Красота земной жизни

Несправедливо по отношению к Евангелию — замалчивать земные радости. Поэтому вопреки вечным и непреложным чаяниям грядущего воздаяния на небесах хочу поговорить о вкусном мороженом и пицце

«Отстань от меня, я молюсь!» — однажды сказал я сыну, пытавшемуся спросить меня о чём-то неважном. Действительно ли это было что-то неважное, я так и не узнал. Слова Мюнхгаузена «Знаете, в чём ваша беда? Вы слишком серьёзные!» — самая актуальная ремарка на полях моей Библии. Ведь иногда мы действительно становимся слишком правильными и серьёзными, чтобы обнять своих детей, купить им сладкую вату, подурачиться с ними, устроив разгром квартиры. Слишком правильными и серьёзными, чтобы сводить престарелых родителей в кафе или кино. Слишком правильными и серьёзными, чтобы говорить о простом человеческом счастье и испытывать его.

«Серьёзные и правильные» часто агитируют не бояться страданий, испытаний и смерти, помышлять о небесном и не прилепляться к земному. …Неоднократно приходилось видеть этих смельчаков дрожащими у стоматологического кабинета как листва на ветру.

Мне кажется, мы просто что-то недопоняли в Писании. Всему виной, по-видимому, маркер для выделения текста: выбираем всегда то, что созвучно нашей натуре. Говорим о загробном воздаянии, гонениях, страданиях, смерти, воздержании, подвиге и апокалиптических временах, но что-то очень важное будто бы упускаем.

Неужели мы так несчастны в этом мире?

***

Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.

И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. …Тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской (Ин. 2, 7-11).

Первое чудо Христа — такое земное, такое понятное и человеческое, плотское. Бог умножил вино на свадьбе одной небогатой семьи, подарил людям праздник.

Первое чудо Христа — не о покаянии. Оно — о земном счастье и о Царстве Небесном, являющемся в силе через простые радости: общение, объятия, отдых, путешествия, вкушение пищи, прослушивание любимого музыкального альбома и знакомство с новым шедевром кинематографа. Здесь и сейчас — Христос. Для видящих — Христос во всём. Для «глядящих и не видящих» — нигде.

Господь умножает вино на свадебном пире, рыбу и хлеб для пятитысячной толпы, разрешает ученикам срывать колосья в субботу, обедает с мытарями и грешниками. Разделяя с нами человеческие радости и потребности, Он не торопит людей в вечность. Направляя наши взоры в Горнее, почему-то не спешит отпускать туда Лазаря и сына наинской вдовы.

Христос рассказывал о Небесном Царстве на примере самых доступных и популярных элементов жизни и быта того времени: пастух, сеятель, рыба, пшеница, закваска, масло, виноград, хлеб и вино. Но это не только красивые и понятные аллегории. Скорее, следы того самого Небесного Царства, отголоски заветного рая. Поэтому нельзя говорить о сладости молитвы, замалчивая сладость мёда. Нельзя просить о наступлении Царства Небесного, не вспомнив о детях и стариках, нуждающихся в ежедневном хлебе насущном. Нельзя помнить о смерти, не испросив у Господа крепкого здоровья и долголетия.

Когда-то земля уже была раем — без войн, болезней, страданий, интриг, заговоров и сплетен. Не существовало смерти и тления, а в центре Эдемского сада росло Древо Жизни. Грех не способен разрушить всё, поэтому в каждом проявлении человеческого бытия до сих пор хранятся зёрна плодов Древа Жизни. Ветви всех деревьев помнят тяжесть этих плодов, и то, как к ним тянулись Адам и Ева, помнят руки каждого человека. Сегодня он добывает хлеб и сажает виноградник, чтобы в очередной раз здесь, на земле, встретиться со Христом.

Может быть, для кого-то земная жизнь — просто ненужный ржавый прицепной вагончик к поезду, стремительно мчащемуся в вечность. Но точно не для Христа, Который сделался досягаемым через Хлеб и Вино. И если Он оставил нам не только Евангелие, а Самого Себя, эта жизнь что-то для Него значит. Пусть она и несовершенна, но единственна и неповторима. И даже в моменты, когда приснопамятный вагончик очень круто заносит на поворотах судьбы, я отчаянно осознаю: как бы там ни было, я уйду отсюда при любых обстоятельствах, а вот не вернусь больше никогда. В этом, думаю, и есть красота земной жизни.

***

Помните известный фильм «Город ангелов»? Один из небесных посланников Творца отказывается от ангельского достоинства и блаженства только ради того, чтобы ощутить вкус груши, увидеть кровь от пореза на руке, промокнуть до нитки под дождём и поцеловать любимую. На самом деле на земле мы не только ожидаем грядущих обетований Откровения. Оказывается, здесь ещё можно пожить, порадоваться и вляпаться в захватывающую историю.

Жить, как минимум, не скучно. И понять это нам помогает Евангелие: через призму смерти и вечности мы познаём чудеса земной жизни.

Одно из них — любовь. Люди способны любить вопреки всякой логике и недостаткам любимого. Казалось бы, хватило бы элементарных продуктов питания, тёплых стен и крепкой крыши над головой. Но нет, мы влюбляемся и пишем стихи, смотрим телевизор, ходим в театр, садимся в самолёт, чтобы на безымянной высоте выпрыгнуть с парашютом.

Пусть мы не можем любить так безгранично, как Бог, но всё же любим. Любим как умеем, как получается. Пусть мы не можем создать планету какой-то солнечной системы, но мы творцы целых миров в области техники, литературы, музыки, кинематографа. И этим мы похожи: есть что-то общее между Небесным Отцом и земным папой, Вселенной и мирами «Звёздных войн».

Каждый из нас хотя бы раз в жизни переживал чудо спонтанной доброты. Люди действительно бывают немотивированно добры. Даже самые чёрствые и грубые ощущают эту жажду добрых дел. В жизни каждого наверняка найдётся один такой персонаж, возможно, даже гражданин аморального поведения, который пришёл на помощь в экстренной ситуации, когда самые закадычные друзья прятались по норам. Смс-поздравление от заклятого врага в новогоднюю ночь, тем более, если у тебя ночная смена, — не чудо ли?

Нас бы уже не было без чуда объятий. Кого-то они не раз спасали от депрессии, кого-то — даже от смерти. Когда холодно не только снаружи, но и внутри, так хочется, чтобы тебя пожалели, погладили по голове, угостили чаем и завернули в плед. Аскетический опыт предшествующих веков в подобных несчастных случаях может «добить» страдальца, а вот свободные уши и кем-то приготовленная чашка чая способны привести в чувство.

Чудо, которое так необходимо сегодня, — общение. Казалось бы, оно везде и всюду, в изобилии и избытке. Но в мире слов и звуков часто не хватает именно сочувствия. Мы живём в такое время, когда сказать человеку доброе слово или, что ещё важнее, выслушать — сродни насыщению голодного или посещению больного. Можно исцелить глубокую и многолетнюю душевную рану, просто послушав.

Воспитывать детей, общаться с ними, соприкасаться с их прекрасным всепобеждающим миром, становиться свидетелем их побед и поражений, падений и восстаний — чудо из чудес. С рождением моих детей я наконец-то стал слышать своих родителей. И порой, сталкиваясь с трудностями в воспитании двоих сыновей, я удивляюсь: как Бог справляется с семью миллиардами, не разочаровываясь в них? Поистине Он долготерпелив.

Моё любимое чудо — чудо еды. Именно посредством вкушения пищи мне проще всего познать любовь Господа, Который, сотворив миллионы вкусовых оттенков, наградил меня вкусовыми рецепторами. Через мороженое и пиццу я познаю Божественную любовь. Уже здесь, на этой грешной земле, мы не только приобщаемся нетварным энергиям Бога, но и однажды, поздней ночью преодолевая земную печаль, открываем холодильник и становимся причастниками Его благости.

Чудо — говорить. Чудо — слышать. Чудо — созерцать. Чудо — сопереживать и чувствовать сердцем. Список можно продолжить.

***

Чем ближе мы становимся к Богу, тем больше переживаем Его присутствие в нашей обыденной ежедневной гонке. В каждом элементе жизни, такой простой и понятной, — Его милость. Поэтому здесь хочется задержаться.

Временами мне страшно даже подумать о страданиях, а тем паче о мучительной смерти — сразу сдам всех с потрохами. Честно говоря, я хочу прожить много счастливых лет, дожить до старости и обнять внуков. Хочу успеть всех простить и со всеми примириться. Мечтаю попробовать как можно больше видов мороженого, посмотреть как можно больше фильмов, прочитать много разных книг и ещё неоднократно переслушать всю свою фонотеку. Я мечтаю как можно дольше тихими уютными вечерами пить с любимой чай на кухне. Я мечтаю и никуда не спешу, потому что мне с Богом и здесь хорошо.

Мечтаю… Но помню, что Господь, умноживший вино в Кане Галилейской, накормивший многочисленный народ хлебами и рыбками, воскресивший Лазаря и сына наинской вдовы, не совершил ни одного чуда для Себя. И Он не сошёл с Креста. Поэтому я мечтаю ещё об одном чуде — чуде веры.

Да будет воля Твоя!

Протоиерей Александр Князюк
Источник