Вопросы и ответы», 110 страниц.

В брошюре 21 глава. В основном, это ответы на наиболее актуальные вопросы современной церковной жизни Украины.

Попробуем кратко прокомментировать каждую главу брошюры.

1. «Как возник Киевский Патриархат?». Тут все понятно – история возникновения УПЦ КП со ссылками на доступные интернет-источники.

2. «Кто сегодня поддерживает УПЦ КП?». Этот вопрос возник, как несложно догадаться, в связи с первой главой, в которой авторы доказывают тезис, что УПЦ КП появилась благодаря государственной поддержке в лице первого Президента Украины Леонида Кравчука. Авторы берут на себя смелость утверждать, что и сегодня УПЦ КП пользуется поддержкой властей.

3. «Есть ли УПЦ КП украинской Церковью?». Ответ на этот вопрос, по-видимому, должен опровергнуть тот тезис, который выдвигают представители «Киевского Патриархата», что только они – «украинская церковь». Авторы утверждают, что украинской может называться любая религиозная организация, которая существует на территории Украины.

4. «Есть ли только УПЦ КП патриотической Церковью?». Зеркальное отражение предыдущего вопроса, с той только поправкой, что патриот, в глазах авторов – это еще и тот, кто исполняет заповеди Божии и любит свою страну без ненависти к представителям других стран.

5. «Действительно ли большинство украинского народа поддерживает именно КП?» Известно, что представители УПЦ КП особенно любят пользоваться разными статистическими данными, которые, по их мнению, доказывают, что большинство украинцев считают себя верующими именно их организации. Авторы, во-первых, поддают сомнению такие социологические выкладки, во-вторых, представляют свой взгляд на ситуацию. Опять же, со ссылками и цитатами из доступных источников.

6. «Признает ли хоть какая-то Церковь «Киевский Патриархат» и «патриарха» Филарета?» Авторы дают негативный ответ на этот вопрос и приводят высказывания практически всех представителей Поместных Православных Церквей об их отношении к украинскому расколу.

7. «Был ли в Украине когда-то свой Патриарх?». Тут все понятно.

8. «Была ли автокефалия Русской Православной Церкви, полученная в 15-м столетии, незаконной?». Глава, которая базируется на многочисленных исторических документах.

9. «Можно ли считать таинства, совершенные «священниками» УПЦ КП благодатными?» Эта глава – чисто каноническая, то есть, никаких призывов к чему бы то ни было не содержит. Только констатирует факт: «таинства» УПЦ КП – безблагодатны.

10. «УПЦ – промосковская Церковь, или может РПЦ – проукраинская?» Поскольку в украинских СМИ постоянно муссируется тезис о том, что РПЦ очень сильно зависит от Украинской Православной Церкви, то авторы вспоминают то влияние, которое украинцы оказали на формирование Русской Церкви (Феофан Прокопович, Димитрий Туптало и другие), а также подчеркивается тот момент, что Предстоятель УПЦ является постоянным членом Священного Синода РПЦ и может ветировать его решения, в то время, как ни один иерарх РПЦ не может влиять на решения Синода УПЦ.

11. «Молится ли УПЦ на русском языке?» Обвинения в том, что в Украинской Православной Церкви молятся на русском языке звучат постоянно. Авторы доказывают, что церковно-славянский язык и русский язык – это не одно и то же. Приводятся примеры.

12. «Зависит ли УПЦ от Москвы?» Эта глава содержит копии Томоса о даровании автономии Украинской Православной Церкви, а также доказывается, что УПЦ – полностью независима в своем управлении и никакого влияния Москвы не испытывает.

13. «Идут ли деньги в Москву?» Опять же, сегодня очень часто звучат голословные заявления о том, что УПЦ направляет материальные средства в фонды Русской Церкви. Этот тезис вполне обоснованно и на нескольких примерах (среди которых и копия письма министру финансов Украины) опровергается. Более того, указывается, что очень часто все было наоборот – Русская Церковь помогала Украинской материально.

14. «Почему УПЦ молится за патриарха Кирилла?» Потому что он Предстоятель Церкви, через которую УПЦ пребывает в евхаристическом единстве со всеми остальными Православными Церквями. Канонический вопрос, не более того.

15. «Молится ли в УПЦ за украинскую власть?» Конечно, приводятся примеры ектений.

16. «Молятся ли в УПЦ за украинское войско?» Конечно, приводятся примеры ектений.

17. «Как УПЦ относится к АТО?» Церковь последовательно выступает за неприкосновенность украинской территории и за целостность государства. Вместе с тем, она выступает за мир и призывает искать способы примирения.

18. «Как относится УПЦ к признанию России государством-агрессором?» Напомним, что книга издана в 2017 году, когда ни торговые, ни политические отношения с РФ разорваны не были, как и не было военного положения. Поэтому, в брошюре утверждается, что признание России Верховной Радой Украины государством-агрессором не обязывает к такому же признанию и со стороны каждого гражданина Украины. Тем более, говорят авторы брошюры, Верховная Рада – это не государство, а Церковь – не политическая партия.

19. «Может ли государство вмешиваться в дела Церкви?» На основании Конституции Украины доказывается тот тезис, что ни Президент, ни какой-либо другой представитель государственной власти не имеет права вмешиваться в дела Церкви.

20. «Приложение 1. Всеправославный собор на Крите и защита православной экклезиологии». Объясняется, почему УПЦ и РПЦ отказалась участвовать в Критском соборе.

21. «Приложение 2. Война – не наш выбор». А это – интервью владыки Митрофана, которое вполне свободно можно найти в интернете.

Итак, даже беглый взгляд на содержание этих вопросов позволяет сделать вывод, что никаких призывов к разжиганию межконфессиональной вражды в них нет. Брошюра написана намеренно простым языком, скорее всего для того, чтобы сделать ее доступной самому неискушенному в богословских и исторических вопросах читателю.

Конечно, с научной точки зрения она содержит довольно много спорных моментов, а также утверждений, которые требуют более основательной проработки и фактологических доказательств. Но в то же время, можно утверждать, что ни одного пассажа, который бы оскорблял личность или достоинство представителей иных конфессий, в брошюре нет. Более того, даже характеристика личности Филарета – это не авторские измышления, а цитаты со слов владыки Феодосия (Дикуна) или других представителей Православных Церквей мира.

Ни одного оскорбления, ни одного призыва к силовой расправе над верующими других церквей или запрету самих церквей в этой брошюре нет и в помине! Наоборот, она написана крайне осторожно и толерантно.

Самым жестким высказыванием, которое нам удалось найти, может служить следующая фраза: «Там, де немає благодаті, там бракує і здорового глузду» (23 стр.). Однако, данное высказывание – это всего лишь парафраз библейской цитаты, которая звучит так: «Сказал безумец в сердце своем – нет Бога» (Псалом 13, 2).

Но, надеемся, что представители спецслужб Украины не будут изымать у священников Библии в качестве литературы, которая оскорбляет других людей?

Итоги

Если суммировать, то можно сказать, что ситуация с брошюрами и обысками могла бы показаться смешной, если бы не была такой страшной. Ведь можно вспомнить времена, когда гонения на инакомыслящих начинались со сжигания литературы, а оканчивались сжиганием людей.

Если бы кто-то еще 2-3 года назад сказал, что в европейском государстве служба безопасности будет искать брошюры религиозного содержания и ответы на церковные вопросы будет рассматривать в качестве средств к разжиганию вражды, мы бы не поверили. Но сегодня это есть и это происходит на наших глазах. Зачем, почему – одному Богу известно.

Нам же остается только молиться и благодарить Его за все!

Источник