Протодиакон Александр Плиска: "Мы встретили и показали в кино людей, которые хотят обнять Бога и с ним поговорить"

3 сентября в украинских кинотеатрах стартовал прокат уникального документального фильма о жизни афонского монастыря Дохиар

О ленте, во время просмотра которой зритель может умереть и воскреснуть рассказал её продюсер протодиакон Александр Плиска.

***

Первыми зрителями картины стали сами монахи обители Дохиар. Игумен монастыря архимандрит Григорий (Зумис) лежал в больнице и благословил смотреть без него. В трапезной повесили экран, оборудовали зрительный зал, но кто-то из братии заметил, что для полноценного просмотра недостает лишь... попкорна. отец Александр Плиска поехал в ближайший город Уранополис и купил кукурузы. Удивлены были все: и братия, и режиссер Александр Запорощенко, видя, как продюсер орудует с поваром-монахом на кухне, жаря попкорн. Фильм монахи смотрели с огромным вниманием. После просмотра создатели картины ждали замечаний от героев ленты и не дождались. Тогда отец Александр стал сам спрашивать, не смутил ли их тот или иной эпизод ленты, на что афониты отвечали: но это же так и было. Потом был киевский кинофестиваль «Покров-2019», где фильм получил гран-при, фестивали в Таллине и Кракове, но, наверное, именно в трапезной Дохиара у картины появились крылья, а ее творцы поверили, что она взлетит.

— Чем будет интересен ваш фильм для обычного зрителя, не знакомого с традицией афонского монашества?

— Знаете, наш фильм вообще‑то не о монахах. Да, речь в картине идет о монашеской общине, которая находится на Святой Горе Афон в Греции, где традиция иноческой жизни существует уже тысячу лет. Но идеи, которые живут в пространстве фильма, очень близки каждому человеческому сердцу. Поэтому мы решили их запечатлеть и поделиться с другими.

О чем этот фильм? Это фильм о тебе. Он имеет, если хотите, обратную перспективу православной иконы, где центром становится сам зритель. Уникальность ленты в том, что во время просмотра каждый понимает, что это фильм отчасти о нем. Это фильм о твоем поиске. О поиске даже не Бога, а просто самого себя среди сомнений, на просторах своей жизненной истории. Собственно говоря, это поиск счастья. Ведь человек всегда ищет именно его.

o Aleksandr Pliska na festivale v Estonii ee.sputniknews.ru

Отец Александр Плиска на фестивале в Таллине. Фото ee.sputniknews.ru

— Официальный слоган фильма — «В шаге от вечности». Что это означает?

— Сюжет нашей картины построен вокруг игу- мена обители Дохиар архимандрита Григория (Зумиса), который отошел ко Господу через полгода после окончания съемок. Но есть образы и других насельников монастыря. Мы показали их мысли, разные эпизоды их иноческого бытия. И все, чем они живут, о чем думают, это практически те же переживания, которые есть у любого человека, вне зависимости от его убеждений, верований и взглядов. А самое главное, как сказал один человек: в этом фильме можно за восемьдесят минут умереть и воскреснуть. И это правда.

СПРАВКА

Архимандрит Григорий (Зуми́с) — игумен афонского монастыря Дохиар, выдающийся духовный наставник и православный писатель. Был близким родственником знаменитого афонского старца Иосифа Исихаста. 65 лет своей жизни он провел в монастыре. Свой монашеский путь начинал под руководством старцев Филофея (Зервакоса) и Амфилохия (Макриса) Патмосского. В 70‑хх годах XX века начал возрождать монастырь Дохиар, начавший к тому времени разрушаться, и собирать братию. Имея большой авторитет, старец ходил в ветхой одежде и вел себя очень просто. Будучи архимандритом, представлялся как иеромонах, говорил, что ему так больше нравится. Говоря о себе, просил молиться о «разбойнике Григории». Архимандрит Григорий автор книги «Люди Церкви, которых я знал».

Gde ty Adam interview poster

Англоязычный постер фильма. «Где ты, Адам?» получил гран-при кинофестиваля «Покров-2019», участвовал в кинофестивалях в Кракове и Таллине, а также номинировался на национальную кинопремию «Золота дзиґа»

— Уже есть много отзывов о фильме. И почти все, кто его посмотрел, восхищаются вашей работой. Но меня заинтересовали слова одного из зрителей, который сказал: «Фильм очень красивый, но в нем нет сюжета как такового». Что бы Вы ему ответили?

— Ну, мы к этому были готовы, выходя в публичное пространство: сколько людей, столько и мнений. Кто‑то увидит сюжет, кто‑то нет. Скажу парадоксально: сюжет картины состоит в том, что в ней нет сюжета. И я бы не сказал, что фильм красивый, потому что он красиво снят или там есть кадры красивой природы. Он красив, в первую очередь, атмосферой человеческих сердец, которая свойственна людям, которых мы показали. Именно они создают красоту.

Сегодня все привыкли, что должно быть, как в школе учат: завязка, история, кульминация, развязка. Но наш режиссер Александр Запорощенко таким путем не пошел, ведь это банально. Подобная структура работает, если ты хочешь навязать свою мысль кому‑то и в чем‑то убедить. А нашей задачей было максимально избежать любого навязывания своих убеждений зрителю. Мы просто поделились тем, что увидели на Афоне, и предоставили каждому возможность самому это пережить и сформировать личное восприятие духовного феномена. Вероятно, поэтому некоторым может показаться, что в фильме нет сюжета, нет какого‑то конфликта.

Картина «Где ты, Адам?» удивительна еще и тем, что в ней нет ни одного написанного текста, ни одного постановочного кадра. Это четыре года съемок, девять экспедиций, в одной из них режиссер был даже без камеры — просто жил с монахами несколько недель. А когда уже был в монастыре с камерой, то съемки страдали, потому что он не успевал высыпаться. Саша Запорощенко всегда вовремя ходил на службу с монахами. Ведь ему нужно было понять, о чем он снимает.

Gde ty Adam interview 3

В ленте нет ни одного постановочного кадра

— И, все‑таки, почему вы решились показать свой фильм в прокате?

— Потому что, по нашему убеждению, картины нужно смотреть в художественных галереях, в подлиннике, а не в репродукции. В отношении кино телевизор и монитор компьютера — это репродукция, а кинотеатр — это подлинник. Но, если посмотреть глубже, мы решили поделиться нашим открытием, потому что все люди на жизненном пути устают, расстраиваются и разочаровываются по разным причинам, а этот фильм как раз для таких людей. Наша лента возвращает человеку надежду и помогает двигаться дальше. И это не зависит от того, верующий он или нет. Картина «Где ты, Адам?» — это фильм для людей, которые имеют мужество смотреть в глаза другому и самому себе.

Много раз я показывал фильм друзьям, но он не смотрится дома, вместе с женой и детьми. Где кто‑то ходит, звонит телефон, приходят СМС. А в кинотеатр человек идет уже с определенным настроением.

— Но сейчас кинотеатры, в основном, находятся в торгово-развлекательных центрах, и люди ходят туда по большей части отдыхать. Вы не боитесь, что они не получат на сеансе того, за чем пришли?

— Мы, прежде чем выходить на эту площадку, «тестировали» наш фильм — показывали его и верующим, и людям, которые никогда порог храма не переступали, зрителям разных возрастов и разного уровня образованности. После этих просмотров были потрясающие случаи, когда люди, ничего не знающие ни о вере, ни о монашестве, говорили мне, что фильм нужно показать всему человечеству. Одна пожилая женщина, которая тридцать лет не плакала (у нее уже слезы иссякли от тяжелой жизни), после этого фильма прослезилась. Попросила свою дочь мне позвонить и сказала: «Покажите этот фильм всем». В Беларуси мы пригласили на показ студентов филологического и философского факультетов. После просмотра они говорили, что фильм смотрится как «Звездные войны».

Gde ty Adam interview 1

В фильме переданы истории реальных людей

Любому зрителю нашей ленты в течение пяти-семи минут становится понятно, от чего человек отрекается в монашеском постриге, как это происходит, насколько это серьезный момент в человеческой жизни. Я сам видел много постригов вживую, но впервые ощутил глубоко, когда посмотрел его в нашей киноленте.

Кино ведь как работает? В хорошем фильме вы сопереживаете героям. А здесь главный герой говорит вещи очень близкие любому человеку, верующему или неверующему. Кино не вызывает никакого ажиотажа или религиозного фанатизма. Никто после просмотра не ищет Афон, никто не бежит в монастырь. Все спокойно возвращаются по домам, начинают задумываться и смотреть вглубь себя. И это очень здорово.

— Какие трудности были у вас во время съемок?

— В основном финансовые. Потому что мы начинали снимать фильм для себя и у нас не было бюджета. Мы просто хотели поделиться атмосферой, которая была вокруг главного героя, зафиксировать эпоху Дохиара времен старца Григория. Мы решили передать ее с помощью кино. Главное, что я сказал режиссеру Александру Запорощенко: чтобы он ничего не выдумывал. В этом я видел опасность. И фильм получился очень честным.

Еще по поводу трудностей. Однажды Саша Запорощенко пошел на вершину Афона искать снег для съемок. Он почти час шел по сугробам на высоте 1500 метров, а это очень опасно. Слава Богу, все хорошо закончилось.

Gde ty Adam interview 6

Режиссер фильма Александр Запорощенко (справа) с монахом обители Дохиар

Была интересная история, когда старец Григорий возвращался в монастырь после работы еле живой (он всегда работал на износ). Его под руку вел один монах. И вот Саша пытается это снимать, ведь это потрясающие кадры, а монах, переживая за жизнь старца, говорит Запорощенко: «Уйди, а то сейчас камеру разобью». Тогда отец Григорий просит этого монаха пойти в трапезную. Монах спрашивает: «Как вы дойдете?». А тот ему отвечает: «Меня Александр доведет». Монах ушел, а отец Григорий режиссеру и говорит: «Прости его».

— Что вас больше всего удивило во время съемок?

— Ничего. Меня удивить сложно. Как можно удивляться, если происходят вот такие случаи. Перед моим отъездом на Афон в этом году несколько людей написали письма Богородице и попросили прочитать их возле чудотворной иконы «Скоропослушница». Я прочитал их, и буквально в течение суток все просьбы были исполнены. Бабушка просила об исцелении внука от серьезной аллергии, и он к родителям вернулся здоровым. А другому человеку не отдавали деньги за работу. Вдруг его вызывает директор, извиняется и все возвращает. После этого я в интернете открыл группу «Молитва Скоропослушнице».

СПРАВКА

Дохиар́ (греч. Μονή Δοχειαρείου) — православный греческий мужской монастырь на Святой горе Афон в Греции, десятый в иерархии двадцати афонских обителей. Основан в десятом веке преподобным Евфимием Афонским. Находится на юго-западном побережье полуострова Афон, среди садов и рощ. В обители проживает около 50 иноков. Престольный праздник — Собор Архистратига Михаила. Великая святыня Дохиара — чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница».

mon Dohiar Afon

Монастырь Дохиар. Фото greece.com

— Почему ваш фильм так называется? Какой ответ на библейский вопрос «Где ты, Адам?» он дает?

— Человечество всеми способами прячется от Бога и пытается себя отвлечь от насущных вопросов. А мы встретили и показали людей, которые хотят Его видеть, хотят Его обнять и с Ним поговорить. В картине ничего не говорится про Адама, но он живет абсолютно в каждом из нас.

Старец Григорий говорил, что некоторых святых у нас изображают так, как будто они даже не ходили по земле. И получается, что для простых людей эта святость недостижима. Но это неправильно. Святость — она в решимости покаяться, смело смотреть на себя и внутрь себя, в отсутствии любой апологетики своих поступков.

— Фильм родился из Ваших многочисленных поездок на Афон. Как меняются люди в этом месте? Можно ли стать другим человеком под влиянием подвижников Святой Горы?

— О том, что он изменился, только сам человек может сказать. Я вот ни в чем не изменился. На Афоне, в монастырях, очень часто встречаешь людей, у которых все в жизни было прекрасно — работа, деньги... Но из‑за того, что душа искала Бога, они не могли успокоиться и оказались в монастыре. Когда я первый раз приехал туда на полгода, я понял, что если ты захочешь остаться в этом монастыре, нужно пойти на кладбище, поставить крест и дату своей смерти. И, что бы ни случилось, грусть или скорбь, нужно идти туда и смотреть, напоминая себе, что ты прежний умер.

Отец Григорий всегда требовал от монахов, чтобы они жертвовали ради других своим временем, силами, пищей. Поэтому в Дохиаре мимо работающего человека монах никогда не пройдет. Он остановится и предложит помощь. Про большинство монахов я могу точно сказать, что если я приду ночью, разбужу их и попрошу помощи, то люди встанут и с радостью пойдут тебе помогать. Отец Григорий говорил, что нет смысла закрываться в эгоизме, искать каких‑то духовных высот, если ты не можешь жить ради брата.

— Есть много людей, которые очень бы хотели поехать на Афон, посмотреть и помолиться. Но у одних нет на это денег, а женщины вообще не могут туда попасть.

— Афон — это не самоцель. Есть люди, которые никогда даже из своей деревни не выезжали. В книге отца Григория «Люди Церкви, которых я знал» есть рассказ «Мать Александры». Там говорится, что каждый человек, который встречался с этой женщиной в жизни, хотел бы, чтобы его жена или мать была похожа на нее. Архимандрит Григорий ей как‑то сказал: «Там, где ты живешь, тебя никто не видит». Она ответила: «Ну и что, отче? Меня видит Бог, а я вижу Его. В моем захолустье я ежедневно встречаюсь со всеми людьми, которых Он приводит ко мне. Люди приносят много разных помыслов, а Бог – только один хороший помысел: Свою любовь».

Человеку, который живет с Богом, не обязательно ехать на Афон или совершать еще какое‑то паломничество. Ведь если ты не нашел себя вне Афона, то и на Афоне не найдешь себя. И паломничество здесь не поможет. А людям, которые не могут поехать на Святую Гору, советую посмотреть наш фильм «Где ты, Адам?».

Беседовал Олег Карпенко
Источник