Епископ Иона: Духовный эксгибиционизм к Божьему результату не приводит

Стоит ли обсуждать недостатки жизни Церкви публично и что делать тем, кого задевают церковные проблемы, — рассуждает епископ Обуховский Иона

— Владыка, сейчас в сети достаточно откровенно обсуждаются те или иные проблемы церковной жизни. Люди рассказывают о своем печальном опыте расцерковления, разочарований, надеясь таким образом других предотвратить от подобных ошибок. Но эти истории, в том числе анонимные, находят у православных верующих зачастую не отклик, а наоборот, отторжение. Как вы думаете, почему?

— Думаю, потому, что данный вид творчества несколько напоминает иное современное явление, известное как «селфи». Мне несколько раз попадались на глаза исследования специалистов, которые рассуждают о феномене селфи как о разновидности патологии психики, психическом отклонении.

Так и здесь. Человек выворачивает душу буквально наизнанку, пытаясь это сделать «красиво». Но для чего, с какой целью?

Это как обнажение каких-либо частей тела: что вполне допустимо, скажем, на приеме у врача, то, когда происходит где-то перед детьми или посторонними людьми на улице среди бела дня, выглядит гнусным и отвратительным. И разговор о своих духовных проблемах, мучениях, боли вполне уместен и понятен, если происходит между друзьями, или с духовником, или с психологом в надежде получить какую-то реальную помощь. Но если человек открывает всю свою зачастую неприглядную сущность, выставляет болячку напоказ всему честному народу, получается именно такой вот духовный эксгибиционизм. Или селфи — в худших традициях блондинок с губками-уточками, над которыми смеется весь интернет.

— Как раз за эти насмешки православных и упрекают. Что не смеяться надо, а по-Евангельски посочувствовать ближнему, понести тяготы друг друга…

— Смешного тут и правда ничего нет, потому что все эти истории — трагедии человеческой души. Сколько людей потеряли веру, чем-то соблазнились… Ведь Церковь — это богочеловеческий организм, и у человеческой его части есть масса недостатков, о которых любой церковный человек наслышан предостаточно. Но зная о своей болезни, мы же не начинаем себя ненавидеть. Если болит, постараемся обезболить, если поврежден какой-нибудь орган, попытаемся его вылечить.

И мы знаем, что в нашей Церкви есть недостатки и целый ряд проблем, но ведь это не повод, чтобы не любить Церковь, отвернуться от нее. Наоборот, это вызов каждому из нас на своем фронте поработать и потрудиться, чтобы проблемы ликвидировать.

Говорят о нас, что православные грубые и нетерпимые? Будь конкретно ты кротким и любвеобильным: люби ближнего, не хами, не делай замечаний в храме, не мешай другим молящимся, веди себя, как подобает христианину.

Говорят, что православные не знают Священное Писание, не понимают, во что верят? Так сам начни читать книги, изучать свою веру. Только так каждый на своем месте мы сможем лечить страдающий организм, и вот уже на этом конкретном малюсеньком участке Церковь будет исцелена, потому что ведь ты и есть часть Церкви.

Действительно, случаются вещи, которые больно ранят. Как у каждого хирурга есть «свое кладбище», так бывает и у священников и у епископов: каждый может рассказать историю, когда он повел себя неправильно, как пастырь недоработал, где-то ошибся, равнодушно отреагировал, и из-за его халатности человек соблазнился, смутился, ушел из Церкви. И таких случаев, к сожалению, значительно больше, чем описывается на сайтах. Но подавляющее большинство людей вряд ли захочет трубить о своей трагедии «по секрету всему свету».

В истории Церкви достаточно есть назидательных примеров в этом отношении. У апостола сказано: «Поминайте наставников ваших… подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Наши наставники — это те люди, которые жизнью засвидетельствовали свою праведность, свою святость, и мы можем учиться на основании того опыта, который они оставили нам.

Например, замечательная автобиография архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Святитель говорит о себе довольно жестко, критически разбирает свои поступки, анализирует ошибки: в таком-то случае я смалодушничал, тогда-то у меня было отчаяние, тут я сплоховал. Но при этом он не только диагностирует у себя ту или иную духовную болезнь, но и назначает лечение, содействующее исцелению. И его пример для нас назидателен и педагогичен, потому что, как мы знаем, сам святитель Лука был исцелен, всей своей жизнью доказав преданность Христу.

Или «Исповедь» Блаженного Августина. Человек говорил о своих ошибках, заблуждениях и падениях. Но для чего? Для нашего назидания. Мы видим, через какие испытания, терзания прошел святой и каким в итоге он стал, и можем у него поучиться.

Всегда должна быть конечная цель того или иного текста. А для чего необходим весь этот выставляемый в сеть «духовный» эксгибиционизм, мне, честно говоря, не ясно. Очень все это напоминает песенку одного известного персонажа: «Хорошими делами прославиться нельзя». По-моему, никакого иного предназначения у всех этих селфи-текстов и нет.

— Люди видят в этом путь к исцелению Церкви, подчеркивают, что нарывы необходимо вскрывать, иначе они приведут к гибели всего организма…

— Любое древо познается по плодам. Уже практически 20 лет мы живем в эпоху гласности — возможности открыто говорить обо всем. И, собственно, попытки обнародовать, показать наготу отца уже давно предпринимаются. Но к чему они привели? Есть ли хоть один положительный эффект от мужественного обличения чужих грехов? Кто был исцелен? Кроме соблазна и смущения, никакого другого результата больше припомнить я не могу.

Что еще удивляет при просмотре интернет-откровений, так это то, что анонимно выступают священники. Об анонимности иных участников ситуации, так сказать, «виновников» их скорбей, они нимало не заботятся, зато себя тщательно маскируют. Но любой мальчишка знает, что за свои слова всегда нужно отвечать, и если ты что-то говоришь, будь готов за это ответить. Поэтому трусливо скрываться под ником и безответственно продуцировать «правдорубческие» тексты недостойно не то что священнослужителя, но и любого мужчины. Даже в советский период, период доносов, анонимщики презирались и высмеивались.

Как апостол говорил, что христианам не позволено судиться перед внешними, так и в данном случае происходит тяжба христиан перед внешними людьми, совершается самый обычный Хамов грех.

Мне кажется, нужно дать Христу Самому заботиться о Своей Церкви. Он ее создал и обещал пребывать в ней до скончания века. И Его Божественная благодать, как мы знаем, «немощствующих врачует и оскудевающих восполняет».

А проблемы и недостатки, о которых сейчас пишут соблазнившиеся о Церкви, были всегда, во все времена. Это знает любой человек, даже поверхностно знакомый с церковной историей. Потому что дьявол не меняется, и приемчики у него одни и те же: бьет по болевым точкам и нового ничего за 2 тысячи лет не придумал. Церковь все это проходила и, несмотря на все попытки дьявола ее как-то посрамить, уничтожить и даже зачастую физически сломить, она жива и врата ада, как мы знаем, не одолеют ее.

Поэтому, повторюсь, с нашей стороны самое правильное — предоставить Христу Самому действовать в Своей Церкви.

— В таком случае как реагировать, если видишь совершающуюся в Церкви несправедливость? Нужно ли добиваться правды или молчать и ждать, когда «само исправится»?

— Универсальных советов нет. В разрешении любого конфликта всегда возможны ошибки, какая-то сторона выйдет более обиженной.

Знаю изнутри ситуации, когда архиерей был вынужден переводить священника с прихода за антицерковную деятельность и при этом встречал сильнейшее противодействие паствы. Шутят, что у нас в Церкви нет «папизма», но зато случается «попизм»: когда батюшка — личность настолько незаурядная, что становится буквально кумиром для прихожан. И когда священноначалие за те или иные проступки пытается его как-то вразумить, паства мгновенно группируется вокруг своего идола и начинает отстаивать его, не считаясь ни с чем, используя приемы в стиле «разборок» 90-х годов или наработки «черных» пиарщиков. Такие случаи тоже бывают.

Поэтому как бы обыденно это ни звучало, но в любой сложной ситуации в первую очередь нужно начинать усиленно молиться. Не пытаться действовать по своим мирским понятиям (ключевое слово — «по понятиям»), не бросаться сразу исправлять ситуацию — потому что взгляд наш помрачен грехом, и, как говорил старец Паисий, мы склонны видеть в поступках нашего ближнего скорее негатив, чем позитив.

Но что стоит тут же начать делать, так это молиться — за архиерея, за священника, за людей, вовлеченных в конфликт. Когда будет молитва, Господь обязательно наставит, как поступить. Если и вправду допущена вопиющая несправедливость, Господь вразумит действовать так, чтобы несправедливость была исправлена.

Не бывает неразрешимых ситуаций. Всегда можно договориться, услышать, понять друг друга. Но перед этим необходимо смириться, осознать свое в той или иной мере помрачение грехом и просить Господа, чтобы просветил и умудрил.

Тем более что ситуаций конфликтных, слава Богу, не так много.

Сравнительно недавно я был свидетелем одной конфликтной ситуации, когда настоятеля пытались, по мнению прихожан, несправедливо переместить с прихода. Этот священник храм строил, служил с первого дня и, действительно, перевод его на другой приход был не совсем понятен.

Что сделали прихожане? Они поступили так, как, собственно, подобает реагировать общине Христовых учеников. Безо всякой огласки, скандалов и обсуждений в интернете они пошли к правящему архиерею и донесли до него свою позицию — что любят, уважают настоятеля и хотели бы, чтобы их община продолжила существовать именно в этом храме и именно с этим священником. И люди были услышаны: батюшку вернули на приход. Не знаю, чем руководствовался архиерей, когда принимал первоначальное решение о переводе, но паства поступила истинно по-христиански и получила настоящий Христов результат — воцарились мир и любовь.

Так что если человек живет в Церкви и хочет в Церкви что-то изменить к лучшему, действовать надо Христовыми средствами. А злом, осуждением, злословием никогда ничего улучшить не получится. Потому что осуждение, злословие имеют одного отца — дьявола, а с дьявольскими методами в Христовой Церкви делать нечего. Когда люди во что бы то ни стало хотят, чтобы было по их желанию, и при этом не брезгуют никакими средствами, может быть, своей цели они и достигнут, но Божьего результата никогда не добьются. Я в этом абсолютно уверен.

Источник