ВЕЛИКИЕ ДНИ
С апостольских времён дни Страстной седмицы были в глубоком почтении у христиан. Они проводили их в строжайшем воздержании и усердной молитве. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, первые христиане в Страстную седмицу усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, старались быть добрыми и снисходительными к немощам своих ближних и больше творить дела милосердия. Христиане первых веков считали неприличным не только осуждать коголибо, но и прекращали в эти дни все тяжбы, суды, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.
В эти святые дни не совершаются ни память святых, ни поминовение усопших, ни молебные пения. Поскольку, как бы участвуя в страданиях Спасителя, сообразуясь смерти Его (Флп. 3:10), церковное богослужение принимает характер печали и сокрушения — «со-страстия» страданиям Христовым.
По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется великим. Церковные службы представляют все события последних дней Спасителя совершающимися пред нами, и мы проходим мысленно всю величественно трогательную и назидательную историю страданий Христовых. Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить всё суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем.
Храм попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы отличаются возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту неделю. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идёт за Господом, грядущим на страдания.
Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом.
ПЕРВЫЕ ТРИ ДНЯ
В историческом смысле последняя неделя земной жизни Спасителя начинается со входа Господня в Иерусалим. Жители Иерусалима встречали Христа с криками «осанна Сыну Давидову» — победителю смерти, воскресившему четверодневного Лазаря,— они не подозревали ещё о том, что уже составился заговор — «лютый совет беззаконных» — об убийстве Того, Кто сейчас для них является ожидаемым земным царём. И, наверное, некоторые из тех, кто кричал «осанна», всего через пять дней будут также громко повторять вслед за озлобленными первосвященниками — «распни».
Спаситель провидел ужасные последствия такого отступления для родного Ему иудейского народа, и Его сердце так сильно исполнилось скорбью, что Он не мог сдержать слёз. Посреди всеобщей радости и ликования вокруг Его шествия, Христос, увидев город Иерусалим… плакал о нём (Лк 19:41).
Поэтому, хотя Неделя Ваий, или Вербное воскресенье, есть господский двунадесятый праздник, но вечером этого дня совершается не великая, а вседневная вечерня, в конце которой впервые звучит, предвозвещая начало воспоминаний страданий Спасителя, богослужебный отпуст первых трёх дней Страстной седмицы: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения…».
В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию Крестных страданий Спасителя. В песнопениях Триоди на эти дни Церковь побуждает верующих идти за Господом, со-распяться с Ним и с Ним сподобиться войти в Царство Небесное. В богослужении этих дней удерживается ещё общий покаянный характер.
В Великую среду. Ночь на среду Господь провёл в Вифании (Мф 26:617). Здесь в доме Симона прокажённого, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин уже решено взять Иисуса хитростью и убить Его, некая женщина грешница возлила драгоценное мvро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он об её поступке. Здесь же, в противоположность безкорыстному поступку женщины грешницы, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати, преступное намерение предать беззаконному «Совету» своего учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой Среды прославляется женщина грешница и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.
Каким образом избежать этого осуждения, Церковь предлагает нам познать из исполняемого после мирной ектении на утренях Великих понедельника, вторника и среды тропаря
Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас!
В этом песнопении, которое, согласно Типикону, должно звучать «велегласно и со сладкопением», отсылкой к евангельской притче о десяти девах указывается, что наша встреча (то есть конец нашего земного бытия) со Христом (Женихом нашей души) может произойти в любой момент: «… и блажен раб, Егоже обрящет бдяща», «недостоин же паки, Егоже обрящет унывающе». Словами этого тропаря мы обращаемся к своей душе: «блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши»,— и чтобы этого не произошло: «воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас». А по завершении канона утрени, также во все первые три дня Страстной седмицы, звучит так называемый ексапостиларий, или, по-русски, светилен:
Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, Податель света, и спаси меня.
В нём продолжает раскрываться глубокий богослужебный образ взаимосвязи Христа Спасителя и человеческой души, как взаимоотношений Жениха и невесты. Брак души со Христом — это таинственное единение Бога и человека в вечности, в Царстве Небесном. И этот небесный брачный «чертог» христианин уже видит, но сокрушается о том: «одежды не имам», то есть плодов духовной жизни (см.: Гал. 5:22), «да вниду в онь» (чтобы войти в него); и далее уже прямое прошение к Богу о даровании необходимой для спасения душевной чистоты: «просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».
Также по Уставу в первые три дня Страстной седмицы на 3, 6 и 9 часах должно прочитываться всё Четвероевангелие. Однако на практике часто читается полностью только Евангелие от Иоанна, которое специально для этого разбивается на девять частей.
Великая Среда есть последний день поста и покаяния и ею заканчивается ряд великопостных служб. Это выражается в некоторых особенностях церковной службы, а именно: на отпусте часов читается над преклонившимся до земли народом молитва «Владыко многомилостиве», которая обыкновенно читается на великом повечерии; в последний раз совершаются Литургия Преждеосвященных Даров и общие земный поклоны на ней. В Великую Среду оканчивается также совершение Великого Повечерия и чтение кафизм.
Люди же, которые были с Иисусом, когда Он воскресил Лазаря из мёртвых, вызвав его из гробницы, рассказывали об этом (повсюду),
и многие выходили встречать Его, потому что были наслышаны о чуде, которое Он совершил.
А фарисеи говорили друг другу: мы так ничего и не успели сделать; смотрите, весь город идёт за Ним.
Среди паломников, которые пришли на праздник, были эллины.
Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и обратились к нему с просьбой помочь им увидеть Иисуса.
Тот подошёл и сказал об этом Андрею, а затем Андрей и Филипп сказали об этом Иисусу.
Иисус же сказал, обращаясь к ним: приближается время, когда Сын Человеческий будет прославлен.
Уверяю вас: если пшеничное зерно, упав в землю, не умрёт, оно останется одно, а если умрёт, то принесёт много новых зёрен.
Кто дорожит своей жизнью, тот потеряет её, а кто пренебрегает своей жизнью в этом міре, тот приобретёт Жизнь Вечную.
Пусть тот, кто хочет служить Мне, следует за Мною, и где Я буду, там будет и слуга Мой, и Отец Мой вознаградит того, кто будет служить Мне.
Теперь же смятением объята душа Моя. Что Мне сказать? Отче, избавь Меня от того, что предстоит Мне? Но ведь ради этого Я и пришёл сюда. (Пс. 41:7)
Отче! Прославь имя Своё! Тут раздался голос с небес: и прославил, и ещё прославлю.
Среди людей, которые стояли и слышали это, одни говорили: гром гремел; а другие говорили: это ангел разговаривал с Ним.
Иисус же сказал, обращаясь к ним: не для Меня был этот голос, но для вас.
Скоро состоится суд над этим міром; скоро владыка міра будет изгнан вон.
И когда Я буду вознесён над землёй, Я всех привлеку к Себе. —
Это Он сказал, давая понять, какой смертью Ему предстоит умереть. —
На это люди сказали Ему: из Писания нам известно, что Христос пребудет вовеки; почему же Ты говоришь, что Сын Человеческий должен быть вознесён? И кто Он — Этот Сын Человеческий?
Иисус же сказал им: недолго осталось Свету быть среди вас; идите доколе у вас есть Свет и тьма не объяла вас. А кто ходит во тьме, тот не знает, куда он идёт.
И пока Свет среди вас, у вас есть время уверовать в Него, чтобы стать сыновьями Света.
С этими словами Иисус отошёл и скрылся от них.Столько чудес совершил Он у них на виду, но они так и не уверовали в Него!
В этом сбылись слова пророка Исайи, который сказал: Господи! Поверил ли кто-нибудь тому, что услышал от нас? Было ли дано хоть кому-нибудь увидеть силу Господню? (Ис. 53:1)
Уверовать же они не могли потому, что как опять-таки сказал Исайя:
у них ослепли глаза и окаменело сердце, и потому они не видят глазами и не чувствуют сердцем; но и покаяться они не хотят, чтобы Я помиловал их. (Ис. 6:10)
Эти слова были сказаны Исайей, когда он увидел славу Его и говорил с Ним.
Впрочем, даже из старейшин многие уверовали в Него, но из-за фарисеев не признавались в этом, чтобы не быть отлучёнными от синагоги, ибо людская слава для них значила больше, чем слава Божья.
А (ранее) Иисус провозгласил: кто верует в Меня, тот не в Меня верует, но в Того, Кто послал Меня.
И кто видит Меня, тот видит Того, Кто послал Меня.
Я — Свет, и пришёл в мір для того, чтобы каждый, кто верует в Меня, не остался во тьме.
Я не осуждаю тех, которые не поступают согласно словам Моим, ибо Я пришёл не затем, чтобы осудить мір, но чтобы спасти мір.*
У тех, которые отвергают Меня и не внимают словам Моим, есть судья — учение, которое Я пропведовал; оно будет судить их в последний день,
потому что Я учил не от Своего имени, но учил тому, что заповедал Мне говорить Отец, Который послал Меня.
И Я знаю, что заповеди Его ведут к Жизни Вечной, поэтому Я проповедую то, что говорил Мне Отец.
*досл.: «и если кто услышит слова Мои и не соблюдёт, Я не осуждаю его».
Воскрешение Лазаря было вершиной всех великих Христовых дел. Множество народа обращается ко Господу с верою, и потому ещё больше разгорается ненависть к Нему иудейских властей. Они ищут убить не только Подателя жизни, но и того, кто является живым свидетелем Его силы. «Видите ли вы, — говорят они между собою, — что вы не успеваете ничего? Весь мір идёт за Ним». Иудейские власти говорят правдивее, чем они думают. «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины». Евангелие от Иоанна даёт первый слабый намёк на то, что благая весть о спасении выходит за пределы Израиля. Они приходят с просьбой видеть Иисуса к Филиппу, ученику Господа с греческим именем. Филипп не знает, что делать, и идёт к Андрею. После некоторого размышления Андрей ведёт их ко Христу. Он знал, что Господь никогда не отвергает ни одного человека, приходящего к Нему. Итак, когда служение Господа достигает предельной высоты среди иудеев, Ему говорят, что язычники ищут Его. Можно подумать, что волна благовестия Христова начинает распространяться от Иерусалима по всему міру. Но это не так. Спасительное дело Божие, которым «князь міра сего будет изгнан вон» и все народы возвратятся к Единому Богу, не есть следствие иудейского религиозного подъёма или неутомимой в поисках эллинской мудрости. Они не могут открыть прямой дороги к Богу и Его славе. Скорее, наоборот: существует непреодолимый разрыв между жизнью и смертью, о котором природа постоянно напоминает живой притчей.
Образ Царства Божия даётся в Евангелии через семя, которое должно упасть в землю, прежде чем оно даст плод. Христос — присутствие этого Царствия, и потому Он должен, как зерно пшеничное, умереть и быть погребённым. Только так будет собрана великая жатва народов. И час, когда это должно произойти, пробил. «Пришёл час прославиться Сыну Человеческому». Приход ко Господу вопрошателей из язычников — знак этого часа. Но их желание видеть Иисуса не исполнится — так, как они ожидают, так, как хотели этого иудейские толпы, приветствовавшие криками «осанна» торжественный вход Царя Израиля в Иерусалим. Скоро они убедятся, что Его Царство совершенно отличается от их ожиданий. Откровение Божией славы явится в Его умирании на Кресте. И как иудеи, так и язычники примут совместное участие в предании Его смерти. Но Его смерть поистине будет прославлением Сына Человеческого, потому что в ней будет прославлен Бог. То, что распятие человека может быть высшим явлением славы Божией, — соблазн для иудейского религиозного мессианства и абсурд для эллинской философии (1 Кор. 1:22-24). Но это и есть истина, ибо слава Божия — излияние Его любви. Она открывается в полноте в послушании Христа до смерти и в отдаче Отцом Небесным Сына Своего Единородного за жизнь міра, и в пребывании с Ним до конца в Его послушании (Ин 17:1-5). Здесь прославление Богом Своего имени и прославление Того, Кто стал истинным человеком, — Сына Человеческого. Притча о пшеничном зерне — притча о Кресте. Это жизнь незащищённая, как бы выброшенная, и одновременно жизнь, постоянно являемая как новый дар от Источника всякой жизни. В этой вечно изливаемой любви — уверение, что смерть утратила своё владычество.
Но ныне Господь предстоит перед лицом смерти, и душа Его в трепете — как души святых, молитвы которых так часто были на устах Его. «Сердце моё смятеся во мне и боязнь смерти нападе на мя. Страх и трепет прииде на мя и покры мя тьма. И рех: кто даст ми криле яко голубине, и полещу и почию» (Пс. 54:5-7). В Послании к Евреям апостол Павел пишет, что «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти» (Евр. 5:7). Послезавтра на утрени мы услышим Евангелие о молитве Господа до кровавого пота в Гефсимании. Смерть — не просто естественное событие, иначе человек был бы просто частью природы. Смерть — видимый знак Суда Божия над нашей жизнью и нашими делами — во свидетельство, что они не устоят перед вечностью. Смерть — внешнее выражение Суда Божия над грехом. Безгрешный Сын Человеческий, вземлющий грех міра, предстоит перед этим Судом. Молитва псалмопевца: «полещу и почию» трепещет на Его устах, но Он тотчас отвергает её. Он не будет просить об избавлении от этого страшного часа, ибо именно ради этого часа Он пришёл — понести на Себе грех міра, положить жизнь Свою за овец, в том числе тех, кто ещё «не двора сего». «Отче, прославь имя Твоё» — это молитва, в которой заключён весь смысл Его жизни. И это молитва, которую Он учил повторять Своих учеников, потому что смысл её совершенно тот же: «да святится имя Твоё».
Как при Крещении, когда Он взял на Себя грех людей, как на горе Преображения, когда Он говорил с Моисеем и Илией об исходе Своём, — на Его молитву отвечает глас с Небес. Этот глас — не для утешения, не для укрепления Его, ибо Он знает, что каждая молитва Его бывает услышана и получает ответ, «но для народа». Во свидетельство о принятии Отцом послушания Сына, даже если народ не способен сейчас к разумению этого. Как напишет апостол Иоанн Богослов: «Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своём» (1 Ин. 5:9).
«И когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе», — говорит Христос. Крест Христов будет водружением знамени, под которым все люди земли могут собраться, чтобы стать едиными в приобщении жизни Самого Бога. Сын Человеческий станет на Кресте как бы ничто, — и это будет место, где сыны человеческие соединятся с Ним и друг с другом, потому что здесь они научатся забывать о своей славе и будут искать славу Единого Бога. «Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрёт». Христос не умрёт от рук иудеев, побивающих Его камнями по религиозному обвинению в богохульстве, Он умрёт от рук римлян, распинающих Его на Кресте по политическому обвинению в том, что Он называет Себя Царём. Поистине, Он был Царь. И Его царствованием власть кесаря и власть Пилата существенно изменят своё значение, хотя и не будут упразднены. Он — подлинно Царь и Глава человеческого рода — эллинов и иудеев, — и Он будет вознесён ими на Крест, чтобы осуществлять Свою власть с Креста, как с Престола.
«Кто Этот Сын Человеческий», — спрашивают иудеи. Если Он — победоносный Мессия, где же исполнение обетований Божиих для богоизбранного народа? Свет, который есть свет Самого Бога, пришёл в мір. Единственно истинный ответ на этот дар — принять его, устремляться к нему, ходить этим светом. Свет во тьме светит, если мы не примем его, тьма поглотит нас, «а ходящий во тьме не знает, куда идёт». Тьма — отсутствие смысла, царствование ничто. И чем больше люди упорствуют в своих заблуждениях, тем труднее им выбраться из тьмы. «Доколе свет с вами, — говорит Господь, — веруйте в свет, да будете сынами света». «Сказав это, Иисус отошёл и скрылся от них».
Как может быть истина постигнута міром, лежащим во зле и во лжи? Как может быть слава Божия узнана теми, для кого единственная слава — слава, которую они принимают друг от друга? В Пасху Господню мы услышим: «В міре был и мір чрез Него начал быть, и мір Его не познал. Пришёл к Своим, и Свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими». А сегодня из уст Господних звучит слово Исаии пророка: «Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?» «Впрочем, — добавляет Евангелие, — и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлучёнными от синагоги». Ради уверенности в завтрашнем дне они предпочитали быть с людьми, нежели с Богом, и считали себя мудрыми и рассудительными. Но они забывали, что людские мнения имеют значение только в течение тех немногих лет, которые человек живёт на земле, а Суд Божий длится в нескончаемой вечности.
И мы слышим последние слова Спасителя, которыми завершается Его общественное служение. Ещё будет сокровенная беседа с учениками на Тайной Вечери и стояние перед Пилатом, но это — последние слова, обращённые ко всему народу: «Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня». Как перекликаются они со всеми Его словами во всех Евангелиях! Вся жизнь Христа заключается в том, что в Нем люди предстоят перед Богом. Слушать Его — значит слушать Бога. Видеть Его — значит видеть Бога. В Нем Бог встречает человека и человек встречает Бога. Он пришёл не судить мір, но спасти мір. Он пришёл в любви, но, тем не менее, Его приход означает Суд. В Его свете каждый человек обнаруживает себя до конца. Своим отношением ко Христу каждый человек определяет свою земную и вечную участь. «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, — говорит Господь, — слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день». Кто знает истину и не живёт по ней, тот будет осуждён. Всё, что мы слышали в Евангелии, в молитвах, в поучениях святых отцов, все возможности, которые были нам даны для познания истины, будет в конце свидетельствовать за нас или против нас. Всё, что мы слышим в эти Страстные дни, особенно сегодня и в Великий Четверг, в Великую Пятницу, в Великую Субботу и в Пасху Господню, — это суд над всеми людьми, и в первую очередь над нами, над теми, кто в Церкви.
Как мы встречаем сейчас Господа, такой и будет наша встреча с Ним, когда Он явится во славе. Заповедь Его есть жизнь вечная, приглашение всем ходить в свете и иметь жизнь. Это слово Своё Он обращает ко всем без исключения, Он не на ухо его говорит, а провозглашает на кровлях. В нем — звучание трубы Судного Дня, предложение спасения всему міру.
Протоиерей Александр Шаргунов
И вот, когда Иисус был в Вифании, в доме Симона прокажённого,
и обедал, к нему подошла женщина, принесшая небольшой сосуд очень дорогого мvра, и стала возливать миро на голову Его.
Увидев это, ученики стали говорить в негодовании: к чему такая трата мvра?
Ведь его можно было продать за большие деньги и раздать нищим.
Услышав это, Иисус сказал им: зачем вы огорчаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня.
Ведь нищие всегда будут с вами, а Я не всегда буду с вами.
Возлив мvро на тело Моё, она тем самым подготовила Меня к погребению.
Уверяю вас: во всём міре, где только будет проповедано Евангелие, в память о ней сказано будет о том, что совершила она.
Тогда один из двенадцати, по имени Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам
и спросил: сколько вы согласны заплатить мне за то, что я предам Его вам? Они же отсчитали ему тридцать сребреников.
И с этого времени он стал искать удобный случай, чтобы предать Его.
*мvро (читается: мúро) — масло, выжимаемое из корня нардового растения, произраставшего в Индии. Обычно хранилось и продавалось в наглухо закупоренных алебастровых сосудах. В силу своей очень высокой стоимости (1 грамм стоил 1 динарий) оно часто смешивалось с другими растительными маслами и выдавалось за «чистое», «настоящее» (ср. Мр 14:3; Ин 12:3).
Иуда протянул руки к беззаконным; та искала оставления грехов, а этот взял сребренники. Грешница принесла мvро для помазания Господа; ученик соглашался с беззаконными. Она радовалась, тратя мvро многоценное; этот заботился продать Неоценимого. Она Владыку познавала, а этот от Владыки удалялся. Она освобождалась от греха, а этот делался пленником его.
В то время, как все прочие жены приходили только за получением исцеления телесного, она (грешница) пришла исключительно за тем, чтобы воздать честь Иисусу, и получить душевное исцеление. Она не имела никакого повреждения в теле, и потому особенно всякий должен ей удивляться. И не как к простому человеку подходит она к Иисусу, – иначе не отёрла бы своими власами ног Его, – но как к такому лицу, которое выше человека. Поэтому и принесла к ногам Христовым главу свою, часть тела, которая драгоценнее всего тела…
Они (ученики) слышали, как Иисус говорил: милости хочу, а не жертвы, и порицал иудеев за то, что они оставляли важнейшее – суд и милость и веру, как на горе разсуждал с ними о милостыне, и из всего этого выводили заключение и разсуждали друг с другом: если не допускает всесожжений и древнего богослужения, то тем менее допустит помазание елеем. Но так думали ученики, Иисус же, видя мысли жены попускает ей приблизиться. И, так как благоговение её было велико и усердие невыразимо, то Он, по величайшему снисхождению Своему, позволил ей излить мvро на главу Свою. Если Он не отказался со-делаться человеком, был носим во чреве, питался млеком, то чему удивляться, если и этого не отвергает? Как Отец Его принимал курение и дым, так и Он принял блудницу, одобряя, как я прежде сказал, её расположение…
Умолчано о подвигах бесчисленных царей и полководцев, которых памятники ещё сохранияются; неизвестны ни по слуху, ни по имени те, которые построили города, соорудили стены, одержали победы на войнах, воздвигли трофеи, покорили многие народы, хотя они и поставили статуи и издали законы; но то, что жена блудница излила елей в доме некоторого прокажённого в присутствии десяти мужей, все воспевают во вселенной. Прошло столько времени, а память об этом событии не истребилась; и персы, и индийцы, и скифы, и фракияне, сарматы, и племя мавров, и жители Британских островов повествуют о том, что сделала жена блудница в Иудее – тайно, в доме. Велико человеколюбие Господа! Он принимает блудницу, блудницу лобызающую ноги, возливающую елей и отирающую власами, принимает и упрекает тех, которые обвиняют её…
Иуда не тронулся этим и не убоялся, когда услышал, что Евангелие будет проповедано повсюду (а сказанное заключало в себе не выразимую силу); тогда как жены, и жены блудницы, оказывали такую честь Иисусу, он совершал диавольское дело… Вот какое великое зло сребролюбие! Оно именно сделало Иуду и святотатцем, и предателем. Услыште все сребролюбцы, страждущие болезнию Иуды, – услыште и берегитесь этой страсти. Если тот, кто находился со Христом, творил чудеса, пользовался таким учением, низвергся в такую бездну от того, что не был свободен от этой болезни, то тем более вы, не слышавшие даже Писания и всегда прилепляющиеся к настоящему, удобно можете быть уловлены этою страстию, если не будете прилагать непристанного попечения. Иуда ежедневно находился с Тем, Кто не имел, где главы преклонить, ежедневно был научаем делами и словами тому, что не должно иметь ни золота, ни сребра, ни двух одежд, – и при всём том не вразумился. Как же ты надеешья избежать этой болезни, когда не употребляешь сильного врачевания и не прилагаешь сильного старания? Ужасен, по истине ужасен этот зверь. Впрочем, если захочешь, легко победишь его. Это не есть похоть врождённая, как то доказывают освободившиеся от неё. Естественные влечения всем общи; а эта похоть происходит от одного нерадения; от него рождается, от него возрастает, и когда уловит пристрастных к ней, заставляет их жить противоестественно. В самом деле, когда они не признают единоплеменников, друзей, братьев, сродников, словом – всех, а с ними вместе не знают и самих себя, то не значит ли это жить противоестественно? Отсюда ясно, что противоестественна и злоба, и болезнь сребролюбия, подвергшись которой, Иуда сделался предателем. Как же он сделался предателем, спросишь ты, когда призван Христом? Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости, и не делает насилия воле тех, которые не желают избрать добродетели; но увещевает, подаёт советы, – всё делает и всячески старается, чтобы побудить их сделаться добрыми; если же некоторые противятся этому, Он не принуждает. Если ты хочешь узнать, отчего Иуда сделался таким, то найдёшь, что он погиб от сребролюбия. Отчего же, спросишь, он уловлен этою страстию? Отого, что был безпечен. От безпечности происходят такие перемены, тогда как от ревности происходят перемены противоположные…
Всё это сказано мною для того, чтобы показать, что если мы будем бодрствовать, то никто не может сделать нам вреда, и что не от бедности, а от нас самих бывает нам вред. Поэтому умоляю вас всеми силами истреблять болезнь сребролюбия, чтобы нам и здесь сделаться богатыми, и насладиться вечными благами, которых да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.
Святитель Иоанн Златоуст
СИНАКСАРЬ ВО СВЯТУЮ ВЕЛИКУЮ СРЕДУ
Стихи:
Жена, помазавши Христово тело миром,
Предвосхищает смирну и алоэ Никодима.
Во святую и Великую Среду божественные отцы повелели творить воспоминание о женщине-блуднице, которая помазала Господа мvром, потому что это было незадолго до спасительных страданий. Для того установлено совершать теперь её память, чтобы, по слову Спасителя, везде и всем было возвещено о её ревностном поступке.
Когда Иисус вошёл в Иерусалим и был в доме Симона прокажённого, к Нему подошла женщина и возлила на Его голову драгоценное мvро. Чем же побуждаемая, она решилась прийти? — Поскольку наблюдала Христово сострадание и щедрость ко всем, особенно теперь, видя, что Он вошёл в дом прокажённого, которого закон повелевал считать нечистым и запрещал общение с ним, — то подумала, что Христос так же исцелит её нечистоту душевную, как и проказу Симона. И вот, в то время как Господь возлежал на вечери, женщина возлила сверху на Его голову мvро ценой примерно в триста динариев, то есть шестьдесят ассариев, десять пенязей или три сребреника. Ученики, и прежде всего Иуда Искариот, возбраняли ей, а Христос защитил, чтобы не препятствовали её благому намерению. Потом Он упомянул о Своём погребении, чтобы отвратить Иуду от предательства, и сподобил женщину награды — тем, что повсюду в мiре проповедано будет это доброе дело.
Некоторые думают, будто у всех евангелистов упоминается одна и та же женщина. — Нужно знать, что это не так. Только у трёх евангелистов, как говорит святой Златоуст, говорится об одной и той же, которая так и называется блудницей, а у Иоанна — уже не о ней, но о некоторой другой чудной жене, святой жизни,— о сестре Лазаря Марии, которая, не будучи блудницей, была любима Христом.
Из них эта, последняя, Мария за шесть дней до Пасхи в своём доме, что в Вифании, когда Господь возлежал на вечери, совершила помазание, возливая мvро на пречистые ноги Его и отирая их волосами головы своей. Она принесла Ему как Богу мvро, купленное за большую цену, ибо хорошо знала, что и в жертвах приносится Богу масло, и священников помазывают мvром, и Иаков в древности возлил елей на памятник каменный, посвятив его Богу. Принесла же это открыто в дар Учителю, как Богу, ещё и за воскрешение брата. Потомуто ей и не обещается награда, но и роптал тогда только один Иуда, поскольку был корыстолюбив.
Другая, действительно блудница, за два дня до Пасхи, когда Христос ещё был в Вифании и возлежал на вечери в доме Симона прокажённого, возливала драгоценное мvро Ему на голову, как повествуют святые Матфей и Марк. На эту-то блудницу и ученики негодовали, ибо они постоянно слышали поучения Христа об усердии к милостыне; зато и награда ей дана — в прославлении её доброго дела по всему мiру.
Христе Боже, помазанный духовным мvром, освободи нас от находящих страстей и помилуй нас, ибо Ты один Свят и Человеколюбец. Аминь.
ЕВАНГЕЛИЯ, ЧИТАЕМЫЕ НА УТРЕНИ И ЛИТУРГИИ ВЕЛИКОй СРЕДЫ