Мы без конца едим шоколад, а сердце голодает

Архимандрит Андрей (Конанос) — об исповеди и умении прощать

«Часто мы едим много не потому, что голодны, а из-за внутренних терзаний и страхов, которые держим в себе», — говорит архимандрит Андрей (Конанос). Но тяжелыми мыслями можно поделиться со священником на исповеди, а о тревожащей нас боли рассказать врачу. Это поможет вернуть в душу мир и гармонию, а тело сделать более здоровым.

Исповедь — это признак здоровья и путь к нему. Да-да, бывает, что люди и телесно выздоравливают благодаря исповеди. Освободив душу от ядовитых веществ, человек чувствует изменения и на физическом уровне.

И в первую очередь это касается веса. Ведь очень часто мы едим много не потому, что голодны, а из-за внутренних терзаний и страхов, которые держим в себе. Нам хочется позитивных эмоций — и мы пытаемся утолить чувство эмоционального голода через лакомства. Организм не голодает, с калориями все в порядке — но при виде шоколадки мы не можем удержаться и начинаем есть, потому что шоколад — сладкий, как любовь, которой у нас нет.

Мы не озвучиваем свои настоящие мысли и желания — как тяжело и трудно нам живется без любви, как хочется объятий, понимания и ласки, — а тянемся за очередной шоколадкой, потому что сладкий вкус заменяет то, в чем мы так нуждаемся. Наш организм не требует сладкого в этот момент, так как мы сыты, но сердце «голодает», и шоколад удовлетворяет чувство такого голода.

Об этом обязательно нужно говорить на исповеди — и обязательно озвучивать причину, почему, на твой взгляд, так происходит. Может быть, от тебя ушел муж и теперь требует развода, а может быть, сын не приходит ночевать домой, пропадая по клубам. Расскажи священнику о своих переживаниях, о том, что ты чувствуешь, когда, например, твоя дочь не поступила туда, куда вам так хотелось, и теперь ты не можешь похвастаться перед подругами, поэтому обида и досада терзают сердце.

Каждому есть что рассказать, у всех — свои трудности, личные скорби и страдания, и очень часто все это оказывает существенное влияние и на состояние организма. Поэтому очень важно довериться священнику и назвать причину, по которой ты так себя чувствуешь. Тебе хорошо известна эта причина. Важно только признать ее и озвучить.

Потому и говорят, что исцеление от страстей и болезней часто находится внутри нас самих — так как мы знаем, почему они возникли.

Настанет момент, когда ум обретет покой в свете Христовом — свете невечернем и немеркнущем, вечном воскресении, Восходе без заката. Но это не происходит за мгновение. Чем больше времени проходит, тем ближе царство света. Однако до того, как мы окажемся в этом царстве, будут взлеты и падения, пессимизм и оптимизм, хорошие мысли и худые — ведь мы люди.

А прямо сейчас — нужно освободить душу от застоявшейся гнилой воды. Важно, чтобы грех не задерживался внутри нас, не застаивался, не отравлял наше внутреннее пространство своим зловонием, которое с каждым днем ощущается все больше и больше.

Плесни воды на свое крыльцо — крыльцо души, чтобы с него исчезла вся грязь и мусор. И когда это случится — во время исповеди, — не будет уже необходимости возвращаться к старому, потому что его нет, оно исчезло!

Начинается новая жизнь — в чистоте и радости, потому что прошлое уже не имеет над нами власти. Ты оставил его на исповеди, рассказав все духовнику, который хорошо тебя знает, помогает и молится, чтобы ты с легкостью ступал по земле, с чистым сердцем и совестью перед Богом, веруя и надеясь, в душевном и телесном здравии.

Житейские проблемы, промахи и ошибки, противоречивые чувства — они ежедневно одолевают нас, но человек держит в себе все переживания, недоумевая при этом: «Почему голова так часто болит? Спать не могу, со здоровьем проблемы, страхи, мысли дурные одолевают — откуда?..» Но все накапливается. А этого не должно быть.

Обязательно нужно делиться переживаниями — с тем, кто поможет. Это может быть священник, может быть врач — в тех случаях, когда проблемы медицинского характера. Не будем забывать, что хороший врач также посылается Господом. Ушиб руку — идешь к травматологу. Он смотрит снимок, выясняет, что с рукой, и назначает лечение. То же самое и с духовником. Так что и врачи, и священники — от Бога, и конечно, они помогут вернуть душе мир и гармонию.

Почему мы не доживаем до ста лет? Почему не живем до глубокой старости, а умираем рано, тогда как могли бы в радости и блаженстве ходить перед Лицом Бога, Который именно для этого создал нас? Рано или поздно, конечно, все мы умрем — но не это цель нашей земной жизни.

Мы призваны жить в изобилии — говорит апостол Павел в послании к Филиппийцам (4:12). Наша жизнь призвана быть изобильной — конечно, в первую очередь это относится к жизни внутренней, но разве счастье не влияет на состояние организма в целом? Когда человек счастлив, то и давление у него в норме, и сахар, и пульс.

Если бы старец Порфирий был сейчас жив и, подойдя, взял бы вас за руку — вы почувствовали бы прикосновение руки Христа, потому что у святых людей кровь приобретает свойства крови Христовой. Господь отражается в них — как отражаются солнечные лучи в водах озера, сверкающего ослепительным светом. И если Христос так же будет блистать в тебе, если ты будешь отражать благодать Божию и Кровь Христова будет течь в твоих жилах — тогда и здоровье будет гораздо лучше. Ведь ты достоин этого.

Итак, исповедь оказывает чудодейственную помощь. Но не только она. Быть здоровым помогает и неосуждение. Если не осуждать — многих проблем не будет. Ясная голова, спокойный сон — а если постоянно осуждать других, какие только мысли не приходят: «Ну что я такого сказал, что ему сделал — зачем он так со мной, вот человек!..» И гудит голова с утра до вечера, как улей с сотнями жужжащих пчел. Какое уж тут здоровье, откуда ему взяться? <…>

Голова забита разными мыслями, спать невозможно — зачем нам это? Не нужно быть такими любопытными, постоянно отслеживая чужую жизнь, — будем заниматься своей!

Что тебе с того, почему он так сказал или сделал? Ты не знаешь, что с ним случится завтра. Завтра для него может быть таким, что он изменится. Зачем осуждаешь его сейчас? Если бы ты знал, как сильно можно повредить своему здоровью злыми словами и осуждением! Перестань смотреть на других.

Помнишь притчу о добром самарянине? Он излил масло и вино на раны человека, избитого разбойниками. А ты вместо масла поливаешь раны ближнего уксусом, чтобы было еще больнее, до мяса, до кости — а в итоге сам начинаешь болеть.

Нет лучше человека на свете, чем тот, кто прощает и не осуждает. Сон у него крепкий и здоровый, как у младенца. Недаром Господь говорит: будьте как дети. Что это значит? Ребенок — безгрешен, он никого не осуждает и говорит, что думает. «Почему этот дядя так сделал?» — спрашивает дитя, но в его вопросе нет осуждения или злобы; ребенок не запоминает дурное на всю жизнь («Вот, он со мной так — ну и я с ним не буду разговаривать!»).

Тот, кто прощает, — разрывает веревку, держащую нас на привязи у прошлого, и это исключительно полезно, потому что прошлое наполнено проблемами, злобой, болезнями, руганью и бранью. Пусть все это и остается в прошлом. Было — и прошло, не задерживайся там.

Архимандрит Андрей (Конанос)
Источник