Занимаются ли храмы благотворительностью или где грань между заработком и доброделанием?

Марфа и Мария. В Священном Писании – это образы молитвы Богу и служения ближним. Тема благотворительности в Православной Церкви поднималась уже не одиножды. В средствах массовой информации активно критикуют Церковь или за бездействие в помощи нуждающимся, или за «показательные акции». Так ли это на самом деле?

 

Помогают ли православные христиане ближним, особенно в это непростое для Украины время, мы поинтересовались у настоятеля Свято-Покровского прихода в Одинковке, руководителя епархиального Отдела по делам молодежи протоирея Алексия Гетьмана.

- Отец Алексий, на Ваш взгляд, что такое настоящая благотворительность?

- Настоящая благотворительность – это искреннее желание человека помочь нуждающемуся, которого он видит рядом с собой. Это идет от сердца.

- А как определить, кто действительно нуждается в помощи?

- Человек может нуждаться в разном: в материальной помощи, в общении, в поддержке. Это не какие-то крупные проекты, это, в первую очередь, личностные отношения. Ты можешь помочь человеку здесь и сейчас, не дать ему упасть, разочароваться, опустить руки.

- Как Вы думаете, почему люди впадают в крайности: или бездумно отдают деньги, или «докапываются» до каждой мелочи, собираясь пожертвовать гривну или две?

- Весь вопрос в доверии и понимании человека сути благотворительности. Не доверяют те люди, которые или сами обманывали, или их обманывали. Они обожглись. Но есть люди, которые много жертвуют на храмы, в благотворительные фонды, просто соседке-старушке, у них есть такая возможность. Человек много благотворит, возможно, или от очень большого сердца, потому что когда-то сам испытал нужду, или он религиозен.

- А как же благотворительность для саморекламы?

- Мне хочется думать о людях хорошо! Я не говорю об огромных фондах, я рассматриваю благотворительность одного конкретного человека. Для рекламы – это не благотворительность, это пиар-кампания.

- Как людям, имевшим неудачный опыт доброделания, тем, которые обожглись на мошенниках и нерадивых спекулянтах «благотворительности», доверять впредь просящим? Ведь это новое испытание.

- Нужно слушать свое сердце и быть внимательным к тому, кто нуждается в помощи.

- Где грань между благотворительностью и заработком? Сегодня многие благотворительные фонды и организации зарабатывают на помощи нуждающимся. Но с другой стороны, содержание административного аппарата благотворительного фонда для систематической работы – это «дорогое удовольствие»?

- Многие благотворительные организации просто зарабатывают деньги, чтобы прожить в это непростое время. Была бы у них возможность заработать другим способом, наверное, они бы это сделали. Потому что все равно человек «заключает сделку с совестью». Я бы назвал это – совмещение полезного с необходимым.

- Это нормально?

- Нет, это не нормально, но если есть хоть небольшая польза, то это уже неплохо. Из двух зол выбираем меньшее.

- Православная церковь сегодня принимает активное участие в благотворительности, в решении социальных вопросов: принимает и помогает вынужденным переселенцам, открывает центры ресоциализации для бывших заключенных, людей с алкогольной и наркотической зависимостями и т.д. Не забирает ли Церковь у государства его непосредственный «хлеб»? Должна ли Церковь заниматься такими вопросами?

- Там где, есть нужда, там Церковь и участвует. Конечно, это не прямые ее функции, но если есть возможность и храм построить, и помочь центру ресоциализации, то нужно это делать и правильно направлять помощь людей, которые откликаются на эту нужду.

- Почему, в частности, Ваш приход начал заниматься помощью беженцам?

- Потому что духовная поддержка в это непростое время не менее важна, чем материальная. Нужно помочь людям после всех трагедий, которые они пережили, вернуться к нормальной жизни. У нас была такая возможность и, самое главное, желание реализовать эту идею. Для многих помощь переселенцам – это нормальная человеческая реакция. Выражают свою поддержку многие священники, а еще прихожане других храмов. Они приезжают к нам, общаются, привозят нужные продукты и вещи.

- Среди переселенцев, которые и сейчас живут при приходе в Одинковке, в котором Вы настоятель, все ли православные?

- Нет, когда к нам приезжали люди, то я не заострял внимание на то, что здесь могут жить только православные. Мы только сообщали, что человек едет жить при храме, а значит, нужно будет соблюсти некоторые правила. Все, кто желает, тот посещет богослужения, некоторые просто заходят, но личные отношения с Богом – это уже не наша компетенция. Наше дело – помочь, а если люди, увидев такое отношение к себе, захотят прийти в храм, то это будет прекрасно.

- В непростое время сегодня смог ли Ваш приход продолжать выделять средства на систематическую помощь старикам и больным, которые живут в Одинковке?

- Слава Богу, да. Мы помогаем престарелым, малоимущим, одиноким людям. Каждую неделю от прихода им привозят продукты, лекарства, необходимые вещи.

- Как Вы вдохновляете прихожан на такие поступки?

- В первую очередь, должно быть желание настоятеля и личный пример. Люди, увидев такие поступки, начнут вместе с ним трудится и помогать.

- Нужно ли афишировать свою помощь или все-таки «когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая»?

- Это вопрос сложный. Для благотворительных организаций и фондов – это необходимо, чтобы привлечь новых меценатов и жертвователей, а для приходов – это лишнее, приход живет своей внутренней жизнью. О том, кому и как мы помогаем знают прихожане, которые участвуют, и благотворители. Ведь афишируя свою помощь, мы ставим в неловкое положение и тех людей, кому мы помогаем: не каждый может признать то, что он нуждается. Мы ведем свой внутренний учет для Епархиального управления или тех, кто пожертвовал свои средства. Но из моего многолетнего настоятельского опыта могу сказать, что только несколько человек поинтересовались, куда была направлена помощь. В целом, люди доверяют и жертвуют от чистого сердца.

- Существуют опытные волонтеры, но есть также люди, не знающие, куда применить свои силы для помощи ближним. Тем более, что такое желание возникает у них нечасто и бессистемно. Какие практические советы Вы можете дать людям, желающим время от времени по силам помогать кому-то?

- Помощь должна идти от сердца. Если человек оказывает помощь по принуждению, то такие поступки не приносят никакой пользы этому благотворителю, он внутренне не меняется. Ведь сама суть благотворительности в добровольной помощи: и нуждающемуся – польза, и благотворителю – радость! Лучше всего в такой ситуации подождать, пока человек созреет, он увидит добрый пример и последует ему.

Беседовала
Ирина Иванникова