«Сын не слушается, с мужем — ссоры». Архимандрит Андрей (Конанос) — о том, кто виноват в наших бедах

Давайте учиться отвечать за свою жизнь! Хватит перекладывать ответственность за свое состояние на других людей. Что я имею в виду? «Это все из-за моего сына!» «Это муж виноват!» «Жена виновата!» Давайте перестанем так говорить. Поймем, что наше самочувствие зависит исключительно от нас самих

Мы сами принимаем решение, у нас всегда есть свобода выбора. Только нам решать, радоваться или гневаться, плакать или смеяться, жаловаться или быть счастливыми. Мы всегда можем быть счастливы — ведь именно этого хочет от нас Бог. И даже если выпадает жить в трудные времена, если экономика переживает кризис и так далее — это не значит, что Господь желает нам сойти с ума, или наложить на себя руки, или бегать по врачам. Что бы ни творилось в этом мире — мы можем быть счастливыми, спокойными и благостными.

«Но вокруг — сплошной хаос!» — возразите вы. Да, вокруг — хаос, но твоя реакция на этот хаос зависит только от тебя, твоего душевного устроения. На одну и ту же проблему можно реагировать по-разному. Один начинает сходить с ума, другой теряется и не знает, что делать, а третий молится. Проблема — одна, для всех она неприятна, но реакция зависит от человека. Каждый реагирует по-своему. Поэтому не нужно говорить: «Это все другие виноваты!»

То, как я реагирую на внешний раздражитель, зависит от моего внутреннего состояния: есть во мне душевное равновесие или нет; есть связь с Богом или нет; есть духовная жизнь или нет.

Никогда не ищите виноватых. Твоя жена не виновата в том, что ты нервничаешь, беспокоишься и так далее. И твой муж не виноват в твоих чувствах. Муж — раздражитель, повод, но проблема — в тебе. Если бы у тебя был другой характер и сама бы ты была другим человеком, ты бы так не реагировала на своего мужа — что бы он ни сказал, что бы ни сделал. Не веришь? Могу доказать. У некоторых женщин мужья — еще хуже, чем твой. Но они так на них не реагируют — не кричат, как ты, не бьются в истерике. Почему? Потому что у них другое духовное состояние.

Я понял это, прочитав у Антония Великого, как один человек попросил у него молитв, чтобы измениться, стяжать святость, спастись и попасть в рай. Святой Антоний сказал ему в ответ: «Даже если я начну молиться об этом, и не только я, но и все вокруг — если сам ты этого не захочешь, никто не сможет тебе помочь». Нужно самому захотеть стать счастливым! Твое счастье зависит в том числе и от тебя. В твоих руках выбрать, как жить дальше.

Когда приходит искушение, мы сами или открываем перед ним двери, или наоборот, закрываем. Но когда не понимаешь этого, то хочется непременно «передать эстафету» кому-нибудь еще. Нам все время кажется, что в наших бедах виноваты другие. «Сейчас такое время, что с ума можно сойти! Разве это жизнь? На работе — постоянный стресс, нервы, а дома жена пилит…» Но жена твоя тут ни при чем. Важно, в каком духовном состоянии находишься ты сам.

Помните, что сказал Христос, перед тем как воскресить Лазаря? «Отвалите камень от дверей гроба!» — обратился Он к людям. «Хорошо, Господи. Но Ты вот-вот воскресишь усопшего. Неужели Тебе Самому сложно отодвинуть камень? Почему Ты этого не сделаешь?» Так рассуждает святой Иоанн Златоуст, размышляя об этом чуде. И отвечает сам себе словами Господа: «Нет, не сделаю. И знаешь, почему? То, что ты можешь сделать сам, — сделай сам. А что не сможешь, — сделает Бог. Ты можешь отвалить камень от пещеры? Можешь. Отвали его. А можешь воскресить мертвеца? Нет. Его воскрешу Я».

Нужно научиться брать на себя ответственность и взять свою жизнь в свои руки. Это очень важно, и именно благодаря этому мы перестанем негодовать на других людей.

Каждый из нас, исповедуясь, склонен говорить про кого-то еще. «Отче, что мне делать, я так переживаю!» — «Из-за чего переживаешь?» — «Да вот дети… Муж… На работе…» И так далее, и тому подобное. Мало кто из нас скажет: «Мне плохо, потому что я сам хочу, чтобы мне было плохо! Потому что я привык жаловаться, мне так комфортно — а иначе кто на меня обратит внимание, о чем разговаривать? Встречаюсь с друзьями — все на что-нибудь жалуются, а мне одному, что ли, радоваться, что у меня все хорошо? Как с людьми-то общаться? Нужно и мне поделиться какой-нибудь проблемой, чтобы было что обсудить». Мало кто признается, что за свое состояние ответственность несем исключительно мы сами. «Я, батюшка, хочу нервничать, и нервничаю. Меня муж разозлил…»

Авва Дорофей хорошо говорит про такое. Как-то к нему пришел один брат и сказал:

— Отче, я поссорился с таким-то монахом.

— Почему, сын мой?

— Потому что он меня очень раздражает! Всю душу мне вымотал! Невыносимый человек!

И авва ответил:

— Этот человек — твой благодетель, ибо он помогает тебе осознать, насколько слабый у тебя характер.

Проблема не в ближнем. Фортепиано у тебя внутри, а он лишь приходит и нажимает на клавиши, устраивая какофонию. Если бы фортепиано не было, не было бы и клавиш, а следовательно, и какофонии. Это у тебя предрасположенность к нервам, неверию, маловерию — а человек просто пришел и спровоцировал.

Есть ведь люди, на которых ничто не действует! Почему не действует? Потому что у них такой характер. И то, что другим дано от природы, нам приходится приобретать личным усилием.

«Сын ночами где-то пропадает!» Хорошо, ты за это как-то отвечаешь? «Но ведь он — мой сын!» И что? Если ребенок – твой, это вовсе не означает, что из-за него нужно сходить с ума. Этим ты ему не поможешь. Не поможешь тревогой, криками, истерикой, слезами и бесконечными звонками. Помочь ему можно, только оставив его в покое и сосредоточившись на собственном духовном состоянии. Будь готова принять любые обстоятельства, постарайся успокоиться. Когда сына нет ночью дома, чего ждет от тебя Бог? Чтобы ты помолилась, успокоилась, стяжала мир в душе и доверилась Ему. Пусть Бог будет твоей опорой! Скажи: «Господи, Ты управь всем!» — «Но какая же из меня мать, если я не контролирую, не знаю, где мой сын и что он делает? Я и мужу говорю, чтобы он ему звонил — да, после этого мы все переругаемся, но зато почувствуем себя настоящей семьей, где всем есть друг до друга дело!» Нет.

Как раз сегодня один паренек мне рассказывал: «Родители постоянно между собой ругаются. Я тут остался ночевать у друга, а телефон разрядился. Они мне всю ночь названивали, решили, что я специально отключил телефон, и напридумывали всяких ужасов. На другой день я пришел домой, и мама сразу стала на меня кричать, за ней — отец, и все это якобы для моего же блага. Отец так мне и сказал: «Я тебе даже звонить не хотел — это она меня заставила, потому что меня ты боишься!» А мама в ответ: «Как же мне тебя не заставлять — я же мать!» И пошло-поехало…»

Родителям кажется, что отслеживать своего ребенка — их святая обязанность. Нет, не обязанность. Самое важное, что необходимо делать, — заниматься своим внутренним состоянием, с молитвой и прикосновением к Богу. Кто, коснувшись Его, страдает от проблем? Кто? Разве, прикоснувшись к Богу, ты продолжаешь беспокоиться за детей, за близких, за свое здоровье? Нет, так не бывает. Если ты по-настоящему ощутил Бога, ничто в мире не будет тебя беспокоить, даже если земля уйдет из-под ног.

Беспечность? Нет. Разве святые отцы, подвизавшиеся в пустыне, были беспечны? Как они рассуждали? «Я уединяюсь для поста и молитвы, чтобы стяжать святость, Божественный свет и молиться за весь мир». Мы не обязаны ни за кем следить, не обязаны давить на ближнего и потом сходить с ума всей компанией.

Мы, церковные люди (или, по крайней мере, считающие себя таковыми), настолько привыкли перекладывать свою вину на чужие плечи! И дьявол у нас виноват, и колдуны, и кто-то нас сглазил, кто-то оклеветал — в общем, все кругом виноваты, кроме одного человека — меня самого! Мы никогда не скажем: «Это я виноват!» Виноваты всегда остальные.

Архимандрит Андрей (Конанос)
Источник