Франко Нембрини: «От отца к сыну: Беседы о рискованном деле воспитания» (+ФОТО)

Дети хотят услышать в жизни родителей свидетельство, что жизнь есть благо. Это единственное, в чем они нуждаются, чтобы жить. Дети, как кажется взрослым, в определенном возрасте бунтуют, отдаляются от родителей, на самом же деле они в этот момент взрослеют. Чтобы стать взрослыми, они должны иметь возможность ошибиться. И дети нуждаются в ком-то, кто бы их прощал, если они ошибаются

В культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация книги «От отца к сыну: Беседы о рискованном деле воспитания» итальянского педагога Франко Нембрини, отца четверых детей, учителя литературы и религии, директора созданной им школы «Ла Трачча» в Бергамо. Вела вечер преподаватель биологии лицея № 1574 Татьяна Бойкова.

Главное – передать ощущение

Франко Нембрини сказал, что свое понимание воспитания он выразил в посвящении «моим родителям, которые дали мне жизнь, а вместе с ней ощущение ее величия и положительности». «Жизнь в биологическом смысле дают и животные, — объяснил он, — а люди вместе с жизнью передают ощущение. Я благодарю своих родителей за то, что они передали мне ощущение жизни как чего-то великого, позитивного и доброго».

Передача ощущения начинается с момента зачатия. Ребенок, который проводит 9 месяцев в утробе женщины, которая счастлива, довольна своим мужем, другими детьми и своей беременностью, уже предрасположен к ощущению жизни как чего-то доброго и позитивного. Если же женщина в течение этих девяти месяцев сердится или грустит, проклинает все на свете, включая домашних и собственную беременность, ее ребенку гораздо труднее будет ощущать жизнь позитивно.

«Главное в воспитании – не слова, но среда, климат, который мы создаем вокруг ребенка, когда приносим его домой», — отметил Нембрини. Сам он, по его словам, родился как воспитатель, когда его старшему сыну было пять или шесть лет. Он сидел за столом и работал, и вдруг увидел, что сын стоит у стола и молча смотрит на него. В этом взгляде Франко прочел просьбу: «Папа, убеди меня, что имело смысл приходить в этот мир». Он понял, что это то, о чем всегда будут просить его, часто неосознанно, и родные дети, и ученики: «Взрослый, убеди меня, что стоило приходить в этот мир».

Воспитание – свидетельство, убежден Нембрини. Оно происходит постоянно, а не по графику. Даже когда мать кормит грудью младенца, она его в этот момент воспитывает – таинственным образом передает ему смысл жизни, говорит о радости и горе, небесах и звездах, жизни и смерти.

И школа вместе со знаниями передает ребенку ощущение жизни. «Когда тебе дают новый класс, и ты приходишь туда на первый урок, дети мгновенно проводят и рентген, и томографию. Ты только дошел до стола, а они уже знают, какое у тебя ощущение жизни, — считает Франко Нембрини, работающий в школе больше тридцати лет. – Мне случается заходить в аудиторию усталым, рассерженным, невеселым, но, я надеюсь, мои ученики знают, что за них я бы отдал всю жизнь. А есть преподаватели, которые делают усилие над собой и всегда улыбаются, но ученики знают, что они не отдали бы за них жизнь. Как они это чувствуют, не знаю, но чувствуют».

Дети нуждаются в прощении

Похожее происходит в отношении ребенка с родителями. Франко привел хорошо знакомую многим ситуацию, когда сын в 14 лет перестает слушаться, странно себя ведет, и мама считает своим долгом кричать на него и давать свои рекомендации.

«Мама не понимает, что в эту минуту ребенок смотрит на нее, как смотрят на рыбок в аквариуме – он видит, что мама открывает рот, но звук выключен, — объясняет Нембрини. – Еще хуже, если мама это замечает – она начинает кричать: “Слушай, когда я с тобой разговариваю”. Но тишина только растет. Сын настроен на другой канал. Он слушает не слова, которым мало кто верит, а сердце своей матери. И в этом смысле наши дети всегда нас слушают».

Дети хотят услышать в жизни родителей свидетельство, что жизнь есть благо. Это единственное, в чем они нуждаются, чтобы жить. Дети, как кажется взрослым, в определенном возрасте бунтуют, отдаляются от родителей, на самом же деле они в этот момент взрослеют. Чтобы стать взрослыми, они должны иметь возможность ошибиться. И дети нуждаются в ком-то, кто бы их прощал, если они ошибаются, в доме, куда они всегда могут вернуться. «Мне кажется, именно с этой точки начинается истинное отцовство и материнство, — сказал Франко. – На самом деле мои слова – краткий комментарий к притче о блудном сыне».

Часто родители, искренне любящие своего ребенка, говорят ему, что любили бы его еще больше, если бы он хоть капельку изменился. Это, по мнению Нембрини, уже противоположность любви. Он предложил встать тем, кто считает, что заслужил любовь своих родителей, жены, друзей, Христа. Никто не встал. «Любовь – это по определению то, чего ты не заслужил и не можешь заслужить, — объяснил Франко. – Почему же мы просим у детей, чтоб они заслужили нашу любовь? На мой взгляд, это ошибка».

Нембрини отметил, что в своей школе считается самым злым преподавателем. Он не завышает оценки, оставляет некоторых учеников на второй год. И со своими детьми был не очень нежен, щедро раздавал им подзатыльники. Когда увидел, что главным воспитателем детей становится телевизор, попросил друга-электрика сделать так, чтобы только он, Франко, мог управлять этим телевизором. Тот что-то вставил в телевизор, дал ему пульт, с помощью которого можно было отключить питание. И Нембрини целую неделю пользовался этой возможностью – приходил в комнату, где дети смотрели телевизор, и нажимал кнопку.

«Милосердие и прощение не означают, что нельзя вмешиваться. Но именно прощение позволяет взрослому человеку вмешаться, применив силу, но так, что сын ощутит это как вмешательство не врага, а друга», — считает итальянский педагог.

Сегодня отношение детей с родителями – одна из самых болезненных проблем. Нынешняя молодежь – поколение, которое не ощущает себя прощенным. Взрослея, юноши и девушки не находят никого, кто мог бы отдать жизнь за них таких, какие они есть. В результате они не любят себя, не уважают, часто проявляют к себе жестокость – отсюда рост суицидов среди подростков и молодежи. Часто их грусть и скука порождена тем, что родители ощущают жизнь как скуку.

В кризисе и семья, и школа, и Церковь (видимо, Франко как католик говорил о Католической Церкви). Помочь обществу выйти из кризиса могут только отдельные личности: родители, друзья семьи, священники, журналисты… Важно, чтобы личности узнавали друг друга и объединялись.

Как говорить с детьми о Боге?

Корреспондент «Благовест-инфо» Юлия Зайцева спросила Франко, как, по его мнению, надо говорить с детьми о Боге и как не надо. Он ответил, что со своими детьми говорил об этом мало. О Боге свидетельствует сама реальность, и от того, как сами родители перед этой реальностью предстоят, во многом зависят, увидят ли дети красоту Божьего мира. «Я всегда буду благодарен своему отцу за то, что он заботился не о моей святости, а о своей», — отметил Нембрини.

Он рассказал, что его отец, простой человек, никогда не учившийся в школе, не заставлял детей молиться, но они видели, что именно в молитве он обретает радость и силы для всех будничных дел. У Франко пять братьев и четыре сестры, он четвертый ребенок. Жили они бедно, все шесть братьев спали в одной комнате. Перед сном, естественно, мальчишки начинали шуметь, галдеть, кидаться друг в друга подушками. Но когда отец с палочкой (с сорока лет он страдал рассеянным склерозом) входил в комнату, вставал на колени и начинал читать Отче наш, наступала тишина.

Вспомнил Нембрини и о том, как ходил с мамой на мессу. Тогда ее служили на латинском языке, и мама в течение службы все ему объясняла. А причастившись, она закрывала лицо руками, и пять минут не замечала, что ее окружает. Уже тогда Франко понимал, что эти пять минут – источник ее радости на весь день.

Пример родителей убедил Франко лучше всяких слов. И своих детей он старался привести к Богу личным примером. «Я хотел, чтобы мое и моей жены отношение с Богом было ясным для детей, могло пробудить в них любопытство, чтобы они могли проделать тот же путь и поверить в Бога, потому что сами Его встретили», — объяснил Нембрини.

  • 1
  • 20130331-5O3A2309-421x600
  • 20130331-5O3A2325-580x366
  • 20130331-5O3A2389-580x413
  • 20130331-5O3A2403-580x393
  • 20130331-5O3A2430-580x386
  • 20130331-5O3A2457-466x600
  • 20130331-5O3A2480-449x600
  • 20130331-5O3A2501-580x379
  • 20130331-5O3A2512-580x390
  • 20130331-5O3A2520-442x600
  • 20130331-5O3A2541-415x600
  • 20130331-5O3A2549-580x390
  • 20130331-5O3A2801-580x343
  • 20130331-5O3A2810-580x404
  • 20130331-5O3A2812-580x379
  • 20130331-5O3A2818-417x600
  • 20130401-5O3A2839-580x451
  • 20130401-5O3A2850-580x346
  • 20130401-5O3A2862-580x369
  • 20130401-5O3A2907-580x435
  • 20130401-5O3A2926-580x381
  • 20130401-5O3A2935-580x400
  • 20130401-5O3A2946-580x386
  • 20130401-5O3A2958-580x374
  • 20130401-5O3A2970-423x600
  • 20130401-5O3A2993-580x386

Подготовил Леонид Виноградов
Фото Анны Гальпериной
Источник