Зачем мне математика, если она мне не пригодится в жизни?

Пригодится, — считает доцент кафедры богословия и гуманитарных наук Запорожского классического приватного университета протоиерей Игорь Рябко

Сегодняшний гость рассказал, как именно точные науки помогают нам каждый день и чем они полезны в церковном служении.

— Отец Игорь, в древности учащиеся катехизических и церковных школ обязательно изучали математику. Зачем этот предмет был нужен христианам тогда и нужен ли сейчас?

— Математику не случайно называют «царицей всех наук», потому что это она есть одна из граней Премудрости Божией. Точность и закономерность мирового устройства, выверенность тончайших деталей мироздания до самых микроскопических мелочей всегда вызывала восторг и восхищение. Математика также проповедует славу Божию и возвещает о делах Его рук, как пример мудрости Творца. И, естественно, что она, конечно же, изучалась по этой причине с самых древних пор.

— Как православный богослужебный устав связан с числовыми закономерностями, которые изучает наука?

— Со многими математическими закономерностями связан и богослужебный устав Церкви. Вселенная работает подобно заведенным Богом часам. Богослужебный порядок жизни Церкви встраивается в этот ритм, гармонируя и взаимодействуя с ним своим молитвенным ритмом. Эта взаимосвязь еще обусловлена и тем, что человек сам является «малым космосом», у которого также есть свой биологический ритм жизни, так или иначе связанный с математической цикличностью его жизненных процессов. Большой и малый космос, таким образом, связываются в одно целое в духовной молитвенной жизни.

— Современные школьники и студенты часто задают вопрос — зачем изучать алгебру и геометрию, если потом эти знания не пригодятся в жизни? Что им можно ответить?

— То, что касается изучения студентами и школьниками математических дисциплин и всех премудростей с ними связанных, то это играет очень важную роль в деле развития и становления личности. Я также уже давно не помню то, чему меня учили на школьных уроках по алгебре и геометрии. Но уверен в одном — эти уроки способствовали тому, что в свое время у меня в мозгу образовывались новые синаптические связи, которые помогали развитию логики и здравости мышления.

Мне кажется, что основная задача изучения математических дисциплин как раз в том и заключается, чтобы в процессе развития мозга усложнять нейронные связи, совершенствуя, таким образом, свой индивидуальный биологический компьютер. Пройдет время, и эта возможность уже будет упущена. Пренебрегая изучением математикой в школьные годы, подросток рискует получить некачественное интеллектуальное «железо» до конца своих дней.

— Как Вы объясняете своим студентам необходимость изучения религиозных наук в светском вузе?

— Независимо от веры студента знания о религиозном мире расширяют его представления о человеке. Он может проследить, как люди в разное время пытались найти ответ на главный вопрос — в чем смысл жизни?

Заглядывая в разные мировоззренческие модели, которые по сути являлись ответом на этот вопрос, мы можем очень много узнать о самих себе и об истоках тех процессов, которые сейчас происходят в мире. Ведь одно из отличий человека от всех остальных существ, живущих на планете, в том и заключается, что он не просто проживает свою жизнь, он ее осмысляет.

— В чем, по Вашему мнению, сходство богословия и математики?

— Что касается связи богословия с математикой — на мой взгляд, её нет. По крайней мере, я её не нахожу. Но при этом я должен оговориться. В понятие «богословие» я вкладываю совершенно иное значение, чем то, которое сегодня официально принято.

Если говорить о богословии в современном значении этого слова, то, наверное, связей с математикой можно найти сколько угодно. Но академические курсы наук, суммирующие догматический, патрологический, гимнографический, исторический и прочий опыт Церкви, не являются, на мой взгляд, богословскими науками. Как и та парадигма интеллектуально-церковного образования, которая пришла к нам из Запада, не может быть названа богословским, и уж тем более духовным образованием.

Мне кажется не случайным тот факт, что большинство из последних святых, которые прославлены Церковью и имена которых у нас всех на слуху, не имели такого образования вовсе. Преподобный Иосиф Исихаст и его ученики, недавно канонизированные Глинские старцы, преподобный Клеопа Румынский, последние Киево-Печерские, Почаевские старцы, Порфирий Кавсокаливит, Паисий Афонский, Гавриил Ургебадзе, Симеон Псково-Печерский и многие другие святые и праведники, вся образованность которых заключалась лишь в том, что они научились читать и считать. Но вот они-то и являются истинными богословами. Но эта тема совершенно иного разговора.

Беседовал Олег Карпенко
Источник