25 ноября в Одессе начнутся дни митрополита Антония Сурожского

В Одессе пройдут дни митрополита Антония Сурожского

25 ноября в помещении православных катехизаторских курсов свт. Иннокентия Херсонского (Соборная площадь, 3) состоится открытие выставки, посвященной истории православного епископа митрополита Антония Сурожского «Жизнь для меня – Христос».

Основная идея выставки — представить историю митрополита Антония как историю поворотных встреч в его жизни, тем самым предлагая зрителю посмотреть через эту призму на историю каждого человека.

Анонс мероприятий в рамках дней владыки Антония Сурожского в Одессе

25 ноября — заупокойная лития по митрополиту Антонию Сурожскому.

Затем встреча-экскурсия с создателем проекта, философом, лауреатом премии Фонда Темплтона за курс лекций «Наука и богословие», почетным академиком Accademia Ambrosiana (Милан), доцентом кафедры теории культуры и философии науки ХНУ им. Каразина, богословом, продолжателем традиции «богословия общения» владыки Антония, кандидатом философских наук, А.С.Филоненко (Харьков).

Начало — в 18:30

26 октября — презентация книг митрополита Антония Сурожского «Світло в Темряві» и А.С.Филоненко «Жизнь для меня — Христос» Митрополит Антоний Сурожский».

Участники: философы А.Филоненко и А.Сигов, прот. Евгений Куценко, прот. Илья Тетерько.

Начало — в 15:00

3 декабря— презентация книги митрополита Антония Сурожского «Красота и юродство. Беседы об искусстве и реальности» (Никея, 2016). Это свежий перевод его четырех лекций об искусстве и взаимоотношении красоты, истины и реальности.

Участники: проф. И.В.Голубович (философ, Одесса), доц. О.Н.Барановская (философ, естетик, Одесса), С.Бурда (художник, иконописец, Одесса).

Выставка открыта с 26 ноября по 4 декабря 2016 г.

Пн-Пт — 17:00-20:30
Сб — 10:00-17:00
Вс — 12:00-20:30

Экскурсия длится до полутора часов. По выходным проводятся специальные программы для детей.

***
Эту экспозицию в разных странах мира уже успели посмотреть 20 000 человек.

Сначала её полная версия была представлена на христианском фестивале в Римини (Италия, 20-26 августа 2015 года), затем состоялась презентация в Вильнюсе (Литва, 11 апреля 2016). Позже, уже в нынешнем, сокращённом, виде выставку и связанные с ней встречи смогли посетить жители Минска (Беларусь, 26 мая — 15 июня 2016), с. Лишни (Киевская область, Украина, 19 июля — 1 августа 2016), Гродно (Беларусь, 10-16 сентября 2016 года), Гомеля (Беларусь, 10 октября 2016 года).

В Одессе этот проект является примером сотрудничества церкви и мира: в нём задействованы священнослужители, волонтёры (миряне и семинаристы), одесские, харьковские, киевские философы, иконописцы...

Инициатором одесской презентации является Пётр Захаров: «Выставка о митрополите Антонии, которую мы дружной интернациональной компанией готовили для христианского фестиваля в Италии, — одно из самых красивых событий моего 2015 года. Этой красотой очень хотелось поделиться с друзьями и земляками».

Красоту личности митрополита Антония Сурожского (Блума) открыли для себя миллионы людей во всём мире, причём не только православные, но и инославные, даже неверующие. Так, на проповеди владыки ссылается один из самых «рейтинговых» в мире протестантских писателей Филипп Янси.

Владыка Антоний является одним из самых читаемых православных авторов в мире. Хотя при жизни он не писал специальных богословских работ, в отличие, например, от о. Георгия Флоровского, которого называл своим учителем.

Известны лишь две письменные работы авторства владыки Антония: предисловия к закону Божьему «Жив Бог» и к монографии Элизабет Бер-Сижер. Тем не менее, его проповедь является одной из жемчужин православной мысли XX века.

Богословие владыки вряд ли бы обладало той глубиной, если бы не произростало из его удивительного духовного опыта. «Мы должны житьтак, чтобы, если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам», — вот его известные слова.

***
Андрей Блум обратился ко Христу в 14 лет, в детском летнем лагере, пережив кризис веры и подростковый бунт.

Потом были годы врачебной практики (был хирургом), 3-летнее участие во французском Сопротивлении. В годы Второй Мировой войны, рискуя собственной жизнью, ему удавалось делать, казалось бы, невозможное.

Он спасал множество евреев (в больнице Брока ставил ложные диагнозы в качестве эксперта различных заразных заболеваний евреям, чем спасал их от участи узников концлагерей, в которых педантичные немцы опасались собирать больных), проявлял пример всепрощения и чуткости даже к врагу (так, под насмешки коллег-врачей во французском госпитале неделями возился с раненым немцем-часовщиком, спасая его палец от ампутации) и пр. Это было потрясающая самоотдача. «Совершенно бессмысленно просить Бога о чем-то, на что мы не готовы сами»,—говорил потом в одной из своих проповедей владыка.

После войны по благословению духовника, архимандрита Афанасия (Нечаева) принял монашеский постриг, которого давно желал.

По приглашению о. Льва Жилле, знаменитого православного священника, обратившегося в православие из католицизма (более известного под псевдонимом «Монах Восточной Церкви»), перебрался в Англию, где начал своё пастырское, а затем и архипастырское служение. Здесь создал Сурожскую епархию, увеличив присутствие Православной Церкви в Великобритании до нескольких десятков приходов.

В Великобритании выступал на Британском радио и телевиденье и пользовался такими популярностью и авторитетом, что среди британцев была распространена полушутка: если придётся назвать кого-то второго по популярности после «Beatles», то они назовут митрополита Антония Сурожского.

Ради встречи с ним люди специально перелетали через океан.

Несмотря на такую прижизненную популярность, владыка Антоний сохранял потрясающую скромность: часто иронизировал над собственным богословием (вернее, как он считал, его отсутствием), отказывался от архиерейских привелегий (напротив, служил дворником и сторожем в собственном приходе, в лондонском Успенском кафедральном соборе), постоянно принимал множество людей (любой человек мог прийти встретиться с ним и попросить совета — достаточно было нажать на звонок при дверях его келии, на котором было написано «Bishop»).

Кротость архипастырского служения владыки нашла своё выражение и в том факте, что своим духовником митрополит Антоний выбрал собственного шофёра, отца Джона Ли, которого обратил когда-то из католицизма.

Владыка был открыт для встречи с каждым, обладал удивительным даром чуткости и внимания к любому человеку. «Каждый человек — это икона, которую нужно отреставрировать, чтобы увидеть Лик Божий».

Невозможно встретиться с Богом, минуя встречу с человеком, — вот, пожалуй, главная идея наследия и жизни владыки Антония.

У одесситов есть прекрасная возможность такой встречи с человеком, в опыте котором можно увидеть живое, горящее свидетельство Христа.

Дизайн и каллиграфия Алексея Чекаля