19 января празднуем Крещение Господне, Богоявление

Цер­ков­ный празд­ник Кре­ще­ния, который Православная Церковь отмечает 19 января, ина­че име­ну­ет­ся Бо­го­яв­ле­ни­ем

В этот день на Иор­да­не про­изош­ло яв­ле­ние Тро­и­ч­но­го Бо­га лю­дям. Бог Отец явил Се­бя в го­ло­се, ко­то­рый слы­шал Ио­анн, Бог Сын при­ни­мал кре­ще­ние в во­дах Иор­да­на, Бог Дух Свя­той «в ви­де го­лу­бя» осе­нил Кре­ща­е­мо­го. Так яв­ле­но бы­ло Но­во­за­вет­ное От­кро­ве­ние о Бо­ге–Тро­и­це, еди­ном по су­ще­ст­ву и тро­и­ч­ном в Ли­цах.

0 bab3b e12159db orig

Из Еван­ге­лий известно об Ио­ан­не — ве­ли­ком Про­ро­ке, Пред­те­че и Кре­сти­те­ле Гос­под­нем, Его ро­ве­с­ни­ке и родственнике. От­цом Ио­ан­на был вет­хо­за­вет­ный свя­щен­ник За­ха­рия, а ма­те­рью — род­ст­вен­ни­ца Пре­свя­той Де­вы Ма­рии Ели­за­ве­та. Ио­анн был че­ло­век пра­вед­ный. Он ра­но уда­лил­ся в Иу­дей­скую пу­с­ты­ню и вёл там жизнь ас­ке­та и под­ви­ж­ни­ка, пи­та­ясь толь­ко тем, что да­ва­ла ему пу­с­ты­ня.

Впо­с­лед­ст­вии Ио­анн стал зна­ме­нит сре­ди иу­де­ев сво­ей уди­ви­тель­ной про­по­ве­дью, в ко­то­рой при­зы­вал на­род из­ра­иль­ский к по­ка­я­нию. Мно­же­ст­во лю­дей сте­ка­лось на бе­рег Иор­да­на, что­бы сво­и­ми уша­ми ус­лы­шать этот при­зыв пра­вед­ни­ка. И те из них, кто рас­ка­и­вал­ся в сво­их гре­хах, в знак очи­ще­ния при­ни­ма­ли от Ио­ан­на по­гру­же­ние в во­ды Иор­да­на. Это и бы­ло кре­ще­ние (по-гре­че­с­ки сло­во про­ис­хо­дит от гла­го­ла «ба­п­ти­зо» — «по­гру­жать»).

Ио­анн кре­стил кре­ще­ни­ем по­ка­я­ния, ко­то­рое сим­во­ли­зи­ро­ва­ло об­ре­те­ние чи­с­то­ты и ос­во­бо­ж­де­ние от гре­ха по­с­ле при­не­се­ния чи­с­то­сер­де­ч­но­го рас­ка­я­ния. Не­ко­то­рые лю­ди, по­ла­гав­шие, что он не толь­ко пра­вед­ник и про­рок, «по­мыш­ля­ли в серд­цах сво­их об Ио­ан­не, не Хри­стос ли он» (Лк 3:15). Сам же он го­во­рил о се­бе как о Пред­те­че, то есть о том, кто пред­ше­ст­ву­ет Спа­си­те­лю: «Яглас во­пи­ю­ще­го в пу­с­ты­не: исправь­те путь Гос­по­ду...» (Ин 1:23).

При­го­то­в­ле­ние же пу­ти, в пер­вую оче­редь, оз­на­ча­ло при­ве­де­ние людей к по­ка­я­нию и ис­пра­в­ле­нию. При­зы­вая лю­дей осоз­нать свои гре­хи, Ио­анн умяг­чал их же­с­то­ко­сер­дие, под­го­та­в­ли­вал со­пле­мен­ни­ков к вос­при­ятию про­по­ве­ди гря­ду­ще­го вслед за ним Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста. По­э­то­му про­рок Ио­анн име­ну­ет­ся Кре­сти­те­лем и Пред­те­чей Спа­си­те­ля.

Вме­сте с дру­ги­ми людь­ми Ии­сус при­шёл на бе­ре­га Иор­да­на. Ио­анн же, ду­хом про­зрев, что пе­ред ним не обы­ч­ный че­ло­век, ска­зал при­шед­ше­му: «Мне на­доб­но кре­стить­ся от Те­бя, и Ты ли при­хо­дишь ко мне?»

И ус­лы­шал в от­вет сло­ва Спа­си­те­ля: «Так над­ле­жит нам ис­по­л­нить вся­кую прав­ду» (Мф 3:14-15).

Это оз­на­ча­ло: де­лай то, что те­бе дол­ж­но де­лать. И без­греш­ный по при­ро­де Спа­си­тель вме­сте с греш­ни­ка­ми всту­пил в во­ды иор­дан­ские, принимая кре­ще­ние по­ка­я­ния. И в тот мо­мент Ио­ан­ну от­кры­лось, как че­рез от­вер­з­ши­е­ся не­бе­са Дух Бо­жий в ви­де го­лу­бя ни­с­хо­дит на Ии­су­са. И ус­лы­шал Ио­анн глас Бо­жий: «Сей есть Сын Мой воз­люб­лен­ный, в Ко­то­ром Моё бла­го­во­ле­ние» (Мф 3:17).

Есть у это­го со­бы­тия и еще од­но ва­ж­ное про­чте­ние: Гос­подь Ии­сус Хри­стос, не имея на Се­бе от ро­ж­де­ния ни­ка­ко­го гре­ха, при­хо­дит на берег Иор­да­на в тол­пе лю­дей, как один из мно­гих, и при­ни­ма­ет кре­ще­ние от Ио­ан­на.

Хри­стос яв­ля­ет­ся на­ро­ду не как гроз­ное Бо­же­ст­во, ни­схо­дя­щее с не­бес в бли­ста­нии мо­л­ний и гро­хо­те гро­ма, не как все­­вла­ст­ный зем­ной вла­ды­ка или ве­ли­кий ге­рой, ко­то­ро­го люд­ская мол­ва мог­ла бы на­де­лить Бо­же­ст­вен­ным мо­гу­ще­ст­вом, но сми­рен­но сме­шав­шись с сон­мом ка­ю­щих­ся греш­ни­ков, как Сын Че­ло­ве­че­с­кий. И в мо­мент это­го уни­чи­же­ния да­ёт­ся От­кро­ве­ние о том, что Ии­сус есть воз­люб­лен­ный Сын Бо­жий, на Ко­то­ром по­чи­ет Бо­же­ст­вен­ное бла­го­во­ле­ние.

Та­ким об­ра­зом, Бо­го­яв­ле­ние на ре­ке Иор­дан и со­бы­тие кре­ще­ния от­кры­ва­ют нам тай­ну не толь­ко Свя­той Тро­и­цы, но и во­пло­щён­но­го Сы­на Бо­жия. Ии­сус Хри­стос есть вто­рое Ли­цо Свя­той Тро­и­цы, об­ла­да­ю­щее по­л­но­той Бо­же­ст­вен­ной при­ро­ды, но од­но­вре­мен­но Он — че­ло­век. Как пи­шет пре­по­доб­ный Ио­анн Да­ма­скин, «один и Тот же Гос­подь наш Ии­сус Хри­стос есть со­вер­шен­ный Бог и со­вер­шен­ный че­ло­век». При этом Бо­же­ст­вен­ная при­ро­да не по­да­в­ля­ет и не по­гло­ща­ет че­ло­ве­че­с­кую, но обе они со­об­ща­ют Бо­го­че­ло­ве­че­с­кой ли­ч­но­сти Ии­су­са Хри­ста гар­мо­ни­че­с­кое един­ст­во, со­че­та­ясь не­слит­но и в то же время не­раз­дель­но.

И, на­ко­нец, еще од­но весь­ма ва­ж­ное из­ме­ре­ние со­бы­тия Кре­ще­ния. Гос­подь чист. Он не име­ет гре­ха. За­чем же Ему по­тре­бо­ва­лось вой­ти в тол­пу ка­ю­щих­ся, что­бы ис­по­ве­до­вать грех, ко­то­ро­го на Нём нет, и принять очи­ще­ние, в ко­то­ром Он не ну­ж­да­ет­ся? Это пред­ста­в­ля­ет­ся на пер­вый взгляд ли­шён­ным вся­ко­го смы­с­ла. Од­на­ко имен­но это де­я­ние Спа­си­те­ля зри­мо сви­де­тель­ст­ву­ет о це­ли Его при­хо­да в мір сей: взять на Се­бя гре­хи люд­ские и, ис­ку­пив их без­вин­ной Сво­ею кро­вью, ос­во­бо­дить и спа­сти род че­ло­ве­че­с­кий.

Без­греш­ный при­шёл на Иор­дан и при­нял кре­ще­ние по­ка­я­ния, сви­де­тель­ст­вуя тем са­мым, что Он — че­ло­век по пло­ти, что Он — один из нас. Буду­чи без­гре­шен, Он упо­до­бил­ся по­с­лед­не­му из греш­ни­ков, урав­нял Се­бя с пад­ши­ми и за­блуд­ши­ми, что­бы раз­де­лить с ни­ми бре­мя их пре­гре­ше­ний и по­дать ис­це­ле­ние их ду­шам.

Мы зна­ем, что грех раз­лу­чил Бо­га и че­ло­ве­ка, Твор­ца и тво­ре­ние. Бого­яв­ле­ние — это знак при­сут­ст­вия Бо­га в міре, в че­ло­ве­че­с­кой ис­то­рии. Ии­су­сом Хри­стом раз­ру­ша­ет­ся сре­до­сте­ние, раз­де­ляв­шее Бо­га и че­ло­ве­ка.

Бог стал че­ло­ве­ком, сде­лал­ся со­при­ро­ден че­ло­ве­че­с­ко­му ес­те­ст­ву, а зна­чит, и мi­ру се­му. От­ны­не в нём пре­изо­би­лу­ют Бо­же­ст­вен­ная бла­го­дать и Бо­же­ст­вен­ная си­ла. И ко­г­да в празд­ник Кре­ще­ния мы ос­вя­ща­ем во­ду, то тем са­мым сви­де­тель­ст­ву­ем ве­ли­кую ис­ти­ну о все­про­ни­ка­ю­щем и спа­си­тель­ном при­сут­ст­вии Бо­же­ст­вен­ной энер­гии в ф­и­зи­че­с­кой при­ро­де на­ше­го міра. Свя­тая во­да есть ве­ли­кий сим­вол при­сут­ст­вия бла­го­да­ти Бо­жи­ей в жиз­ни все­лен­ной.

Источник