Если в храме не причащают на Рождество… Комментирует епископ Обуховский Иона

О традициях в некоторых храмах не причащать на Рождество и на Пасху. О том, кто достоин причастия и кому вообще это решать. А также о том, можно ли причащаться три дня подряд, если Рождество, как в этом году, во вторник, рассказал «Православию в Украине» наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона.

Где и почему не причащают на Рождество и на Пасху?

В некоторых православных храмах сложилась традиция не причащать прихожан на праздничном рождественском или пасхальном богослужениях. В «праздники праздников» и «торжество из торжеств» люди остаются без причастия.

Является ли такая практика в Церкви общепринятой? Правильно ли это с точки зрения церковного вероучения?

***

Подобная практика уходит корнями в так называемый Синодальный период Русской Церкви, когда Церковь возглавлялась не Патриархом, а Святейшим правительствующим синодом, состоящим как из духовных, так и светских людей с обер-прокурором, назначавшимся императором, во главе.

Сама Православная Церковь называлась тогда Ведомством православного исповедания, и все граждане Российской империи православного исповедания (кстати, в паспорте была графа не «национальность», а именно «вероисповедание») были обязаны один раз в году исповедоваться и причащаться. Интересно, что каждый человек был приписан к конкретному приходу и был обязан исповедоваться и причащаться в своем приходе, и это все фиксировалось в особых храмовых книгах.

При этом люди, которые вели духовную жизнь, исповедовались и причащались достаточно регулярно. Так, мы знаем, какие духовные поиски были у молодого Игнатия Брянчанинова, какую жизнь вели духовные чада оптинских старцев...

Но у основной массы граждан Российской империи глубоко засело в голове сознание, что исповедоваться и причащаться нужно раз в году, что, собственно, все и делали — в период Великого поста. В остальное время года причащаться было не принято.

В советское время, как мы знаем, в Церкви остались люди только неравнодушные, которые были готовы заплатить за исповедание своей веры свободой, а зачастую даже жизнью. Все, скажем так, номинально православные отсеялись.

Естественно, оживилась литургическая жизнь. Но возникла другая проблема: на двунадесятые и самые значимые праздники, такие как Рождество и Пасха, в храмы приходило огромное количество людей. И среди них были не только воцерковленные, постоянные прихожане, но и достаточно много зевак. Зачастую в такие дни люди буквально ломились в храмы — кто из праздного любопытства, кто из любопытства, связанного с поиском смысла жизни, а кто и просто, чтобы насолить и навредить верующим. И вот когда начиналось причастие, то к Чаше устремлялись не только те, кто готовились и благоговейно ждали этого момента, но и случайно зашедшие. Возникало множество огорчительных ситуаций, когда приходилось объяснять людям, почему они не могут причаститься, а особо распоясавшихся хулиганов иногда даже выводить силой.

Вот в связи с этим во многих приходах сложилась традиция на двунадесятые праздники не причащать — вообще не выносить Чашу. Причем духовенство объясняло, что желающие соединиться со Христом могут это сделать в дни, предшествующие праздникам — или во время Великого, или во время Рождественского поста.

В наше время уже практически не встречается ситуаций, чтобы на праздники приходили в храмы люди с антирелигиозными или циничными убеждениями. Как я наблюдаю, почти не бывает на Пасхальной или Рождественской службах людей случайных, праздно шатающихся. Те, кто хотел узнать Истину, Её узнали и находятся в Церкви. Те, кому Истина еще не открылась, зашли один или два раза в храм и пока больше интереса не проявляют.

Но традиция, оправданная реалиями советского времени, в наше время, к сожалению, сохраняется в некоторых храмах. Это пережиток советского прошлого, и его искоренением, к слову, занялся и Святейший Патриарх Кирилл: на последнем епархиальном собрании Московской епархии он очень жестко поставил вопрос о недопустимости отказа верующим в причастии в великие праздники.

Такая практика ничем не может быть оправдана — ни с литургической точки зрения, ни с практической.

Надо ли причащаться на праздники?

Ведь предпраздничная суматоха и хлопоты мешают как следует подготовиться, посетить богослужения и вычитать все положенное правило...

***

Всегда надо отдавать себе отчет, что Рождество и Пасха — наиболее Христоцентричные праздники.

2

На Рождество мы празднуем, что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Невидимый Бог стал видимым. Мы увидели славу Его, славу Сына, Рожденного от Отца. Вочеловечившись, Христос принёс Себя в жертву. Он распялся, Он воскрес.

И мы причащаемся именно плоти вочеловечившегося Христа — Того, Который висел на Кресте, Который сошел во ад, Который воскрес и вознесся.

Не только можем, мы ДОЛЖНЫ причаститься — именно на Пасху и в праздник Рождества Христова — дни, наиболее связанные со Христом, «пришедшим в мир грешныя спасти».

Кто достоин причастия?

Бытует мнение, что мы не можем причащаться в эти праздники, потому что недостойны...

***

Знаете, по-моему, самым страшным в жизни христианина будет тот момент, когда он скажет: «Я достойно причастился». Вот это, действительно, будет самый трагический момент.

Мы причащаемся не потому, что «достойны», а именно потому, что НЕ достойны. Потому что больны, заражены грехом, и только Христос является нашим духовным врачом, а мы причащаемся «во исцеление души и тела».

3

Ведь перед Чашей мы какие молитвы читаем? — Ты, Господи, пришел в мир «грешныя спасти, от них же первый есмь аз». Получается, что устами мы исповедуем себя самыми первыми грешниками среди всех людей, и в то же время говорим, что именно по этой причине якобы не можем причащаться.

Поэтому, повторюсь: мы причащаемся, потому что духовно больны, немощны, и нуждаемся в исцелении от нашего Небесного Врача.

Если на Рождество причащать не будут?

Что делать тем, кто знает, что на Рождество в храме не будет причастия?

***

Если вы знаете, что не сможете причаститься в своем храме в день праздника, то стоит причаститься заранее, в один из дней накануне.

В день, который предшествует Рождеству, обязательно в храме должна служиться служба Навечерия Рождества Христова. В саму Рождественскую ночь совершается только Великое повечерие и Утреня, а праздничная Вечерня, которая является неотъемлемой частью Рождественского богослужения, по сложившейся в наше время богослужебной практике, служится утром накануне Рождества Христова на службе Навечерия и соединена с Литургией Василия Великого.

На этом богослужении нужно обязательно быть каждому человеку, который желает достойно встретить пришествие в мир нашего Спасителя.

Рождество-2014: можно ли причащаться три предпраздничных дня подряд?

Если, как в этом году, служба Навечерия припадает на понедельник, Рождество — во вторник, а многие причащаются каждое воскресенье — можно ли причащаться три дня подряд?

***

Сейчас в Русской Церкви ведутся активные богословские дискуссии по поводу того, насколько часто можно причащаться, обязательно ли должны быть связаны исповедь и причастие в один «блок». На мой взгляд, подобные споры — бесплодны, потому что сколько людей, столько и мнений.

Поскольку Православная Церковь не имеет какой-то единой общей традиции, касающейся исповеди и причастия, то в данном случае, на мой взгляд, правильнее всего будет прислушиваться к мнению своего духовника, который хорошо вас знает, знает все особенности вашей духовной и практической жизни, знает состояние вашей души. И только вы с вашим духовником вправе решать этот вопрос — когда причащаться, как готовиться, обязательно ли перед каждым причастием исповедоваться и так далее.

В данном случае тем людям, которых я хорошо знаю, которые исповедуются у меня, я советую причащаться и в воскресение, и в понедельник, и в сам праздник Рождества Христова — если будет возможность и силы посещать все богослужения. Но, конечно же, можно причаститься и в какой-то из этих дней, а можно — и в сам праздник Рождества.

ИСТОЧНИК