Море Твое велико есть

Иногда, а может, даже очень часто, наша логика, рационализм и желание всё контролировать мешают проявиться воле Божией в нашей жизни. И тогда наша жизнь становится похожей на маленькую комнатку с запертыми форточками, окнами и дверями. Свежему воздуху Божьей свободы и заботы о нас туда никак не ворваться. Чтобы услышать и увидеть Божью волю, нужно держать окно открытым. Или хотя бы форточку. Ну или хотя бы изредка их открывать.

«Господи, скажи!» «Господи, открой!» «Господи, вразуми!..» Наверное, нет христианина, который в те или иные минуты жизни не молился бы таким образом, стучась в Небо и пытаясь понять, в какой поворот свернуть на этом отрезке пути.

На самом деле трудные моменты выбора возникают у нас постоянно. И я сейчас говорю не о выборе между хорошим и плохим. Тут всё ясно. Сделал добро — милости просим в Царство Небесное. Совершил дурной поступок — жди тёмных «друзей», которые хочешь не хочешь станут твоими спутниками.

И не про выбор между хорошим и очень хорошим — тут тоже, в общем‑то, понятно. Поступишь хорошо — получишь корзинку благодати. Поступишь очень хорошо — получишь самосвал благодати. Хотя могут быть нюансы. Потому что иногда лучшее — враг хорошего.

Самый сложный выбор перед нами встаёт тогда, когда предстоит выбрать из плохого и очень плохого. И распознать, за каким из плохого кроется Божий путь, подчас очень трудно.

Я это называю «вилкой Авраама». Именно у него был классический выбор между плохим и очень плохим. Принесёшь сына в жертву — плохо. Потомства не будет, умрёшь бездетным, твой род пресечётся. Скорбь, плач и вечное забвение. Не послушаешь Господа и не принесёшь сына в жертву — конец всему. Поскольку не слушаться Господа очень плохо. Результат — отверженность, скорбь, пресечение рода и вечное забвение. Как ни посмотри, нигде нет просвета.

Как же Авраам делает свой выбор? Только верой. Именно верой он преодолевает смущение, скорбь предстоящей разлуки с сыном и боль от того, что` ему предстоит сделать. Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность (Рим. 4, 3). И он не просто поверил, а доверился. Доверился и совершил поступок, который невозможно оправдать человеческой логикой и понять человеческим разумением. Отдал свою жизнь в руки Бога.

«Вот я, Господи», — как бы говорит Авраам, склоняя голову перед Божиим промыслом, планом и попечением. Каким бы непонятным или жестоким нам этот промысл не казался.

Backhuysen Ludolf - Christ in the Storm on the Sea of Galilee - 1695-768x627

Христос во время шторма на Галилейском море. Людольф Бакхейсен, 1695 г.

Если у нас нет решимости плыть по неизведанной реке жизни, принимая все возможные приключения на нашем духовном пути, если не готовы мы преодолевать трудности и невзгоды, двигаясь в стремительном потоке в маленькой Божьей ладье, то ни о каком проявлении Божьей воли не может быть и речи.

Помните евангельскую историю о буре на Галилейском море и о Христе, спящем на корме? Помните, как боялись апостолы? Лодку бросало из стороны в сторону, заливая водой. И только видя, что есть реальная возможность стать апостольским обедом для рыбок, ученики Христа разбудили Господа и стали просить Его о помощи.

Это прекрасная метафора нашей жизни. Готов ли ты выйти в открытое море, не видя берега, к которому плывёшь? Готов ли к опасностям на пути? Есть ли силы довериться Господу и пустить Его в свою жизнь? Или хочется плыть на комфортабельном лайнере по рукотворно одетому в камень каналу безо всяких бурь и невзгод?

Мне очень нравится фильм «13 дней». Он снят на основе реальных событий и рассказывает историю Карибского кризиса, когда мир находился буквально в шаге от ядерной войны. В одном из кабинетов Белого дома там показана небольшая табличка, а на ней слова: «Господи, море Твоё так велико, а лодка моя так мала». Очень правильные и вдохновляющие слова. О бескрайнем море жизни. О нашей малой и прохудившейся лодчонке. О том, что кроме Него у нас нет никакой другой надежды.

В общем, я заказал себе такую же. И она стоит у меня под монитором, каждую минуту напоминая о главном. Даже сейчас, когда пишу эти строки, вдохновляюсь её словами, которые вижу перед собою.

Итак, формула проста и ясна: любой выбор делайте в доверии к Богу, отринув свой страх.

Как же распознать волю Божию о нас? Каждый из нас возлюблен нашим Господом. Каждый уникален. О каждом Господь промышляет и заботится. У каждого и волосы на голове все сочтены (Мф. 10, 30). И каждому Господь приготовил путь — кратчайший отрезок, соединяющий точку нашего рождения в этот мир с точкой нашего рождения в Его Царство. Этот путь и есть жизнь.

Божий промысл о нас, Божий замысел о нашем пути — это не судьба, это — план. Реализовывая его, мы максимально раскрываем заложенные в нас Господом таланты и ощущаем счастье. Потому что каждый день жизни соответствует Его замыслу о нас и наполняет сердце радостью от того, что весь наш путь становится одним сплошным служением Ему.

Но, конечно, вряд ли можно найти человека, который всю жизнь шёл бы только этим путём. Исключение — Христос. А мы, люди, то останавливаемся, то сворачиваем на неведомые дорожки. То идём вспять, то устаём и изнемогаем, выбиваясь из сил. А то и просто присядем отдохнуть, а затем никак не можем заставить себя встать и двигаться дальше.

Чтобы распознать Божью волю о нас в каждый конкретный момент жизни, разные святые рекомендуют прибегать к разным способам. Суммируя их опыт и подкрепляя его библейскими примерами, попробую вывести три простых правила.

Первое правило связано с непосредственным откровением от Бога. В основном через пророческие сны (как у библейского Иосифа), явления Божией Матери, ангелов или святых и прочие вещи, выходящие за рамки обычной духовной жизни. Такое бывает редко и не со всеми. А точнее, редко с кем. И если ждать именно подобных явлений, можно попасться в ловушку дьявола. «Лучше не поверить божественному сну, чем поверить дьявольскому» — такова целомудренная формула, выведенная святыми отцами. Потому что при нормальной духовной жизни не нужны никакие сверхъестественные видения. Молись, причащайся, живи в любви.

Правило второе: воля Божия может проявляться через других людей. Но для этого мы должны быть открыты навстречу другим. Причём не только духовнику или друзьям, но и случайным людям. Классический пример — история из древнего патерика, когда убитая горем мать несла своего умершего сына, по дороге встретила проститутку и заставила её помолиться о ребёнке, после чего тот ожил. В итоге проститутка ушла в монастырь, а мальчик, когда вырос, стал епископом.

Лично я пользуюсь библейским правилом: «Во многом совете многая польза». У меня есть несколько людей, мнение которых для меня важно. Если возникает затруднительная ситуация, с теми из них, кому ближе всего мой вопрос, я и посоветуюсь. Только не спрашиваю, как поступить, а прошу оценить со стороны все плюсы и минусы решения, созревающего во мне. А решение принимаю сам. И сам несу за него ответственность.

Третье правило: воля Божия открывается через обстоятельства жизни. Прошлым летом наша семья купила двухдневный тур сплава на катамаране по Тисе. В первую же ночь наш небольшой лагерь обокрали местные гопники, украв вёсла и спасжилеты. Организаторы очень виновато и растерянно смотрели на нас и спрашивали, поплывём ли мы без жилетов? И я спокойно ответил: «Конечно, нет. Мы проведём этот день на этой поляне. Будем купаться, гулять, есть бограч, пить домашнее вино и радоваться Тисе и отдыху».

Когда наша дочь умирала в одесской инфекционной больнице, а мы с супругой двое суток слышали её непрекращающиеся крики, доносившиеся из окна второго этажа, то молились и плакали. Но на третий день обнялись и сказали друг другу: «Отпустим её. Господь подарил нам доченьку, но Он же и забирает её сейчас. Слава Богу за всё!». И Настя пошла на поправку.

Быть открытым к обстоятельствам жизни и не убиваться, когда что‑то идёт не по‑твоему — великая добродетель. Всё принимать и всему радоваться — значит жить с благодарным сердцем и со взором, устремлённым к Небу.

Есть и ещё один способ узнать Божью волю. Не выделяю его отдельно, потому что многим он покажется экстравагантно лишним. Его я подсмотрел у своего духовника и использовал только раз в жизни.

Способ называется «урим и туммим». Первосвященники в ветхозаветном храме носили два камня и в случае, если царь или народ хотели узнать волю Божью, кидали этими камнями жребий.

Так вот, у моего духовника в святом углу лежит небольшой плоский камень, на одной стороне которого изображён крестик. Когда этот мудрый священник оказывается в совершенно непонятной ситуации и не знает, как поступить, потому что решения кажутся равносильно правильными, он трижды крепко молится и бросает камень. И поступает так, как выпало по жребию.

Но, как я сказал, это — не мой метод. Я больше ориентируюсь на второй и третий варианты.

Rembrandt Christ in the Storm on the Lake of Galilee-768x955

Христос во время шторма на море Галилейском, Рембрандт, 1633

Что будет, если идти против рожна (Деян. 9, 5)? Всё просто. Ты станешь терять жизненные силы и высыхать.

Была у меня одна знакомая. Для нас она стала частью семьи. Много помогала нашему храму с оформлением документов. В другом храме занималась с детьми в воскресной школе. В третий ходила на службы и там же исповедовалась. Однажды ей вдруг захотелось уйти в монастырь. Она обратилась за благословением и за советом ко всем трём священникам в храмах, о которых я упомянул. И ни один не поддержал её решение. Каждый сказал, почему ей этого не нужно делать. А она очень сильно расстраивалась и доказывала, что мы все неправы и не хотим ей спасения.

Отвергнув советы, моя знакомая поступила по‑своему — ушла в монастырь, где её настигло глубокое разочарование, разнёсшее её жизнь на мелкие кусочки, и она покончила с собой.

Есть замечательное и важное правило: если уж спрашиваете совет, то прислушивайтесь к нему.

Ну, и про главное. Про страх ошибки. Есть ли возможность, соблюдая описанные выше рекомендации, ошибиться? Конечно, есть. И ты, дорогой читатель, будешь это делать постоянно и с завидным упорством. Потому что мы люди.

Так вот, мой друг, научись давать себе право на ошибку. Почему? Потому что есть промысл Божий — когда Господь пытается нам открыть наш путь и волю Его о нас через других людей и через обстоятельства жизни. Но если мы всё же совершаем неправильный выбор, то тогда Он включает «специальный режим», как я его называю — «промысл исправляющий» — и результаты наших ошибок и неправильного выбора берёт и выводит на доброе. Ибо Он благ и милосерд.

Протоиерей Андрей Пинчук
Источник