Украинские педагоги обсудили вопрос сохранения нации

За день около 30 докладчиков из Киева, Белой Церкви, Винницы, Днепра, Житомира, Ивано-Франковска, Луцка, Полтавы, Умани, Черкасс и Донецкой области. На территории Свято-Покровской Голосеевской пустыни в Киеве состоялась Всеукраинская научно-практическая конференция «Библейская история и христианская этика в образовательном пространстве Украины»

Вместе священники и миряне обсудили вопросы преподавания в школах дисциплин духовно-нравственной направленности. Не обошли участники форума вниманием и новый Закон Украины «Об образовании».

Пленарное заседание прошло под председательством руководителя Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ митрополита Полтавского и Миргородского Филиппа. 

Сначала владыка Филипп зачитал приветствие Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. 

«В упорном труде учеников и учителей нельзя забывать о том, что в школе происходит не только усвоение знаний, но и воспитание образа Божьего в ребенке. Именно поэтому невозможно говорить о настоящем образовании, если в нем не будет настоящей морали, в основе которой — вековечные христианские ценности, — написал в обращении Его Блаженство. — ...Украинская Православная Церковь настойчиво выступает за предание украинскому образованию глубокого морального содержания». 

Доктор философии, член-корреспондент Национальной академии педагогических наук Украины Василина Хайрулина начала своё выступление словами педагога-классика Константина Ушинского: «Нехристианское воспитание детей — безголовый урод». 

«Суть человека — в его духовности, чем выше уровень духовности отдельного человека, группы людей, народа, нации, тем больше в их действиях добра и меньше зла... Верим: главный залог возрождения Украины — в возвращении её к христианским корням. Начать этот процесс должна именно школа, но школа одухотворенная», — считает она. 

На этом фоне странно прозвучала такая статистика: «За последние два года происходит довольно резкое снижение процента преподавания в общеобразовательных школах предметов духовно-нравственного содержания», — сообщил первый заместитель главы Отдела епископ Новосанжарский Вениамин. 

По словам Василины Хайрулиной, она сталкивалась с тем, что киевские учителя советуют родителям отказаться от духовно-нравственных дисциплин в пользу других факультативов. 

С её точки зрения, изменить ценностные ориентации современного ребенка могут: комплексная государственная программа, которая бы предусматривала изучение основ христианской этики с дошкольного возраста и на протяжении жизни, введение обязательных предметов духовного цикла, способствование встрече учеников с понятиями «добро», «идеал», «благочестие», «ответственность», «благотворительность», «нравственные ценности», высокий нравственный потенциал и опыт учителя, партнерство родителей и учителей в воспитании ребенка и пр. Также полезны советы Конфуция. Среди них — «надежда нации — на образование», «учите думать сердцем», «в обучении не спешить и не отставать, держись золотой середины»... 

Заведующая кафедрой философии образования Днепропетровского областного института последипломного педагогического образования Елена Рогова поделилась разработками своего вуза. В частности, она презентовала диск с ориентировочными планами-конспектами уроков для 4-11 классов и учебное пособие для 7 класса по предмету «Библейская история и христианская этика». 

К слову о новинках — как сообщил владыка Филипп, через три недели должен выйти из печати новый учебник по этой дисциплине для 7 класса. Как и издания, подготовленные в г. Днепр, книга получила гриф Министерства образования и науки Украины. 

«Сегодня давать знания и даже формировать навыки, не формируя ценностную сферу личности, небезопасно», — сказала Елена Рогова, говоря о популярном сейчас компетентностном подходе в образовании.  

По мнению доктора педагогических наук, члена-корреспондента НАПН Украины Марины Гриневой, знания, которые даются в школах, должны быть практически направленными, весь материал должен осваиваться детьми на уроке.

konf ped Goloseevo 3.11.2017 2

Главной причиной сокращения в Украине количества школ, в которых преподаются духовно-нравственные дисциплины (на фоне возрастания таковых в прошлые годы), — пассивность родителей, считает глава Общественного совета по вопросам сотрудничества с Церковью и религиозными организациями при МОН Украины Юрий Решетников. Также среди факторов — уменьшение влияния в этом вопросе МОН Украины, недостаточная поддержка со стороны органов местной власти, отсутствие в большинстве областей региональных программ по способствованию преподавания этих предметов. 

В своем выступлении он проанализировал принятый в сентябре Закон Украины «Об образовании», отметив положительные изменения. Среди прописанных теперь и в основном законе образовательной сферы прав — признание дипломов высших духовных учебных заведений, выданных до 1 сентября 2018 года. По словам Юрия Решетникова, он наблюдает довольно активный процесс поступления выпускников семинарий в светские вузы для получения второго высшего образования либо обучения на магистратуре. 

Кроме того, он подчеркнул, что право родителей на выбор, участвовать их детям или нет в организованных в учебном заведении мероприятиях, которые совсем не соответствуют их ценностям, закреплено законом (пункт 4 статьи 55 Закона Украины «Об образовании»). 

Также перед собравшимися выступил председатель Всеукраинского православного педагогического общества протоиерей Анатолий Затовский. В частности, он напомнил историю Общества, которое первым начало работу по внедрению в школах духовно-нравственных дисциплин.

«Сейчас мы переживаем смену поколений, происходит кризис. Но нам не нужно терять надежды, надо работать», — призвал священник. В конце выступления он напомнил слова авиаконструктора Игоря Сикорского: «Успехи в науке, в технике без возрастания в морали и духовности ведут к гибели человечества». 

После пленарного заседания работа конференции продолжилась в трех секциях: «Учебно-методическое обеспечение курса "Библейская история и христианская этика". Научно-методологические и практические проблемы преподавания курса», «Проблемы подготовки педагогических кадров и совершенствования профессиональной компетентности учителя курсов духовно-нравственной направленности в системе общего и высшего образования» и «Развитие системы дошкольного и внешкольного духовно-нравственного воспитания». 

Завершился форум круглым столом на тему «Создание единого информационного пространства для православных учителей курсов духовно-нравственной направленности. Предложения и пожелания».

Источник