Ночь на Грушевского - годовщина. Воспоминания миротворцев

Вышли бы снова в подобной ситуации на Грушевского о. Алипий (Светличный) и о. Мелхиседек (Гордиенко)? И может ли духовенство и Церковь сделать что-то сегодня, чтобы примирить стороны конфликта? Об этом рассказали священнослужители-миротворцы ровно год назад

Год назад 21 января три монаха из Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря – отец Мелхиседек, отец Гавриил и отец Ефрем – вышли с иконами, крестом и молитвой о мире на ул. Грушевского. В течение 22 часов противоборствующие стороны соблюдали перемирие. Но самое сложное время было – ночное. На «нейтральной полосе» на Грушевского в ночь с 21 на 22 января продолжили стоять иеромонах Мелхиседек (Гордиенко) и архимандрит Алипий (Светличный). Ту ночь стали называть не иначе, как «Ночь на Грушевского», а самих священнослужителей – «миротворцами с Грушевского».

Архимандрит Алипий (Светличный) о «ночи на Грушевского»: «Стоять надо было. И сегодня готов был бы повторить»

155761.x 0

– Год назад Вы вместе с другими священнослужителями вышли на ул. Грушевского и стали между тогдашними «повстанцами» и правоохранителями. Изменилась ли Ваша позиция с тех пор? Вышли бы Вы на Грушевского снова в подобной ситуации?

– Сложнее всего пересматривать события прошлого, чтобы, оценив, ответить на вопрос «Поступил бы ты так сегодня?» Время расставляет по местам все события и показывает иногда несостоятельность прошлых событий или поступков.

Однако по поводу того «стояния» на улице Грушевского с братией Десятинного монастыря между противоборствующими группами «активистов» и «беркутовцев» могу с уверенностью сказать, что не изменил своего мнения: стоять надо было. И сегодня готов был бы повторить.

Было страшно, много было непонятного, неведомого, шли каждый раз в какой-то зловещий, почти мертвецкий холод. Перелезали через баррикады, собранные из железяк, досок, бетона, снега, сожженных автобусов, обгорелых бревен. Становились в лужу, образованную из постоянно текущей воды с пожарных брантсбойтов, под обжигающий глаза свет прожекторов. Знали только, что надо стоять и молиться.

orthodox-grushevsky-5842-600x410

Подходили разные люди: кто-то подходил, чтобы велеть нам «убираться», кто-то – из любопытства, иные изъявляли желание постоять с нами, некоторые приносили нам горячий кофе. Подходили политики, чтобы на фоне нашего «пикета» дать интервью. Журналисты интересовались, зачем мы тут стоим. «Беркутовцы», сочувствуя, приносили нам поддоны, чтобы мы не стояли ногами в замерзающей луже. С баррикад периодически выкрикивали команды, или подбадривали, или ругали, вместе с нами молились. Оттуда летели петарды, «коктейли Молотова» и иногда падали, не долетая до цели, возле нас и даже на нас.

Шел снег. Было много снега. Подчас мы выглядели как сугробы посреди нейтральной линии. И эти «сугробы» – молились.

noch na grushevskogo

Нам не оставалось ничего другого. Мы понимали, что теперь ни одно слово не подействует на соотечественников, которые внезапно воспылали враждой друг к другу. Их сердца наполнил ненавистью извечный враг человеческого рода – дьявол. Как говорится в 17-й главе Евангелия от апостола Матфея: «Сей же род изгоняется только постом и молитвой». Вот мы постились и молились. Но нашего стояния было мало. Нам очень была нужна подмога. К нам присоединялись единицы. А нужны были сотни!!! Мы были в абсолютном меньшинстве и, подобно Аврааму, умоляли Бога пощадить этот город и этих людей. Но нужного количества молитвенников не нашлось. Город превратился в Содом, на который пролился гнев Божий, и лава ненависти истекла на всё государство, некогда цветущее.

И сегодня Церковь в противостоянии внутри Украины – на «нейтралке»

– Сейчас Церковь тоже стоит в некотором роде между противоборствующими сторонами, что, по Вашему мнению, Церковь, духовенство может сделать?

– Эта беда не могла не коснуться и Церкви. Ведь страдают люди. А Церковь – это единство верных, Христовых.
И сегодня Украинская Православная Церковь избрала в противостоянии внутри Украины единственно верное место: нейтральную полосу. Подобно братии, вышедшей 21 января 2014 года на ул. Грушевского, Церковь стала на нейтральную полосу между враждующими.

Ее голос сегодня слаб. Она возвышает его, но сквозь грохот бомб и снарядов, сквозь рев пламени Святую Христову Церковь слушать не желают. Потому Церковь только молится. Она говорит с Тем, Кто ее слышит.

Православная Церковь помогает обездоленным войной. Беспокоится об израненных, лишенных крова, оказавшихся в тьме отчаяния. Хоронит убитых и плачет с сиротами и вдовами, вдовцами, родителями убитых чад. И ждет.

Церковь служит Литургию пренебесную. И мы должны стоять на этой Литургии!

Церкви ничего другого не остаётся делать, кроме как ждать. Ждать времени, когда люди станут приходить в себя. Когда они станут прислушиваться к голосу разума. Когда истерика толпы прекратит толкать людей в водоворот безумия. Церковь ждет паузы. Тишины.

Чтобы сказать свое слово. И это слово не новое. Это слово давнее. Но прозвучит оно по-новому. Услышат его те, кто будет слушать, как если бы не слышали раньше.

Это слово о МИРЕ!

Это сладкое и самое желанное для нашего государства слово.

Его сейчас всеми силами отталкивают, отвращаются от него. Затыкают уши, чтобы не слышать. Измываются над говорящими. Но придет время, и услышать придётся. Никуда не денутся. Без мира ничего не будет. Мир нужен не через уничтожение другого. Мир нужен посредством взаимных уступок и понимания друг друга.

Но главный мир придет, когда в душах людей воцарится истинный мир! И в этом задача стоящей на «нейтралке» Церкви. Она будет воспитательницей этого мира. И об этом она сегодня молится.

Сегодня нас на «нейтральной полосе» уже много. Нам надо заполнить пустоту, что образовалась тогда, на улице Грушевского. Восполнить молитвой веры. Это самое почетное и самое важное место Церкви. Она стоит, ненавидимая теми, чьё неистовство и злобу сдерживает. Но она там, где ей надобно быть. Церковь служит Литургию — великую и пренебесную. И мы все должны стоять на этой Литургии!

Иеромонах Мелхиседек (Гордиенко) – о событиях той ночи: «Были люди, которые целовали икону и… уезжали домой»

melhisedek

Смотрите ВИДЕО

Прямая речь:

– 21 января, на рассвете, мы втроем – отец Гавриил, отец Ефрем и я, – помолившись, пришли на нейтральную зону на Грушевского из нашего монастыря, который находится совсем рядом от Майдана, и в течение противостояния были невольными участниками тех событий.

На вопрос, почему монахи пришли на Грушевского, иеромонах Мелхиседек заметил: «Мы вышли после призыва страшного – дать в руки людям оружие, чтоб они пошли воевать за свою свободу. Это был последний шаг перед пропастью. Не оставалось другого выхода — выйти на нейтральную зону на Грушевского, предупредить всех о том, что нас ждет что-то очень страшное, и призвать к миру...»

Крест, икона, Евангелие и молитва – как щит и бронежилет

– Когда вы выходили из монастыря на Грушевского, вы взяли с собою какой-то щит, бронежилет?

О. Мелхиседек: Да, мы взяли крест, икону, Евангелие и молитвослов.

...Когда мы вышли на Грушевского, то грюк, стук прекратились. Как будто какая-то сила остановила их, нейтрализовала на некоторое время. Но потом всё возобновилось».

– Есть видео, на котором вы кричали: «Что Вы делаете? Вы же в своих стреляете, бросаете камни!». Кто такие «свои»? Вы о себе говорили?

О. Мелхиседек: Нееет. Свои – это люди, которые выросли в этом городе, в одной стране… Потому что – ну как это так?!»

Молитва привела меня на Грушевского

По словам о. Мелхиседека, именно молитва привела его на Грушевского. И главным щитом тогда были молитва, икона и крест.

Были среди тех, кто присоединялся к «миротворцам», и люди из других конфессий – «были баптисты, были греко-католики, были «филаретовцы», были буддисты», как вспоминает отец Мелхиседек. «Были люди, которые подходили, целовали икону и… уезжали домой. Было видно, что человечность возвращалась и в место противостояния», – сказал батюшка.

orthodox-grushevsky-4-600x352

Молитва на Грушевского

Как вспоминает священник, было дико холодно и страшно. Вначале на некоторое время будто молитва о мире нейтрализовала, остановила противостояние. Но затем стали лететь булыжники из-за спин «миротворцев», и священнослужителями участники Майдана стали прикрываться как щитами.

orthodox-grushevsky-5921-600x337

Стоящих на «нейтралке» использовали как щит

«Несколько раз, когда «коктейли Молотова» падали рядом, бензин брызгал на подрясник, но «коктейль» не загорался. Со стороны баррикад стали кричать: «Уходите! Мы хотим воевать». Была «игра в пейнтбол». Люди не чувствовали, что сейчас прилетит снаряд, и все погибнут... Люди еще не понимали, к чему это может привести», – продолжает о. Мелхиседек.

Источник