Как научиться любить ближних? Советует "молодежный" архиерей

Хуже, чем к врагам, мы часто относимся к нашим самым близким людям. Об этом сказал викарий Киевской Митрополии архиепископ Обуховский Иона

Он отметил, что две главные заповеди — о любви к Богу и любви к ближнему — были известны ещё ветхозаветным людям. Спаситель, отвечая на вопрос фарисеев «Какие самые бóльшие заповеди?» (Мф. 22:35–46), лишь напоминает о них.

«К сожалению, если трезво проанализировать поведение нас, современных христиан, то по отношению к ближним — в первую очередь, к нашим родственникам и тем, кто живёт вместе с нами и находится рядом, — думаю, станет ясно, что заповедь о любви соблюдается достаточно условно», — сказал владыка Иона.

По словам архиерея, если нет любви к ближним, ни о какой любви к врагам, к которой также призывал Спаситель, не может быть и речи. «Взять хотя бы прошедшую неделю — сколько раз мы солгали нашим ближним? — продолжил владыка Иона. — Сколько раз фыркнули на какие-то их слова, ехидно улыбнулись за их спиной? Ведь если солгали, значит, боимся. А это уже говорит об отсутствии любви. Если хмыкнули или превознеслись — это тоже свидетельствует, что у нас нет терпения, настоящего расположения к нашим ближним. Получается, мы ещё не достигли состояния ветхозаветного человека, которому давным-давно, ещё до пришествия Христова, была дана заповедь возлюбить ближнего. И тем более не приблизились ещё к высокому званию христианина».

«Ведь даже если пытаемся любить врагов — как мы это делаем? Понимаем ли, что источником взаимной вражды во многом являемся мы сами? Никогда в конфликте не бывает виновата только одна сторона. В любой ссоре, в бóльшей или меньшей степени, все "хороши". И если кто-то на нас враждует, нужно подумать, в чём мы провинились перед этим человеком. Не зря в молитвах перед Причастием звучат достаточно парадоксальные слова: "Первее примирися тя опечалившим". Примириться нужно не только с теми, кого ты опечалил, — это само собой разумеется. Но и с теми, кто тебя опечалил — с кем ты находишься в конфликте и кого считаешь источником по отношению к себе какого-либо зла», — пояснил архиерей.

Он напомнил, что каждый человек призван к совершенству, а значит и должен стараться исправлять свою зачастую эгоистичную, приземлённую любовь к ближним. «Это очень сложная тема — о любви, — отметил владыка Иона. — Не зря преподобный Иоанн Лествичник говорил: "Кто дерзает говорить о любви, тот дерзает говорить о Боге", — потому что только Бог — совершенная Любовь. У нас же любовь всегда искажённая, ... направленная только на себя. Мы уязвляемся, если не получаем любви от других».

«Постараемся изо всех сил себя контролировать, каждый свой шаг — чтобы стать на уровень хотя бы с ветхозаветными людьми, к которым тогда, две тысячи лет назад, обращался Христос. Как мы относимся к нашим ближним в повседневной жизни, в быту? Не лжём ли им? Не смеёмся ли над ними за их спинами? Не гневаемся ли на них понапрасну? Имеем ли любовь хотя бы к тем, кто рядом с нами? Ведь часто бывает, что мы действительно их любим, но при этом не совершаем поступков, дел любви», — призвал архиепископ.

По его словам, если внимательно следить за собой, то постепенно каждый обязательно станет лучше. «Особенно если будем призывать благую помощь Божию: "Господи, помоги мне сегодня быть настоящим. Помоги мне сегодня любить тех людей, которые встретятся на моём пути. Помоги затормозить, если меня начнёт нести куда-то не в ту сторону"».

«Если будем и сами себя контролировать, и Бога просить о помощи, то обязательно, потихоньку мы исправимся. Не мгновенно. Не сразу. Может быть, в течение дня затормозить в грехе получится в 1 случае из 100. Но это уже результат, и за него нужно благодарить Бога. В следующий раз будет 2 случая из 100. Но обязательно нужно двигаться в одном направлении, иметь один вектор, никуда не отклоняться. Если что-то не получается, вновь вставать и идти. Просить: "Господи, у меня опять не получилось. Дай мне силы. Пошли Твою благодать, чтобы я завтра потерпел ближнего, чтобы не заметил его недостатков. Чтобы я завтра был с ним правдив..." И Господь обязательно поможет», — заключил архиепископ Иона.

Источник