“Помним окопы во дворе, игрушки из дерева в обмен на табак и еду, хлеб из очистков картошки и окна в школе из банок” - “дети войны” матушка Феодосия и отец Леонид

Война застала детей в разном возрасте. Кто был еще подростком, а кто-то - совсем маленьким ребенком. Старшие уходили воевать, и многие из них погибли на фронтах, другие умерли уже в мирное время. Они видели не только все ужасы войны, но и голод 1947 года

Не дай Бог никому такого детства, которое пережили дети войны на оккупированной немцами территории. Мы публикуем воспоминания только двух таких человек, а сколько их сейчас, забытых государством и даже своими ближними…

Матушка Феодосия

Глядя в лицо пожилой маленькой матушки - схимонахини Феодосии, легко можно представить озорную девчонку, которой в сорок первом году исполнилось семь лет.

d181d185d0b8d0bcd0bed0bdd0b0d185d0b8d0bdd18f-d184d0b5d0bed0b4d0bed181d0b8d18f-499x310

Родилась она в городе Мелитополе. Звали ее Лида Нароянц. Во время оккупации она вместе с другими детьми жила в полуразрушенном доме. Мама всячески оберегала их и старалась не выпускать на улицу, а во время бомбежки прятала в окопе, который был вырыт прямо во дворе. Но разве можно было удержать ребят на месте? Невзирая на страх, голод и все ужасы войны, внезапно повзрослевшие дети, все - таки оставались детьми…

Прошло уже более семидесяти лет, а матушка до сих пор со слезами вспоминает, как на улице Свердлова, там где раньше был соко-экстрактный завод, немцы соорудили лагерь для русских военнопленных. Помнит, как каждое утро мимо ее дома вели колонну голодных, измученных, больных и раненых солдат на работу, охраняемых вооруженными воинами и овчарками. Помнит глаза, просящие помощи и сострадания. Вспоминает, как однажды во время такого шествия ее послали дать подкрепление пленным. Тогда мама сварила мелкую картошку; испекла «хлеб» - лепешки из картофельных очистков и всего, что было съедобным в доме; сложила все в кастрюлю и просила дать пленным, когда их будут вести под конвоем чешские солдаты. В отличие от немцев, чехи не отличались особым зверством и не били детей прикладами. Лида смело вышла за калитку и начала бросать еду голодным солдатам, которые подбирая с земли даже оставшиеся крохи, прижали маленькую девочку к забору.

Однажды она узнала, что один военнопленный солдат, рискуя жизнью, делает перочинным ножиком игрушки из дерева и дает их в обмен на табак и еду. Как же ей хотелось получить такую игрушку! Матушка Феодосия вспоминает: «Втайне от мамы мы с подружкой пробрались вечером к лагерю и залегли в бурьянах. Ждали, когда шевельнется доска забора, ограждающего лагерь. Это был условный знак. Собрав за пазуху все наши немудрые пожитки, я ползла к забору и протягивала их в дырку. Так происходил обмен на игрушку, и радости не было предела».

d0bcd0b0d182d183d188d0bad0b0-500x309

Во время войны учеба в школе была чисто условной. Для школы выделялось старое разрушенное помещение, которое нужно было привести в порядок. Дети собирали пол-литровые банки, соединяли их глиняным раствором. Получалось окно. Остальные дырки забивали фанерой и в таких условиях учились. На то время в учебниках были заклеены картинки с изображением Ленина, Сталина и всей советской действительности… А когда окончилась война, школы тоже пришлось восстанавливать с большим трудом. Всю мебель немцы сожгли, отапливая свои помещения. Приходилось приносить из дома тумбочки, скамейки, кухонные столы, которые служили партами. Классы отапливали буржуйками. Так и учились.

С Божией помощью, Лидия Нароянц закончила десять классов, потом Мелитопольский педагогический институт и сорок лет отдала работе с детьми, рассказывая им о войне не только по учебникам. Но Господь вел ее Своими неисповедимыми путями. Почти двадцать лет она посещала храм и трудилась во славу Божию. А в 2004 году, оставив все мирское и не сохранив даже ни одной фотографии из прошлой жизни, Лидия приняла монашеский постриг.

Анна Ширшова

***

Отец Леонид, священник собора св. блгв. князя Александра Невского г. Мелитополь, ветеран Вооруженных сил Украины

Прихожане собора святого благоверного князя Александра Невского давно знакомы с протоиереем Леонидом. За время своего служения о. Леонид приобрел множество духовных чад, нуждающихся в пастырской опеке и наставлении. Собор в жизни батюшки имеет особенное значение. Еще будучи девятнадцатилетним парнем, он был крещен здесь перед уходом в армию, и только через много лет собор стал для о. Леонида не только местом первых шагов к христианской вере, но и местом обретения жизненного призвания на ниве Божией.

d0bed182d0b5d186-d0bbd0b5d0bed0bdd0b8d0b4-1-500x273

Родился Леонид 14 декабря 1936 года. Детство будущего батюшки проходило в тяжелые годы вселенского бедствия для страны - Великой Отечественной войны. С грустью вспоминает батюшка о том, что не только взрослые могли с достоинством и безропотно переносить невзгоды военных лет, но и дети. Они не жаловались на усталость и голод, не унывали, а после войны приходилось ходить в школу за 10 километров от дома. И ходили. Батюшке запомнился такой случай из детства: учительница для изготовления маски к Новому году попросила его сходить домой за тыквой и принести ее в школу. Таким образом, маленький Леня совершил путь в 30 километров.

Сейчас отцу Леониду трудно понимать нравы нашего времени, когда ребенку, по поручению родителей, лень сходить за хлебом через дорогу… Сравнивая поведение детей войны и детей ХХІ века, о. Леонид приходит к выводу, что современные родители излишней заботой только наказывают своих чад. Их дети не ходят в школу - их отвозят. А несоблюдение постов и излишества в еде вовсе отучают ребенка в чем-то себе отказывать, знать меру. Путь к церкви Леонида был очень долгим. В родном селе церкви не было и никто ничего не знал о православии. Но вера сохранилась в сердцах многих пожилых людей, ведь «…царствие Божие внутри нас есть» (Лк.17,21).

Своих бабушку и дедушку о. Леонид помнит как людей духовных и богобоязненных. Именно бабушка Дарья особо переживала о том, чтобы Леонид не ушел служить в армию некрещеным, и сама поехала с ним в Мелитополь, договорилась о крещении в соборе. Демобилизовавшись в 1959 году, Леонид женился и вскоре семья переехала в Мелитополь, где он стал работать в метеорологической службе Мелитопольского аэродрома. Прослужил 27 лет, став ветераном Вооруженных сил Украины. Но Господь видел сердце этого человека - искреннее, доброе, готовое послужить ближнему, и, по Своему промыслу призвал его как пастыря своего малого стада. Случилось это, когда он уже был на пенсии.

d0bed182d0b5d186-d0bbd0b5d0bed0bdd0b8d0b4-4-500x274

Однажды сосед, у которого сломалась машина, попросил подвезти в церковь, на что он с радостью согласился. Так и ездили три воскресенья подряд в собор А. Невского. Леонид был далек от того, что происходило в храме, но всегда как-то радостно на душе становилось от посещения Богослужения. Нового “захожанина” заметил настоятель о. Виктор и предложил, чтобы тот ему помогал, на что новичок с радостью согласился. Вскоре сосед подарил ему Святое Писание, а позже, по благословению настоятеля будущий священник уже готовился поступать учиться на диякона в город Днепропетровск. Но не обошлось и без искушений. Во время подготовки будущий батюшка решил заняться пчеловодством. Когда пришло время ехать в Днепропетровск, Леониду жаль было оставлять пчел без присмотра. И на вопрос настоятеля: «Как поступить?» - о. Виктор ответил: “Как же ты можешь Господа на мух променять?” И отец Леонид остался верным Господу. Вот уже 12 лет служит в родном соборе.

Дивны судьбы Твои, Господи…

Ольга Бащеванжи

Подготовила материалы Анна ШИРШОВА, Мелитопольское благочиние

Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ