Она не знала косметики, но как сияло ее лицо! Ведь людей преображает добро и молитва

Архимандрит Андрей (Конанос) — о красоте мирской и божественной

«Обрати, Господи, безобразие лица моего в красоту», — поется в одном из тропарей Страстной седмицы. Все мы приняли благодать от Бога в день своего крещения, но затем к нам в сердце проникло совсем иное — лукавство, скверна, пороки, — и мы изменились и одичали. Однако мне доводилось встречать уже очень пожилых людей, чей взгляд был как у ребенка.

Прекрасные старческие лица! Помню старушку с сияющим лицом и блестящими глазами — эта простая деревенская женщина никогда в жизни не пользовалась никакими кремами, масками и лосьонами, только водой с мылом, но видели бы вы, каким прекрасным было ее лицо! Потому что всю свою жизнь она молилась, причащалась и была со Христом, живя в подвиге. У всех подвижников лица прекрасны. И твое лицо станет невероятно красивым, если ты научишься плакать.

Я имею в виду не слезы от обиды, уязвленного самолюбия и прочего — в таких случаях наши лица, наоборот, дурнеют, помните об этом. Когда плачешь от того, что выходит не по-твоему — это одно; а когда плачешь от любви, покаяния, сострадания к ближнему (или наоборот, от радости за него), плачешь от благодарности Богу, славословя Его за все то, что Он даровал тебе, — вот тогда твое лицо становится воистину прекрасным. И у всех женщин так, и у мужчин, ведь и мужчины хотят быть красивыми.

В детстве все были как ангелы

Все люди стремятся к красоте, иначе бы мы не украшали свои дома и церкви. «Освяти любящих благолепие дома 1789Твоего», — говорится в молитве. Будем благолепны, какими и создал нас Господь. Видели бы вы лицо той старушки, о которой я сейчас рассказывал! Лицо, прекрасное в любом возрасте и в любое время года — зимой, летом… А как хороши лица у тех, кто подолгу молится в храме! Человек устал, у него утомленное лицо, но при этом он красив — совершенно особенной красотой, так как долгое время бодрствовал с Господом. Как прекрасны лица, которые на протяжении нескольких часов были обращены ко Христу! Неземная красота!

А теперь вспомним, как выглядят люди после ночи в увеселительном заведении. Выходит такой человек под утро из клуба, бара или ресторана — какое у него лицо? Красивое? Да нет. Божественной красоты, дарованной всем нам от Господа, на таком лице не будет.
Во время богослужения я люблю иногда смотреть на молящихся. Люблю смотреть на священников, с которыми молюсь в алтаре, — потому что хочу взять от них немного той красоты, какой наделяет их молитва. Очень красивые лица. И я смотрю, любуюсь и вижу, как Бог преображает внешность человека, который молится.

Облик нашей души и тела напрямую зависит от того, с кем мы дружим — ведь красота передается от человека человеку. Когда твои друзья — хорошие люди, добрые христиане, то душа, впитывая дух вашего общения, передает и твоему облику их очарование и красоту.

Сейчас в первую очередь я обращаюсь к молодежи. Послушайте! В детстве вы были красивыми, очаровательными малышами. Вы и сейчас красивы, но тогда сердце у вас было невинным, и невинность эта отражалась в ваших глазах, так что отрадно было на вас смотреть. Прошли годы, и постепенно ваши лица приобрели иное выражение. Вы грубеете, черствеете, гневаетесь, хлопаете дверьми, скандалите, ругаетесь с родными, сбегаете из дома, ввязываетесь в уличные драки — и вот уже ваш взгляд совсем иной, не такой, как в детстве — злой и холодный. А знаете, к чему все это приводит? Вы себя уродуете. И красота, которая по-прежнему живет в вас, остается глубоко внутри. Она спрятана.

Найдите ваши детские фотографии. Вспомните, какими вы были, какой был у вас взгляд — ангельский! Вы и были настоящими ангелами. Господь создал вас такими — безгрешными, с невинными глазками. Вы смотрели в лицо другим прямо, открыто, не пряча взгляд, без злобы и смущения. Вы были чисты — и такими же были ваши глаза.

Почему это ушло, куда исчезло? Как? Постепенно, шаг за шагом. Шаг за шагом вы теряли свою первозданную красоту. Так что такими, как сейчас, вы были не всегда.

Красота, невинность, доброе и любящее сердце — всем этим обладают дети с самого рождения. А потом что-то происходит, дает трещину — но это не значит, что дело безнадежно. Еще можно все исправить!

Что же для этого нужно? Всего одна слезинка. Слезинка раскаяния, когда человек говорит: «Господи, каким я был и каким стал! Почему это случилось?»

От Христа до Иуды

Есть такой рассказ — про одного художника, который задумал картину под названием «Тайная вечеря» и долго искал человека, с которого можно было бы написать образ Христа. Наконец он его нашел, и картина была написана.
А годы спустя этот же художник решил нарисовать портрет Иуды и, отправившись вновь на поиски подходящей натуры, довольно быстро нашел нужный типаж. Каково же было его удивление, когда оказалось, что это тот самый человек, с которого он когда-то писал Христа! Его лицо так изменилось за годы пьянства, разврата и прочих прегрешений, что ничто уже не напоминало в нем Иисуса. Так что наша жизнь, безусловно, отражается у нас на лице.

Поэтому я и говорю, что большое значение имеет то, с кем мы дружим. Если дружишь с хорошими людьми, которые любят Христа всем сердцем, то и сам будешь как они: любовь к Богу растопит, согреет твою душу, и это непременно отразится и на внешности. А если наши друзья равнодушны к Богу? Тогда со временем и ты охладеешь. Это как находиться в помещении, где сильный запах: выходишь, к примеру, из парфюмерии — вся одежда пахнет духáми; а окажешься в курительной комнате — насквозь пропахнешь табачным дымом.

Общество, компания, гости — любая среда оказывает на нас положительное или, напротив, губительное влияние. Ни один человек не теряет невинность сам по себе. Что-то где-то услышали, увидели — и начало положено, первый шаг сделан.

Знаю это, в первую очередь, по собственному опыту, а также по опыту других людей, ходивших когда-то ко мне на исповедь, в том числе и детей. В какой-то момент человек исчезает, а когда вновь появляется — его уже не узнать, так он переменился. Внутренние изменения влекут за собой внешние.

Будучи далеко от Христа, человек меняется лицом. Оно приобретает жесткое, холодное выражение. И это не абстрактные рассуждения, это — истина.

Пока ты носил в своем сердце Христа, ты был свят, и, глядя на твое лицо, художник мог изобразить Христа на Тайной вечери. Поймите, дело не в том, сколько вы весите или какой у вас рост; дело не в размере ушей или носа, не в форме глаз и не в густоте волос. Человек уродлив не потому, что слишком толстый или лысый. В наше время люди готовы терять последнее здоровье в погоне за красотой — лишь бы нравиться, лишь бы пользоваться успехом, — так и не понимая, что такое настоящая красота, и потому ищут ее где угодно, только не у Бога. А ведь красивыми нас делает именно Господь!

И если тебе кажется, что жена к тебе охладела, что ты ей разонравился — впусти в свою жизнь Христа! Смирись, покайся, помолись, приди на исповедь, причастись! И после Причастия подойди к зеркалу (да-да, к зеркалу, но только не переусердствуй), посмотри, как сияет твое лицо! Помню, как-то я встретил одного своего прихожанина, и меня поразила его внешность: такое умиротворение было у него в глазах, такое тепло и благодать от него исходили, — что я спросил:

— Скажи, ты причастился сегодня?

— Да, отче, как вы узнали?

— Это видно. Божия благодать дарует нам удивительную красоту, и очень важно не потерять то, что ты в себя принял.

Преподобный Силуан Афонский говорил: «Достаточно одной худой мысли о ком-то, чтобы утратить благодать Божию». Красота мгновенно исчезает, и лицо становится мрачным и жестким.

Эта красота не исчезнет с возрастом

Не знаю, верите ли вы во все то, что я тут говорю. Если помните, мы начали сегодняшнюю беседу с моей поездки в электричке. Я ехал и мысленно корректировал внешний вид молодых людей, с которыми оказался в одном вагоне, и постепенно мне открывалась их удивительная красота.

Мы живем среди людей, которые могли бы быть святыми. В них живет удивительная красота, которую не видно за многолетним слоем грязи. И главное, чему учит нас Церковь, — тебя, меня, твою жену, детей, других людей, — проходить мимо этой грязи. Не оставаться, не сидеть в ней, а стремиться к красоте, благоуханию, как стремятся к драгоценному камню, скрытому в недрах земли. И тогда сам станешь красивым, и все твои близкие — жена, дети — тоже.

Знаешь, что ты увидишь? Что у тебя самая красивая жена на свете, самый красивый муж, самые прекрасные дети и родители. Говорю вам и про родителей, потому что иногда слышу среди ребят:

— У тебя мать всегда ухоженная, нарядная, а моя — так себе, ничего особенного.

Это верно, у тебя скромная мама, но она — самая лучшая, потому что смиренна, добра, потому что христианка, потому что молится.

Кто-нибудь послушает нас сейчас и скажет:

— Ничего себе батюшка! Монах, а туда же — про красоту.

Да, но я рассуждаю не о мирской красоте, а о Божественной, когда человек, живущий с Богом, являет эту красоту и передает другим, распространяя вокруг. Именно к такой красоте нужно стремиться — и именно она никуда не исчезает с возрастом.

Хочешь всегда быть красивым? Научись любить Бога, научись говорить с Ним — вечно прекрасным; научись стремиться к Тому, Кому поклоняются, Кто пленяет сердца, взоры, мысли и чувства. Святые именно так относились к Богу — они пленялись красотой Его души, Его слова и присутствия.

Эта красота живет и в Церкви. Будем же стремиться к ней! Вокруг нас — множество людей, и все мы прекрасны и уродливы одновременно. Так что нужно усердно потрудиться — и им, и нам, чтобы отыскать в них красоту, которая спрятана глубоко внутри. И ни в коем случае не будем обижать тех, кто рядом, не будем говорить обидных слов, глядя на одну только внешность и делая скоропалительные выводы о характере и личности. Лучше научимся в первую очередь видеть красоту в своих ближних — друзьях, коллегах, соседях.

Помните: наш Бог никого не создал уродливым. Он всегда творит только прекрасное. Все его создания — красивы. Так что будем находить и видеть эту красоту, наслаждаться ею и радоваться.

Желаю вам жить этой красотой. Пусть она будет внутри вас и повсюду вокруг. Пусть лица ваши будут спокойными, естественными, простыми и смиренными — где бы вы ни находились, где бы ни трудились: дома, на заводе или в офисе.

И сейчас я смотрю на вас и вижу, что ваш облик вовсе не нуждается в той коррекции, которую я проводил тогда в вагоне электрички. Вы — верующие: смиренные, простые люди, жертвующие собой ради Христа. Такими и оставайтесь.

Архимандрит Андрей (Конанос)
Источник