Алчевская молодежка. О сектах времён Христа в Страстные дни

13 апреля в помещении Православного учебно-просветительского центра состоялось очередное собрание апологетического клуба Алчевской молодежки. Темой встречи стала Страстная седмица, а также, отдельное внимание было уделено сектам времён Христа как универсальным прототипам действующих сегодня, и почему Иисус Христос предупреждал своих учеников остерегаться их учения

Во времена Христа в Иудее сложились три религиозных течения: саддукеи, фарисеи и ессеи.
Секта фарисеев возникла и стала очень известной и почитаемой благодаря красивым лозунгам и целям их учения. Приписав себе права толкователей Библии и ревностных хранителей религиозных и общественных традиций, имея очень красивое и стройное учение и внешне неукоснительно соблюдая все обряды, фарисеи добились большой популярности и признания в народе и стали религиозно-политической партией, делившей власть в стране с другой партией саддукеев. Фарисеев настолько почитали в народе, что во времена Христовы была очень популярна пословица, которая гласила: “Если бы только два человека попали на небо, то один из них был бы фарисей”.

Но большинство фарисеев, как и вся их секта в целом, были одержимы гордостью и лицемерием. Строгим соблюдением многочисленных обрядов они демонстрировали показную святость, но тайно грешили, добивались власти, занимались стяжательством богатств и почестей, являясь рабами лицемерия, корыстолюбия, гордыни. За эти качества их и обличал Иисус Христос. Фарисеи выставляли напоказ и приравнивали к религиозному подвигу совершенные ими молитвы, раздачу милостыни, пощение и т.д.
За их двуличие, греховность, прикрываемую показным благочестием, и изобличал их Спаситель. “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять” (Матф. 23:23). За лицемерие, корысть и пороки, за властолюбие и совершаемые ими грехи, Иисус Христос и назвал фарисеев слепыми вождями народа (Матф15:14). За то, что Иисус Христос видел их сокрытые грехи и изобличал их лицемерие и гордость, фарисеи ненавидели Спасителя и были самыми злобными Его врагами.
Саддукеи представляли собой религиозно-политическую партию времен Иисуса Христа.
Саддукеев называли аристократами среди священников и эту партию поддерживали первосвященники, как своих единомышленников “Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти” (Деян. 5:17). Саддукеи отвергали воскресение мертвых, существование Ангелов и духов. Они говорили, что в будущем веке не будет вечного блаженства и вечных мук для праведников и грешников. В противоположность фарисеям, саддукеи были более терпимы к язычникам и охотно шли на уступки властям. Если фарисеев в основном поддерживали низшие классы общества, то саддукеев поддерживала аристократия и правящие верхи.

Саддукеи, как и фарисеи, также были ярыми противниками Иисуса Христа, потому, что Он изобличал их лживую сущность и осуждал за грехи.
Ессеи составляли ту национальную партию в еврействе, которая боролась с другой, более могущественной партией — эллинистов. Затем, (то ли, почувствовав отвращение к испорченным нравам городов, то ли, потеряв надежду на успех в борьбе за национальные начала еврейской жизни) ессеи удалились на северо-запад от Мёртвого моря. Там, составив обособленные колонии, избегали встречи с остальными соплеменниками даже в Иерусалимском храме, образовали из себя строго замкнутый орден, жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в своё сообщество и других — после трёхлетнего испытания.

При вступлении в сообщество давалась клятва. Новичок торжественно обещал почитать Бога, не приносить никому вред, не выделяться среди других одеждой и не носить украшения. Он также заверял членов братства, что неустанно будет обличать тех, чьи уста глаголют ложь, и искренне любить истину. Никогда не посмеет воспользоваться незаконной прибылью и ни слова не скажет посторонним о делах и устремлениях сообщества.
Человек, нарушивший клятву, изгонялся из колонии. В этом случае он не имел права принимать пищу, так как это категорически запрещалось делать вне сообщества. Умирая от голода, несчастный просил, чтобы его взяли обратно. В большинстве случаев просьба удовлетворялась. Нарушитель возвращался в родной коллектив, и считалось, что он искренне раскаялся.

Возможно, те негативные процессы, которые происходят сегодня в церковной жизни и в душе каждого человека, уходят своими корнями в учения этих трёх иудейских сект. Это и неверие, и показная святость, и обособленность, презрение и эгоизм, жажда почестей и властолюбие, и многое другое…
В дни Страстной седмицы, хочется пожелать всем нам заглянуть в потаённые уголки наших душ и проверить, не затаился ли там саддукей, фарисей или ессей.

Информотдел Алчевской молодёжки