Особая стратегия

Как глубоки и в то же время просты евангельские образы, раскрывающие для нас тайны Царства Небесного. Пшеница, плевелы, рыба, закваска, овцы и волки… Стоп. Овцы и волки — почему?

Я предстою перед глубочайшей вселенской тайной. Всемогущий Господь Вседержитель добровольно становится беззащитным перед лицом человеческой жестокости. А посылая Своих учеников на проповедь, Христос указывает на их новый статус и положение в мире: Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16).

Заведомо проигрышный вариант, не находите? Что овца может противопоставить стае хищных волков? Какова связь между голубем и змеёй? Получается, день моего Крещения без какого-либо угрызения совести можно назвать днём добровольного перехода на проигравшую сторону? Или нет? Так в чём сила, если Господь говорит, что она совершается в нашей слабости?

***

Вчитайся в Книгу Жизни. Всмотрись в историю людей Библии. Сколько раз спотыкаются цари и пророки, сколько раз недоумевают и отрекаются апостолы. Но почему-то именно их Христос избирает в качестве ближайших учеников и друзей.

Пётр отрёкся, Иуда предал, Фома усомнился. В самый ответственный момент все разбежались. Но именно они, слабые и уязвимые, несли Слово Божие в города и веси жестокого мира. Да что тут говорить, Сам Господь, спасая человечество на Кресте, отчаянно кричит: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46).

Книга Жизни честна со своим читателем — она не замалчивает слабости главных героев. Такие беззащитные цари, пророки и апостолы. Такой беззащитный Господь…

Князь века сего в бесконечном злорадстве насмехается над распятым Христом, даже не подозревая, что Бог уже сходит во ад. Князь века сего насмехается над теми, кто выбирает Христа — даже не подозревая, что за их слабостью скрывается Его сила. Пытается втоптать в грязь, показать своё вездесущие и абсолютную власть. Он не терпит в каждом из нас того, чем мы бываем так похожи на его Врага — когда любим, терпим, прощаем, помогаем другим, приносим себя в жертву. Для мира такой человек становится мишенью.

Не обязательно быть святым, чтобы почувствовать себя чужим на этом празднике жизни. Достаточно просто захотеть измениться, как вдруг странным образом из-за непредвиденных обстоятельств у тебя не получается попасть на литургию. Хотя это и мелочь по сравнению с теми захватывающими приключениями, которые ожидают впереди.

Всякий, кто хочет стать настоящим человеком, вступает на путь битвы, беспощадной и бескомпромиссной:

Снова за окнами белый день,

День вызывает меня на бой.

Я чувствую, закрывая глаза, —

Весь мир идёт на меня войной.

(«Песня без слов», группа «Кино»)

***

Христос мог поступить иначе и послать нас как львов среди гиен. Такая Церковь была бы намного привлекательней. Но нет, каждый день — заклание. «Господи, я хотел как лучше! Как Ты учил! Но я понёс убыток, мне причинили боль…»

Когда слышишь о благословенных днях, которые Господь ниспосылает праведникам, вспомни историю Иова, судьбу Христа и апостолов. Когда выходишь из храма после воскресной литургии, очнись — ты уже на поле боя, и прямо сейчас появится множество поводов накричать на ребёнка, осудить идущего мимо пьяницу, не проведать престарелых родителей. Перенесёмся на полчаса назад и увидим «Божью овечку», трепетно просящую у настоятеля благословение на вкушение молочных продуктов в пост. Но овечка, хоть и двадцать лет как в Церкви, до сих пор не понимает, что проблема совсем не в тех «волках». Проблема — в хищной стае, поджидающей у порога храма и охотящейся на тебя всю неделю.

Христианство — ежедневная борьба за свою веру. «Всё отдай: и имение, и тело, и самую душу — кроме веры», — учит святитель Иоанн Златоуст.

Но остаётся загадкой, почему мы не несём победное знамя добра, не завоёвываем сердца миллионов? Почему мы так уязвимы, слабы и трусливы перед лицом зла?

Вспоминается цитата героя фильма Андрея Тарковского «Сталкер»: «Главное — пусть они поверят в себя и станут беспомощными, как дети. Потому что слабость велика, а сила ничтожна. Когда человек рождается, он слаб и гибок, а когда умирает — он крепок и чёрств. Когда дерево растёт, оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жёстко — оно умирает. Чёрствость и сила — спутники смерти. Слабость и гибкость выражают свежесть бытия. Поэтому что отвердело, то не победит».

Ответ прост, как и всё Евангелие — такова Его воля! Воля отпустить человека на свободу, раз и навсегда подарить ему возможность выбирать, не навязывать Себя силой и манипуляциями, не ставить ногу на грудь, не пропагандировать, не заставлять. Его воля — не побеждать человека. Его воля — умереть за него как жертвенный агнец или голубь. Позвать на брачный пир блудников и блудниц, а не праведных и правильных.

Такое непривлекательное счастье — быть со Христом. Непривлекательное, но подлинное — достаточно просто выбрать. Выбрать путь нищих духом, путь чистых сердцем, путь кротких и уязвимых, трусливых и слабых.

Малое стадо Христово «пролетает» по всем рейтингам. А дьявол вещает красиво, со спецэффектами. Когда-то он воспользовался всеми видами психологических манипуляций, даже цитатами из Библии, чтобы искусить Самого Христа — предлагал признание большинства, славу и власть. Представляете царство Христа на земле? — Равенство, братство и счастье всем! Христианам оставалось бы нейтрализовать остатки зла, как кухонных тараканов.

Но нет: это, скорее, путь антихриста… Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21), — говорит Господь. Его принцип — не диктатура и не давление. Непреложный принцип Царствия Божия: Кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Мф. 20, 26-27).

hristos pastyr dobtyi-768x1172

Кто-то из сильных мира небрежно бросит в сторону наивного романтика, всё же верящего в то, что красота спасёт мир: «Уберите этого философа!». История помнит различные способы расправы над такими дерзкими и наивными глупцами. Они всегда не к месту, когда вершатся важные дела «во благо» всех остальных. Они всегда не к месту, когда рулит голый расчёт и осуществляются меркантильные планы. Они всегда некстати. На таких смотрят либо с презрением, либо через прицел винтовки.

«Уберите этого философа!» — так две тысячи лет назад сильные мира сего с высоты своего трона заявили, указывая на беззащитного Сына Плотника. Только за то, что Он пришёл послужить людям и поведать, как это просто — стать сынами Божьими. Один из Его последователей, священник Павел Флоренский, уже в ХХ веке после лекции о витках обмотки трансформаторов, прочитанной для советских студентов, написал: «…Всё, что с помощью Божией заработаю, повергаю Господу на Его усмотрение, как добычу, как ловитву, ради каковой Господь и посылает меня на делание. С трансформаторами, может быть, вытащу Господу хоть одну душу!» Через десять лет его отправили на каторгу в восточно-сибирский исправительный трудовой лагерь под названием «Свободный». Вера — вот и вся его вина…

Но вера тем ценнее, чем победоноснее зло. Горящая свеча важнее там, где полная темнота.

Лучше быть овечкой Бога, Который готов оставить девяносто девять других, чтобы найти тебя. Ведь как страшны суровые законы волчьей стаи, когда ты, весь израненный, ждёшь — съедят ли свои или добьёт охотник. Волком быть куда страшнее и опасней. Ты везде чужой. Даже среди своих. И твоя сила, твой оскал — всего лишь показатель страха. Крест волка — неутомимая и мучительная жажда крови.

У овцы нет клыков, но у неё есть Пастырь. Тот, Кто идёт на волчью стаю первым, и меч в Его руках — Слово. Оно не может убить, но оно может изменить, оживить. Для Него нет большинства или меньшинства, нет умных и глупых, молодых и стариков — для Него есть конкретно ты. Поэтому важно не видимое торжество, не рейтинг христианской проповеди, не количество прихожан на литургии, а хотя бы кто-то один, кто услышал и поверил.

Всё Евангелие говорит о том, что один кающийся грешник ценнее всего мира. Поэтому Господь готов идти, как Агнец среди волков, вместе с теми, кто Ему верит. История ещё не закончилась — и это значит, что кто-то ещё верит, даже если он один-единственный в мире.

***

Но что получат овцы за риск жить среди волков? Бонусные места в раю? Привилегии вечной жизни? VIP-места на Трапезе Господней? Это были бы слишком меркантильные и корыстные причины.

Наверное, дело совсем в другом. Ведь у ветхозаветных праведников вообще не было резона исполнять заповеди: им за это никто ничего не обещал. Но они всё равно стремились к праведности. И в своём стремлении обретали нетленное счастье: уже здесь, на грешной земле, жили как в раю. Потому что нищие духом, чистые сердцем, кроткие — уже в раю. Терпеливые, любящие, прощающие обиды — уже на Трапезе Господней.

Счастье не «здесь» и не «там». Счастье — это Христос внутри. Человек, который нашёл Христа, больше никуда не спешит и ничего не ищет (поэтому христианским отшельникам в пустыне не было скучно). А значит, положение овечки, грядущей среди волков, весьма выгодно: окружающее зло хоть и масштабно, но всё же временно и преувеличено. А ты, пусть и преодолеваешь коварные волны житейского моря, улыбаясь в ответ на волчьи оскалы, как ни странно, обрёл то самое подлинное счастье. Ты нашел Христа — у тебя уже всё есть! Есть своя стратегия борьбы с волками: беречь своё сердце, как змея бережёт голову во время опасности, и стремиться к голубиной простоте — вверять себя в руки Божии, ниспосылающие нам ежедневный насущный Хлеб.

Есть ещё один приём, которому Господь научил избранных Своих: отличать волков в овечьей шкуре от овец в волчьей шерсти. Именно это — показатель того, со Христом ты или нет. Умение разглядеть в последнем грешнике неуничтожимый образ Божий, талант оправдывать тех, кто спотыкается по жизни, и сокрушаться об их спасении, относиться к падшему человеку как к несчастному страдальцу, заслуживающему милости и утешения — вот меч, с которым мы, христиане, ежедневно идём в бой. Не осудить, но оправдать. Вопреки всякой логике. Потому что для Бога все волки — всего лишь овцы в волчьей шерсти.

P. S.

Я часто думаю о позорной смерти грешников. Об умерших в пьяном угаре, погибших от передозировки наркотиками, в глупой кухонной поножовщине. Думаю про самоубийц, которые не устояли перед напором отчаяния и безысходности. Многие из них очень хотели изменить свою жизнь, преодолеть страх, и боль, и зависимость. Они очень старались, но не смогли. Боролись изо всех сил, но пали.

И тем не менее, пали они на поле боя. Господь застал их, пусть и проигравшими, но в бою. Ведь павшие побеждёнными — всё равно герои, потому что не побоялись идти на войну, где силы врага превосходят в разы. И всякий раз, когда враг рода человеческого втаптывает кого-то из нас в грязь так глумливо и коварно, будто бы указывая Богу на несовершенство Его творения, он упускает из виду один маленький момент: всю историю человечества он втаптывал зёрна, которые в своё время прорастут.

Просто у Христа Своя стратегия.

Протоиерей Александр Князюк
Источник