Полюбить чужого

Многим кажется, что самое главное — это решиться взять в свою семью приемного ребенка. Но авторы этой книги предупреждают: «На самом деле счастливая встреча — это не конец истории, а только начало»

Мария Капилина (Пичугина) и Татьяна Панюшева, одни из лучших специалистов по приемному устройству, поделились на страницах книги «Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка» многолетним опытом своей работы.

Предисловие к этой книге написал Священник Федор Котрелев:

У любого человека есть два деда. Так могло быть и у меня, но один умер, когда мне было восемь, а другой ушел от бабушки, когда только родилась мама. При этом случилось так, что я рос, взрослел, жил рядом с человеком, который не был мне родным — ни с какой стороны и ни в какой степени.

Третий – муж моей бабушки, однажды и навсегда вошедший в нашу жизнь и ставший для меня одним из самых значимых людей.

Откуда это приходит? Кем посылается? Как Бог так все устраивает? Человек другой культуры, другого времени — литовец, военврач, фронтовик, атеист — стал для меня близким и важным. Почему? Тайна сия велика.

И тайна эта напоминает о себе всякий раз, когда люди принимают в семью чужих детей. Кто были их родители, бабушки-дедушки? Иной раз лучше бы и не знать этого. А все-таки знать надо. И учитывать. А еще надо знать, как этого чужого ребенка любить и, главное, терпеть.

Поначалу кажется: что может быть проще? Какой симпатичный малыш, ласковый, нежный, и — вот здорово! — сразу стал называть вас папой и мамой, с первого свидания, еще в детском доме. Будни приходят позже. Удивляешься: Господи, как в пять лет ребенок может не уметь залезть в ванну? Как в девять лет затрудняется с ходу дать определение слову «этаж»? И вообще, почему, когда ты его ругаешь, он лишь туповато улыбается? Ну все не так, как у наших, у родных детей… И при этом, сам не зная как и когда, ты обнаруживаешь, что он хотя и не родной, и не такой, но настолько уже свой, настолько уже любимый, что за него чуть ли не больше, чем за своих, готов все отдать.

А бывает и не так. Много раз приходилось слышать о проблемах с приемными детьми. Многим трудно сердцем, до конца полюбить чужого ребенка, трудно принять его. Нужна колоссальная, титаническая работа над собой, чтобы прийти к любви.

d0e818cfc38b9a178f95fb916acd060e-250x370

К счастью, Бог посылает в помощь родителям не только Свой Таинственный и Необъяснимый Дар — Любовь, но и мудрых священников, близких друзей и родственников, а также людей, всерьез и глубоко исследующих вопросы воспитания приемных детей.

Предлагаемая читателю книга написана именно такими людьми. Авторы обобщили многолетний опыт ежедневной работы с «отказниками», социальными сиротами, детскими домами и приемными родителями.

Для меня очень важно, что авторы сотрудничали с Марией Феликсовной Терновской и опираются на ее опыт — опыт человека, не без помощи которого мы когда-то делали первые шаги на пути к усыновлению одного из наших детей. Мы тогда не знали, что такое депривация, мозаичное развитие и т. п. А такие знания необходимы любому усыновителю! Вот почему эту книгу будет полезно прочитать всем нам, уже взявшим или только собирающимся взять в семью сироту.

Христианин в ответе за весь мир, и нет ни одного аспекта жизни, выходящего за пределы этой ответственности. Таково и усыновление. В дореволюционной России, да и в СССР (особенно после Великой Отечественной войны) усыновление было в порядке вещей. Потом пришло время иное, детские дома стали плодиться и размножаться, а усыновление ушло в маргинальные области бытия. Сегодня, кажется, что-то сдвинулось. Может быть, мы стали чаще вспоминать слова Христа: «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18, 5)? Дай Бог!

Священник Федор Котрелев

Приобрести книгу "Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка"