Мы часто говорим о своём призвании в жизни: что я смогу делать лучше, чем другие, что принесёт мне радость, достаток и положение в обществе? При этом очень большой процент людей до конца жизни так и мучают себя этим вопросом, не получая положительного и окончательного ответа…
В воскресение во всех храмах читались стихи Евангелия, посвящённые одной известной притче о Царстве Небесном (Мф., 89 зач., XXII, 1-14).
В Новом Завете приводится много притч, рассказывающих людям удивительным и доступным языком иносказательного представления, что такое Царство Небесное, к которому стремится каждая верующая душа.
В этой притче Царство Небесное сравнивается с человеком-царём, который накрыл большой стол в честь своего сына и пригласил на этот брачный пир всех людей, начиная с богатых и знакомых и заканчивая бедными и нищими.
Но сначала по разным причинам не захотели прийти богатые, озабоченные своими делами, потом отказались от приглашения ниже по рангу и положению, но тоже занятые личными проблемами, и, наконец, слегка разозлённый царь приказал пригласить за столы самых бедных людей из своего города.
Не сразу, но всё-таки зал наполнился бедным людом, и все приступили к пиршеству.
Но и тут не всё устроило царя, потому что он увидел человека, который позволил себе прийти на его пир в грязной одежде, то есть «не в брачной». Царь приказал наказать этого неряху, чтобы другие понимали, что к Царю, то есть, как вы уже поняли, к самому Богу, люди должны являться в подобающем убранстве, проявляя свою любовь к Создателю мира.
Суть притчи довольно проста ― «много званных, но мало избранных» ― так гласит само Евангелие. Господь призывает к Себе всех людей без исключения, а вот сколько откликаются на Его призыв, каждый может судить по своей жизни, то есть по своему призванию.
Большинство из нас, как те приглашённые из притчи, на призыв Бога прийти к Нему, находят тысячи причин, чтобы не являться к Нему на брачный пир, который устраивается в храмах на каждой Божественной литургии, когда Сам Господь отдаёт Себя верным христианам, то есть тем людям, которые исповедуются в своих грехах и причащаются Святых Христовых Тайн.
Многие скажут, что они ещё не слышали такого призыва от Самого Бога и не видят необходимости участвовать в Таинствах, которые установил Сам Господь, чтобы христиане были к Нему ближе и уже здесь, на земле почувствовали хотя бы отдалённую радость Царства Небесного, раскроющуюся уже после смерти.
Эти размышления касаются, конечно, крещёных христиан, а не всех людей. Но так как мы живём в православной стране, то, наверное, практически каждому стоит задуматься над вопросом ― сколько раз в жизни меня Господь приглашал к Себе, а я так и не откликнулся на Его искреннее и спасительное приглашение? Сколько раз в жизни я приходил в церковь, но так ни разу и не покаялся в своих грехах? Сколько раз я отвергал воскресные и праздничные Богослужения и не принимал участия в церковной жизни прихода, который был совсем рядом с моим домом? Более того, сколько раз я ругал церковь, священников да и простых верующих людей, которых Господь укрепляет в вере, а я над ними смеялся и осуждал без особых причин?
Ведь именно в этой притче сказано, что многих слуг, которых послал Царь из добрых побуждений к приглашённым, люди даже убили. Но ведь убивать можно не только мечом, но и словом. И, в первую очередь, мерзкими словами необоснованных осуждений, праздных обвинений и простыми насмешками…
Мы часто говорим о своём призвании в жизни. Только единицы людей не спрашивают себя: к чему я призван в жизни и что смогу делать лучше, чем другие, что принесёт мне радость, достаток и положение в обществе? И при этом очень большой процент людей до конца жизни так и мучают себя этим вопросом, не получая положительного и окончательного ответа.
Человек оканчивает университет по одной специальности, а работает совсем в другой области, возможно, получая неплохие деньги, но совсем, не радуясь своей работе. И таких людей миллионы!
При этом такой недовольный жизнью человек редко винит самого себя в этих проблемах, а больше своё окружение ― вплоть до Президента страны. Человек обращает свой ум куда угодно, а вот Бога услышать так и не хочет.
Призыв Господа прийти на пир соблюдения Заповедей Божиих он отвергает с какой-то странной упрямостью, точнее, с обычной гордыней уверенного в себе человека, но несчастного по сути, потому что без Бога по-другому не бывает!
Призыв Христа Спасителя к искреннему покаянию откладывает на какие-то далёкие времена, которые могут так и не наступить, а вот ответ перед Богом всё равно держать придётся, как не крути своей жизнью.
Поэтому главное призвание каждого христианина заключено в послушании Богу, чтобы не быть отвергнутым и не оказаться вне духовного пиршества. Если прислушаться к призыву Господа, то в ответ человек получит то, чего ему так не хватает в жизни: крепкую веру, добрую надежду и истинную любовь ко всем, кого, по милости Божией, перестанешь обижать, обвинять и делать виноватыми во всех своих жизненных проблемах.
Кто идёт за Христом, тот получает на этом пути и своё призвание в жизни, и крепкие семейные отношения, и умение ладить со всеми людьми смирением, терпением и деланием добра ближнему.
Разве это плохое предложение от Бога? Ведь Его пир ― это насыщение всеми духовными благами, без которых душа умерщвляется и превращается в злую, всегда недовольную старуху. А Господь хочет нас видеть радостными и сытыми Его Благодатью.
Разве от этого можно отказаться, будучи разумным и сердечным человеком? А раз мы отказываемся, значит, мы ещё не понимаем и не принимаем Его любви к нам.
Мы скованы заботами мира сего и не можем себе позволить войти Христу в самое своё сердце и поселить Его в своей душе. Мы боимся лишиться самостоятельности и жить по Евангелию, потому что благие ограничения нам не нравятся, а жить в грехах кажется легче, чем стремиться к покаянию.
Но это заблуждение исчезает сразу, как только человек сделает первый шаг навстречу Богу, приняв Его приглашение на пир.
Просто не надо отвергать очевидные вещи, кричащие из глубины души, а смело идти по пути христианской жизни, не обращая внимания на не очень хороших церковных людей и даже, возможно, священников.
Его приглашение бывает тихим, когда мы приходим в церковь в раннем возрасте и осознанно, просвещаясь, остаёмся там.
А может быть и громким, возбуждающим душу до крика отчаяния из-за жизненных скорбей, которые становятся со временем просто невыносимыми. Поэтому отказываться от такого приглашения служить Господу крайне опасно и преступно по отношению к самому себе.
Каждого из нас такие неоднократные приглашения встречают или догоняют по-разному, но всегда во время, потому что Господь всё о нас знает и готов утешить и помочь. А мы Его отвергаем по странным внешним причинам, не имеющим здравого оправдания.
У каждого свой путь, но один свой внутренний слух, позволяющий слышать Господа или отвергать Его приглашение себе в смерть.
Этот путь всё равно придётся пройти, но чем раньше, тем лучше. Тогда станет очевидным призвание и в духовной жизни, а там, смотришь, и в жизни обычной установится тот порядок, который будет угоден Богу и понравится вам как главное призвание вашей жизни…
А если не примем приглашение или будем приходить на пир не в брачных одеждах (без любви к христианскому образу жизни), то будет с нами, как с тем несчастным гостем на пиру: «...тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; 14 ибо много званых, а мало избранных».