Последние #100строк про #СинодальнаяМолодежнаяКонференция пишу в дороге. Оставшиеся три дня промелькнули как полминуты, а осмыслять полученную информацию займёт полжизни
Участники, карантинно обнимаясь, разъезжаются. Пишу это, а мне не верится. Потому что за четыре полных дня с понедельника по четверг здесь, в Лазурном, создаётся какая-то иная, параллельная реальность. Где юмор и острОты, где весело и умно, где сообщество духовных и находчивых, а ты наряду с рабочими вопросами имеешь счастливую возможность просто разговаривать и общаться со священниками, ища ответа на свои какие-то недоуменья и проблемы.
И оказалось, не я одна такая. На заключительной братской трапезе матушка из Новомиргорода призналась, что спрашивала мудрого игумена, ныне присутствующего, о чём-то для себя очень важном, и он так ей помог — прямо из беды выручил. Когда она это говорила, у неё, и у игумена на глазах стояли слёзы…
Но, стоп! Обо всём по порядку.
Итак, день третий, среда, шёл за днём вторым, вторником (ну вдруг кто не в курсе), а вторник (вдруг кто читал мой предыдущий пост) оказался конфликтно-дискутивным. Правда, все потом всё равно нашли общий язык, но лишь затем, чтобы вновь вступить в горячие обсуждения по теме следующих докладов.
Первым в среду говорил протоиерей Максим Омельченко из Одесской епархии. Как раз для них карантин и пандемия, которые представлялись как вызовы, обернулись новыми возможностями. Неравнодушные одесситы так сгруппировались и активизировались, что перекрыли сразу несколько социальных направлений.
Они формировали и развозили для всех нуждающихся продуктовые наборы, совместно с рестораторами (верующими православными супругами) готовили и доставляли медикам горячие обеды (700 порций ежедневно, 25 тыс. порций всего (!!!) — за время карантина). И много ещё всякого.
Но главное — это была слаженная работа абсолютно всех епархиальных отделов. И кроме того, в Одесской епархии развернули специальный штаб, куда вошли помимо духовенства юристы, медики, психологи, социальные работники. За короткое время сложилось плотное взаимодействие, обеспечившее великолепный результат.
Так что не все, оказывается, просидели изоляцию в изоляции — многие из нас обратили это время на нон-стоп помощь ближнему.
Дальше было: знакомство с детским писателем Сергей Бакуменко из Одессы, который провёл в общеобразовательных школах более 300 авторских, разработанных им самим «Уроков доброты». Почитатели и критики его творчества, на которых разделились присутствующие, сцепились в дружеской дискуссии по поводу назначения детской православной литературы и ее качества. А к концу дня у Сергея появились и подражатели.
О воспитательной роли церковной архитектуры говорили на круглом столе с преподавателем Киевских духовных школ протоиереем Константином Курбановым и известным архитектором-храмостроителем монахиней Еленой (Кругляк). После обеда участники круглого стола даже не пошли на море и общались на животрепещущие темы до самого ужина (а может, и дольше), а отголоски обсуждаемых архитектурных тем и за ужином слышались.
Да уж, на форумах Синодального молодежного отдела всегда яркие спикеры, но вот уже 9 год и 18-ю конференцию подряд оргкомитету всё равно удаётся удивлять участников приглашёнными звёздами и гостями.
Среда запомнится и ещё одной дискуссией — ректоров духовных школ и молодежных священников. Для обсуждения перспектив православного образования были приглашены ректор Киевской духовной академии и семинарии епископ Белогородский Сильвестр Стойчев и вице-ректор Полтавской миссионерской духовной семинарии (ПМДС) епископ Новосанжарский Вениамин Погребной.
Почему с каждым годом всё меньше молодых людей поступают в семинарии? Когда появятся учебные заведения, где каждый желающий сможет получить духовное образование без необходимости затем принимать священный сан? Отчего возник кризис богоискания и, как следствие, пастырское призвание тоже переживает нелегкие времена — не горят желанием ребята становиться священниками.
На какие-то вопросы ответы прозвучали, другие пока остались без ответов, но однозначно, что самым главным достижением дискуссии стала откровенность. А, как сказал владыка Сильвестр, осознание проблем — уже начало пути их решения.
Конференция давно ступила на этот путь, и радостно, что с него не сворачивает.
***
Такой запомнилась мне среда. А четвергу запомнилась я, потому что с меня, с моего доклада, начался последний день форума.
«Эмоциональный интеллект (это не обо мне, конечно же) и его отсутствие (а вот это уже ближе): опыт работы над ошибками». На такую тему я готовилась выступить, потому что на синодальных конференциях принято делиться опытом, а у меня в этой сфере он богатый и негативный.
Какие ошибки совершают люди, руководствуясь эмоциями, как держать себя в руках, а главное — зачем. Чем опасен «эмоциональный бандитизм» и можно ли справляться с проявлениями эмоций без ущерба для психики (кругом говорят и пишут, что эмоции нельзя сдерживать, но всё прямо наборот!). Эти и многие другие вопросики мне очень хотелось озвучить и почти получилось.
Радует то, что пока я, выступив, доковыляла на ватных от волнения ногах до своего места, по дороге мне пришло сразу несколько смсов от участников с признанием, что как раз для них информация оказалась нужной и полезной. Ура мне, что тут скажешь.
Дальше были мега-крутые выступления и представления проектов. Только упомяну. Владыка Вениамин с отцами-помощниками организовали на карантине интерактивное не только онлайн-обучение для студентов ПМДС, но и интересное, а главное — задорное времяпровождение с участием родителей, младших братьев и сестёр. Получилось полезно, а главное — семейно.
О неравнодушном и самоотверженном, особенно в карантинном отношении, служении наших православных братьев и сестер мы узнали из презентаций Кировоградской, Бориспольской, Мукачевской епархий и прекрасных Оли Ольга Кирьяновская и Наташи Nata Sokolova из Киева.
Яркий и непредсказуемый отец Валериан IgValerian Golovchenko говорил о либерализме и гетто-психологии. Как всегда, затронул глубоко и вдумчиво вопросы сложные и неоднозначные.
И ещё кто удивил, так это Харьков. Вынужденная самоизоляция и тамошним креативщикам пошла на пользу, и за относительно короткий срок был создан «Тренажер церковного пения» в формате приложеиия для мобильных телефонов. Это новшество представлял отец-придумщик Федор Воскобойников, и мы его очень просим поделиться ссылкой на приложение в комментарии под этим моим пОстом).
***
А затем был «свободный микрофон», и все желающие могли оставить отзывы о конференции и покритиковать организаторов. Отзывы были все хорошие, а критиковали оргкомитет за «холодный борщ» — пока участники «остывали» от дискуссий ко времени обеда, «первое», как его тут называют, успевало остыть, и борщ приходилось есть холодным.
На самом деле, это художественное (хоть и не моё, а отца Андрея Пинчука Pinchuk Andriy) преувеличение, и не такой уж борщ тот был холодный, но 18-й форум Молодежного отдела, и правда, запомнится бесконечными обсуждениями всего и всякого. На пляже, в холлах, в конференц-зале, в столовой и даже в море велись разговоры о том, что волнует и не даёт покоя. Быть может, поэтому спустя 5 дней участники разъезжаются такими умиротворёнными и успокоенными?
***
Похоже, 100 строк уж давно подошли к концу, а я всё строчу и строчу. Ужасно благодарю моих читателей за вдохновение и внимание — потому что писанина моя даёт и мне возможность пережить волнующие события заново.
Вот сегодня, в пятницу, конференция завершалась богослужением в лазурнянском храме в честь святого Алексия, человека Божиего. Мы молились на архиерейской литургии с владыкой Ионой Иона Черепанов и несмотря на карантин обнимали друг друга сердцем. А после службы не простились толком даже — вот есть уверенность, что ещё неоднократно «мы встретимся, мы обязательно встретимся»©️
Потому что «достойно и праведно есть» то, чем занимаются молодежные деятели и священники, и очень хочется надеяться, что Господь и дальше настолько зримо будет благословлять их труд.
***
Всё, прощаюсь с конференцией и теми, кто до этого места дочитал.
И знаете, кругом говорят, что в нашей Церкви те, другие, третьи проблемы, но я хочу говорить о том, что вижу вокруг я. А вижу я много полезного, хорошего, нужного и правильного.
Юлия Коминко
Источник