Возвращение памяти. Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне

Любая война, отгремев, продолжает затем своё существование в культуре. О ней снимают фильмы, пишут стихи, слагают песни. Зачем? Чтобы «выдохнуть стресс»? Но ведь песни поют и школьники во дворах, быть может, ни разу даже в драках не участвовавшие. Или чтобы «никогда больше»? Хотя мы видим, что человечество не учится, и раз за разом развязываются новые войны. Тогда для чего это всё?

Зачем смотреть фильмы о войне — в год 75-летия победы в Великой Отечественной и в преддверии 80-й годовщины со дня её начала рассказывает архиепископ Обуховский ИОНА.

Ни о какой другой войне не снято столько

Давайте условимся, что речь пойдёт именно о фильмах про Великую Отечественную войну. Про неё мы все, наверное, думали, что она станет последней. Но, к сожалению, военные конфликты, в которых гибнут наши сограждане — в Афганистане, например, а теперь на Востоке Украины, не прекращаются. И всё же, несмотря на их трагизм и ужас, и человеческие потери, они носят локальный характер, и буквально в сотне километров от зоны боевых действий жизненный уклад не меняется. Тогда как Великая Отечественная война обожгла жизнь всего без исключения населения страны.

Ведь нет ни одной семьи, которой бы она не коснулась. Или кто-то воевал, или находился под оккупацией, или изнемогал в тылу на трудовом фронте. Практически у всех погибли близкие. Поэтому эта тема до сих пор волнует людей.

Тем более что в данном случае мы сталкиваемся с невиданным героизмом и самопожертвованием. Во времена Древней Руси, или наполеоновского нашествия, или Крымской войны, или даже в Первую Мировую народ поднимался, условно говоря, «за веру, царя и отечество». Но советский период стал особенным.

Мы знаем, что Великой Отечественной предшествовал Большой террор, во время которого в Советском Союзе было уничтожено огромное количество граждан. Практически все — по надуманным, сфабрикованным обвинениям. Знаем, как издевались большевики над селом, над крестьянами, как люди люто ненавидели колхозы, как тяжело трудились на производствах. И вроде бы стимула идти защищать государство внешне у населения не было. Собственно, фашисты на то и рассчитывали: что придут как освободители от большевистского ига, получат массовую поддержку, а армия будет сама сдаваться в плен. Однако они ошиблись и встретили жестокое сопротивление.

Да, многих талантливых командиров репрессировали непосредственно перед войной, а то советское командование, которое осталось на местах, не всегда оказывалось на высоте и в стратегическом, и в тактическом плане. Однако у народа нашлось мужество сражаться, как тогда говорили, с превосходящими силами противника.

v6chasov lgn48453310-scaled-1

Кадр из х/ф «В шесть часов вечера после войны»

Силы действительно превосходили. У немцев была блестяще отработана стратегия блицкрига, «молниеносной войны» — когда они сосредотачивали войска для главного удара и, как ножом консервную банку, умело вскрывали любую оборону. Что и видим на примере государств Западной Европы в начале Второй Мировой.

И Советский Союз поначалу нёс колоссальные потери. В одном только Киевском котле в 1941 году из-за просчётов командования погибли или попали в плен около 500 тысяч солдат. Многие европейские армии не насчитывали столько. До сих пор поисковые отряды находят погибших, тысячи людей лежат непогребенными — там, где их застала страшная смерть.

Но даже после сокрушительных поражений наш народ всё равно сопротивлялся, у него была воля к победе. Сколько читаешь воспоминаний, причём не только изданных в советский период, когда тексты подвергались цензуре, но и современных. Есть замечательный проект Артёма Драбкина «Я помню» (https://iremember.ru/), где собраны воспоминания фронтовиков. Слава Богу, Артём вовремя спохватился и стал со своими единомышленниками буквально по крупицам собирать свидетельства ветеранов. Это люди, которым незачем лгать, они уже стоят на пороге вечности и совершенно искренне рассказывают, как воевали, о чём думали. Каждый, кому дорога память о Великой Отечественной, должен прочитать эти рассказы. Настоящая окопная правда.

Я много читал воспоминаний и нигде не встретил сомнений в победе. Да, люди признавали, что было страшно, тяжело, иногда не хотелось идти на передовую, однако с фронта не бежали. Страх был у каждого, но его преодолевали. Рассказывали о своей тяжёлой довоенной судьбе — как раскулачивали их семьи, имущество забирали в колхозы, близких отправляли в ссылку. Но сомнений в том, что нужно идти защищать Родину, ни у кого не было.

И Православная Церковь, которая подверглась жесточайшим гонениям (в одном только 1937 году сколько было репрессировано духовенства!), сразу же поддержала борьбу с нацистами. 22 июня 1941 года митрополит Сергий (Страгородский), местоблюститель Патриаршего престола, издал проникновенное воззвание с призывом выступить на защиту Родины. И в дальнейшем Церковь всячески воодушевляла людей бороться с врагом.

И хотя режим в Советском Союзе царил страшный, кровавый, но не Сталина и идеи коммунизма защищали наши предки, а, как и встарь, родную землю, родных людей.

У меня два деда воевали — слава Богу, я их застал. Один на фронте, другой, глухонемой от рождения, трудился на заводе по ремонту подводных лодок в Северодвинске, на фронте трудовом. Нетрудно догадаться, каково работалось молодому парню на северных морозах с огромными грудами металла, ведь у металла есть свойство буквально вытягивать тепло из человека. А мой дедушка ремонтировал подлодки всю войну. И не просто ремонтировал, но был награждён медалью «За трудовое отличие», а тогда, в тылу, награды давали очень и очень скудно.

Именно поэтому фильмы про Великую Отечественную такие проникновенные — видя поистине всенародную доблесть и самоотверженность, кинематографисты и раньше снимали, и сейчас продолжают создавать кино о той войне. Ни о какой другой не снято столько.

Бравурные, но вдохновляющие

Фильмов очень много, и все они разные, как и их качество. Условно их можно разделить на несколько периодов. Первый — времён войны и первых послевоенных лет; второй — созданные под влиянием хрущёвской «оттепели»; третий — так называемой эпохи застоя, четвёртый — перестроечные, и пятый — постсоветские. В каждой группе есть как шедевры, так и откровенно провальные работы.

Киноленты, снятые во время и сразу после войны, сильно отличаются от всех последующих, поскольку выполняли важную задачу: вдохновляли на защиту Родины. Моральная поддержка людей во время военных действий имеет огромное значение, поэтому все воюющие страны выделяли немалые средства на укрепление боевого духа армии и населения.

Ярчайшие представители этого периода — х/ф «В шесть часов вечера после войны» (1944) и «Небесный тихоход» (1945). Одни из моих самых любимых. При всей их бравурности, наигранности, даже, может быть, местами излишней эмоциональности они создавались для воюющих людей. У бойцов в окопах, на передовой, чувство правды обострено, и просто какую-нибудь агитку они бы не восприняли. Но такое кино вдохновляло, укрепляло, вселяло надежду, что настанет мирная жизнь, что мы врага победим. Как в фильме «В бой идут одни “старики”»:

«Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!».

Людям достаточно было и крови, и тяжести вокруг, Представьте, если бы в те времена снимали только такое, как «Иди и смотри», хотя и о зверствах фашизма тоже рассказывали в кино, и немало. Но всё же больше народ нуждался в утешении и поддержке.

Многие фронтовики, и мой дедушка в том числе, очень любили эти фильмы, пересматривали их с большим теплом. В частности, «В шесть часов вечера после войны». Он вышел на экраны в 1944 году, то есть снимался в 1943-м — когда было совершенно непонятно, сколько ещё война продлится. По сюжету, главные герои договариваются встретиться, как только закончится война, и промыслительно их встреча происходит весной. Удивительно, какими прозорливыми оказались создатели, предсказав победу с абсолютной точностью — в мае.

Из этого периода также рекомендую посмотреть настоящий шедевр — х/ф «Два бойца» (1943). Кстати, именно в нём Марк Бернес исполняет знаменитые песни «Тёмная ночь» и «Шаланды, полные кефали».

unnamed

Кадр из х/ф «Небесный тихоход»

«Заказуха» и шедевры

Затем, после триумфа Победы, пошли фильмы заидеологизированные, в которых всячески подчёркивалась руководящая роль партии, к месту и не к месту упоминался вождь. Надо сказать, везде, где в искусстве в том или ином виде присутствует конъюнктура, произведения оказываются проигрышными. Так и эти ленты в большинстве своём ушли в небытие.

Следующий всплеск случился в годы хрущёвской «оттепели». Чем дальше, тем больше работы снимались правдивые, местами очень жёсткие. Это было сродни такому литературному явлению, как лейтенантская проза, но воплощённое в кинематографе. После выхода на экраны некоторые из них, правда, оказались под запретом, но во время Перестройки были извлечены из фондов кино и стали буквально откровениями: неужели в Советском Союзе возможно было снимать такое? Глубокие ленты, поднимающие важные вопросы: «Живые и мёртвые» (1963), «Жаворонок» (1965), «Отец солдата» (1965).

Инерция эта продолжилась и в первые годы правления Л.И. Брежнева, когда были сняты «Щит и меч» (1967), «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1968), «На войне как на войне» (1968), «Проверка на дорогах» (1971), «Горячий снег» (1972), «В бой идут одни “старикиˮ» (1974), «Они сражались за Родину» (1975), «Восхождение» (1976), «Аты-баты, шли солдаты» (1977).

460197

Кадр из х/ф «Проверка на дорогах»

Но генсек (кстати — фронтовик, имевший ранения и боевые ордена) старел, старело и его окружение, и кино стало делаться по достаточно жёстким инструкциям сверху. Фильмы снимались зачастую очень масштабно, но шедевров, таких как «Иди и смотри» (1985) или «Торпедоносцы» (1983) было очень мало.

«Иди и смотри» (1985), например, совершенно современное, жёсткое кино о мужестве белорусского народа и бесчеловечности нацизма. Снято оно Элемом Климовым и Алесем Адамовичем — людьми, которые пережили ужасы войны, будучи мальчишками, то есть как раз в возрасте главного героя.

А в «Торпедоносцах» (1983), наоборот, нет крови и расстрелов, но пробирает он, что называется, до мозга костей. Показаны военные будни одной из авиационных частей Северного флота — бомбардировщиков, вылетающих для уничтожения вражеских кораблей. Надо сказать, что торпедоносцы несли колоссальные потери, поскольку противовоздушная оборона у немцев была поставлена на очень высоком уровне. Но весь трагизм в том, что вылетали на задание пилоты со стационарного аэродрома, буквально из своих домов, где их оставались ждать жёны и дети. Только представьте, человек находится не на огромном расстоянии от родных — когда-то попрощался, ушёл на фронт, и отрыв от семьи произошёл, пусть и болезненный, но один раз. Нет, северные лётчики жили со своими близкими и каждый день уходили от них на войну, буквально «каждый раз навек прощаясь».

d7f7893b6be6423681dbc270c933

Кадр из х/ф «Торпедоносцы»

В перестроечные годы в кинематограф выплеснулось невиданное количество чернухи, которая скопилась в душах режиссёров. И если до того коньюктурное кино чрезмерно восхваляло партию и её вождей, то теперь произошёл перекос в другую сторону: начали хулить всё и в результате ничего хорошего не создали. Из этой эпохи и порекомендовать нечего.

В постсоветское время мало что изменилось. Когда кинематографисты понимали, что и для чего они снимают, если они «правильные книжки в детстве читали», тогда рождались достойные работы. Хотя редко какая из них не обходится без звероподобного энкаведиста, который гонит людей на пулемёты. Понятно, что на всякой войне достаточно подлецов, но постоянно делать их главными персонажами — это уж слишком.

Из новых к обязательному просмотру советую: «В августе 44-го» (2001), «Звезда» (2002), «Брестская крепость» (2010), «Незламна» (2015), «Двадцать восемь панфиловцев» (2016).

evgeniya-mironova-utverdili-n4a-rol-srazu

Кадр из х/ф «В августе 44-го»

Храбрый враг и высокотехнологичные союзники

Есть также замечательные фильмы, снятые на Западе. Ведь с нацистами воевал не только Советский Союз. Как в освещении руководящей роли партии существовал одно время перекос, так и отношение к союзникам в разные годы было разным. Если в советский период их вклад в победу замалчивался, приуменьшался, то теперь многие историки буквально навязывают нам версию о том, что без помощи извне Советский Союз не выстоял бы.

Не будем сейчас дискутировать, но есть факт: нацистов сломили совместными усилиями. Боролись с общим врагом все — кто как мог, и обвинять союзников в трусости или нерешительности неверно и даже грешно.

Кто-то сравнивает потери, но потерями вклад в победу не меряется. Если у союзников техника и качеством, и количеством во многом превосходила немецкую (и тем более нашу), то, конечно, они этим пользовались. Ведь Вторая Мировая была уже войной моторов, войной технологий. Были стратегические бомбардировщики, транспорт, средства для высадки десанта. Все мы помним кровавые кадры из начала фильма «Спасти рядового Райана», где показана высадка в Нормандии. Союзники блестяще подготовились к этой операции, как часы взаимодействовали флот, авиация и пехота, но при этом мы видим, сколько людей полегло при штурме береговых укреплений. Когда я вижу этот эпизод фильма, всегда вспоминаю форсирование Днепра осенью 1943 года — в ледяной воде, на примитивных плавсредствах, с огромными жертвами, которых могло бы быть в разы меньше, обладай СССР тем разнообразием техники, которую имели на то время армии западных союзников.

Так же с авиацией. Общеизвестно, что в 1943-44 годах советские пилоты стали успешнее сражаться с немцами. Некоторые историки, особенно в советское время, приписывали это тому, что наши лётчики получили новую технику, что возросло их мастерство. Отчасти это так, но с 1943 года союзники начали стратегические бомбардировки Германии, и армады из сотен английских и американских самолётов буквально превращали в руины немецкие города и военные заводы. На борьбу с ними была переброшена чуть ли не половина истребительной авиации с Восточного фронта, что, естественно, сказалось на результативности советских лётчиков. Сколько жизней наших солдат спасли английские и американские пилоты, бомбившие Германию!

c45bc8d92bb36aa136837a6bf14a11c3

Кадр из х/ф «Мемфисская красотка»

Велась сложнейшая война на Тихом океане, где Америка сражалась с Японией. Война вроде бы далёкая, но в том числе благодаря ей Япония не напала на Советский Союз. Будучи союзником Германии, она держала войска — почти миллионную Квантунскую армию — на Дальнем Востоке, и если бы военные действия там начались, неизвестно, чем бы всё закончилось для нашей страны. А так почти все войска оттуда Советский Союз смог перебросить на западное направление.

Поэтому фильмы о союзниках тоже нужно смотреть — чтобы не создавалось шапкозакидательского настроения, мол, только мы, своими силами, победили. Нет, над страшным врагом победа была достигнута общими усилиями, всем миром.

По этой тематике советую посмотреть: о стратегических бомбардировках — «Мемфисская красотка» (1990); о высадке в Нормандии — «Спасти рядового Райана» (1998), «Они были солдатами» (2003); о войне с японцами на островах Тихого океана — «Тихий океан» («Pacific», 2010); о проводке атлантических конвоев — «Жестокое море» (1953).

И, конечно, есть замечательные фильмы о немецкой армии — их обязательно надо знать. Константин Симонов в стихотворении «Танк» в конце написал замечательные слова:

Да, враг был храбр.
Тем больше наша слава.

Увидеть опасного врага изнутри, пусть и средствами кинематографа — также очень важно.

Поэтому советую: «Лодка» (нем. Das Boot, 1981) — о немецких подводниках; «Сталинград» (1993), «Мост» (1959; фильм — о храбрых мальчишках из Гитлерюгенда, снят по роману М. Грегора, рекомендую, как и роман).

das-boot-1200-1200-675-675-crop-000000

Кадр из х/ф «Лодка»

Достоверность на 1000 процентов

Надо сказать, отечественные фильмы о войне, снятые в наше время, гробит легкомысленное отношение консультантов и костюмеров. Если раньше консультировали люди воевавшие, то сейчас из экономии всё берётся, наверное, из интернета.

В былые годы ляпы допускались не от хорошей жизни — когда, например, просто не представлялось возможным достать танки противника на ходу. Но сейчас к истории совсем другое отношение. Есть специалисты, которые могут до миллиметра расчертить, где стояла та или иная пушка в том или ином сражении. Если когда-то о боях черпали информацию из мемуаров или других доступных источников, то теперь архивы рассекречены, и можно в подлиннике читать журналы боевых действий — как наши, так и немецкой стороны.

Военные историки разобрали пошагово, где, что и как происходило. Сопоставляют реальные потери и задокументированные. Выезжают на местность, привязывают данные к современным картам. Есть специалисты по амуниции, вооружению, изучившие своё дело до мельчайших подробностей.

Но многие создатели фильмов не обращаются к ним и лепят что попало — даже такие мэтры, как Фёдор Бондарчук, снявший свой так называемый «Сталинград». Очевидно, что подобные агитки преследуют какие-то свои, другие цели, но не показывают подвиг народа в страшной войне.

Всё-таки хороший кинематограф должен стремиться к максимальной правдивости. Почему любят голливудские фильмы? — Там придерживаются исторической достоверности до мелочей, не на 100, а на 1000 процентов, хотя и они часто бывают несвободны от идеологической коньюнктуры. Но с «заклёпками» у них почти всегда идеально.

Ведь каждый фильм о войне — это обелиск павшим воинам. Возвращение памяти. Призыв к молитве об этих людях, зачастую — святых. Я, например, если смотрю проникновенное кино, всегда помолюсь: «Упокой, Господи, тех, кто отдал за нас жизнь». Ведь люди воевали не за советский строй, не за Сталина, не за коммунизм, а за свою Родину, за нас с вами, за то, чтобы мы жили на своей земле. Не имея никакого другого стимула, кроме защиты своих ближних, они буквально исполнили евангельские слова нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13).

На панихиде звучит песнопение «Вечная память». Даже для неверующих помнить о мужестве, о героизме, самоотверженности — важнейшая задача. А для нас, верующих, необходимо понимать, что павшие прежде всего нуждаются в нашей молитве. Редко кто шёл на войну, исповедавшись и причастившись; тогда не было открытых храмов — на весь Советский Союз накануне войны оставались действующими лишь порядка 60 церквей. Поэтому обязанность нас, потомков, молитвенно предстоять за этих людей перед Господом.

Источник