"Настоящий мужчина" - это кто?

Ботаник? Мачо? «Диванный валик»? С наблюдательностью, долей юмора, мудростью и психологичностью авторы книги «Мужчина и женщина: от я до мы» описывают некоторые типы мужчин, распространенные в кино, литературе и интернете. Для чего? Для того чтобы двигаться дальше

Как считают протоиерей Андрей Лоргус и Ольга Красникова, мужчиной быть ответственно и трудно. А подлинную мужественность надо воспитывать в себе всю жизнь.

Традиционно от мужчины ожидается некая особая роль — героя, деятеля, творца, свершителя, а также защитника и кормильца. В этих ожиданиях есть, конечно, много стереотипного, но тем не менее есть и подлинное. Чувство меры, гибкость, осознанное и адекватное требованиям ситуации использование тех или иных качеств — вот некоторые из критериев, позволяющих нам отличить подлинность от стереотипа. Кино и литература, Интернет и телевидение — это то, что формирует стереотипное, массовое, некритическое мышление и поведение. Каким представлен в нем мужчина?

«Мачо» или «герой»

Один из самых распространенных стереотипов мужественности — брутальный силач, бесстрашный борец за supermen-300x192правду, спасатель, атлетический красавец, украшенный шрамами. Это мужчина, которому все нипочем. Он ничего не боится, более того — он везде ищет подвига, ищет (или создает сам, провоцируя окружающих) возможность проявить свою силу, мужество и смелость. «Герой» смело отвечает на вызов, решительно вступает в схватку, безоглядно бросается в драку, поэтому с ним рядом так сложно и опасно — он слишком задиристый.

В женщине он видит прекрасную даму, которая может и должна высоко его ценить и восхищаться им. «Герой» не строит отношений с женщинами — он их захватывает, покоряет, но не женится.

«Герой» не знает поражений, не горюет, не страдает. Психологически это малоэмоциональный мужчина, который не плачет, не знает слабостей и страстей, нравственно правильный, но, как правило, одинокий — без родителей и без семьи, без рода, без племени. Человек мира. И это понятно. Как он будет проявлять свои чувства к семье, если он сильный, бесчувственный «герой»?

«Донжуан»

dongiovanni-227x300Это соблазнитель-сердцеед, исполненный такой сексуальной силы, что ему покоряются все женские сердца.

Все свои способности — красноречие, музыкальность, страстность, эрудицию, умение строить отношения — «донжуан» использует исключительно для покорения очередной женщины.

Он — противоположность «героя». Ему не нужны подвиги — ему нужны отношения с женщинами, а другие мужчины расцениваются им только как противники и конкуренты. Но его сила не в мышцах, а в чувствах.

Однако «донжуан» не умеет любить. Он не способен на глубокие и длительные близкие отношения. Для него важна победа сама по себе, а не развитие отношений и уж тем более не брак и семья. Но для чего ему это?

Для того, чтобы преодолеть свою внутреннюю пустоту, не слышать вопиющую тоску по любви и страх зависимости от женщины (возможно, от своей сильной матери).

Это пустота на том месте, где должна жить любовь — место живой души.

«Мужик»

Стереотип, появившийся в советскую эпоху. Умелый, опытный, мужественный (в физическом плане), терпеливый. muzhik-300x239Он служил в армии и считает это чем-то вроде мужской инициации.

Он знает, как починить автомобиль, не боится крови и трупов, стойко переносит испытания (физические), боль и страдания. Он хозяйственный человек («все в дом»). Он умеет заработать и украсть. Нравственностью он не отличается. Он может подписать фальшивку, умеет делать вид, что не видит беззакония и лжи.

Женщины охотно выбирают «мужиков» и рожают им детей, хотя те пьют и изменяют, потому что «мужики» домовиты, по-своему любят детей и заботятся о жене и доме.

С «мужиками» жить хорошо. При этом их можно не уважать, они пьяницы и сквернословы, воришки и лгуны, но «кто без греха?».

«Мужик» — популярный образ мужественности, но, видимо, уходящий. XXI век сформирует ему на смену иной образ.

«Семейный мужчина»

semeynyiy

Он редко меняет свою супругу, он верный муж и друг. Его забота — это всеохватывающая забота обо всех, и в первую очередь о матери или о жене. «Семейный мужчина» озабочен не только теплым домом, достатком в семье, но и чувствами каждого члена семьи, его настроением, его поведением, его отношениями.

«Семейный мужчина» умеет готовить еду, может оставаться с детьми и заменять им мать, может ухаживать за больными, делать им уколы и перевязки. Он заботится о запасах всего в доме, следит за квартплатой, возит детей в школу, носит сумки. Он лелеет свою супругу, выслушивает «исповеди» тещи, пьет с тестем, примиряет родственников, угождает бабушкам.

«Семейный мужчина» больше ориентирован на отношения, нежели на собственный успех и карьеру. Но и в карьере он успешно строит отношения со всеми и достигает успеха — не за счет таланта, а за счет хороших отношений с начальством.

Женщины часто выбирают «семейного мужчину» в партнеры. С ним надежно, спокойно. Ему редко достается уважение: он не герой, «не орел», ему скорее достаются долгие годы супружества без романтики и страстей.

«Больной»

bolyashhiy-300x240Часто в качестве болезни выступает алкоголизм, но может быть и «сердце», «язва», «давление» или неопределенный диагноз под названием «нервы». Это тоже современный стереотип мужчины, крайне патологичный.

По сути, это деградирующая инфантильная личность, отказавшаяся от ответственности и развития. Суть этого стереотипа не столько болезнь (часто надуманная), сколько тотальная зависимость.

Как ни странно, многие женщины выходят замуж за мужчин, эксплуатирующих этот образ. Жена носится с ним, подключая к заботе всех близких и дальних. На отказ помочь страдальцу реагирует как на личное оскорбление и может даже прекратить общение.

«Больной» или «алкоголик», как и вообще зависимый мужчина, не может быть зрелой личностью. Его инфантильность мешает ему быть ответственным мужчиной, опорой семьи и общества. Он сам все время ищет, на кого бы опереться. И находит.

«Диванный валик»

Близкий по степени пассивности и безответственности, но отличающийся от «больного» по сути образ.divannyiy-valik-300x257

Так грубо прозвали тех мужчин, которые целыми днями лежат на диване. Они не прикрываются, как «больные», диагнозами и справкой от врача, чтобы не утруждать себя работой.

Справедливости ради надо сказать, что про «лодыря, который вечно в своем компьютере/телевизоре», можно услышать даже в доме, где вся мужская работа сделана мужем на пять с плюсом, но жена и в этом случае считает, что муж ничего не делает.

Понятно, тут речь не о типе «диванных валиков», дело в другом — на языке жены «он ничего не делает» может значить, например: «он мне не помогает», «он мало уделяет мне времени и внимания».

В подобной ситуации имеет смысл задуматься не о «делах», а об отношениях между мужем и женой — возможно, там есть над чем поработать.

«Ботаник»

rasseyannyiy-224x300Типаж «в очках и с портфелем». Это учитель, ученый, чиновник. Стереотип противоположный «мужику» или «мачо».

«Ботаник» в значительной степени беспомощен в социальном и житейском плане. Он не может ввернуть лампочку, боится защищать свои интересы в ЖЭКе, не может спорить с женой, мамой, с тещей, с начальником, может по рассеянности забыть забрать ребенка из детского сада.

Он — интеллектуальная элита общества, но как мужчину его не уважают. Это не значит, что его не любят женщины. Иногда любят, и страстно, потому что «ботаник» способен на сильные чувства (с которыми он, правда, не очень хорошо умеет управляться), он тонкий и увлеченный, а иногда и сексуально привлекательный. Женщины, которые готовы быть своим мужьям «мамочками», охотно выбирают «ботаников» в партнеры.

Такие мужчины, как правило, безопасны, от них не приходится ожидать измены, ссор, насилия.

«Себе на уме» или «проходимец»

Этот стереотип, условно говоря, похож на Остапа Бендера — хитрый, предприимчивый, расчетливый, ostap-bender-300x226амбициозный авантюрист. Он добивается всего хитростью, подкупом и интригой.

В нем нет ни чести, ни достоинства, хотя есть свой собственный кодекс поведения, похожий скорее на воровской «закон».

«Проходимец» — любимец женщин. Он умеет ухаживать, умеет льстить, соблазнять, но его цель — деньги или власть. Часто про таких мужчин говорят «умеет жить».

Женщины их любят и стремятся выйти за них замуж в расчете на достаток и высокий статус. Но с ними опасно: «проходимцы» не бывают верны и не способны на глубокие отношения.

«Проходимец» легко женится, но и легко разводится, оставляя своим женам пустые счета и долги.

«Рубаха-парень»

rubaha-paren-300x300Это юноша-ребенок, веселый и беззаботный, открытый и бескорыстный, душа компании, певец и танцор. Таких любят девушки, причем влюбляются с первого взгляда и любят до старости.

Однако с ними трудно жить, так же как трудиться и работать, брать на себя ответственность и преодолевать невзгоды «рубаха-парень», как правило, не может. Он — человек настроения, порыва.

«Рубаха-парень» бывает счастлив в любви и несчастлив в браке.

Жена, полюбившая его за веселье и легкость, может быть совершенно не готова к тому, что дома он не всегда излучает радость.

Он, как любой человек, устает от общения, может быть замкнутым, раздраженным, грустным, молчаливым.

Но может быть и иной сценарий, когда жена устает от бесконечных гостей-приятелей, особенно если родился ребенок. Ей нужны тишина и отдых, а ему шум и застолье.

Источник

Приобрести книгу "Мужчина и женщина: от я до мы. Как построить семейное счастье". Авторы протоиерей Андрей Лоргус и психолог Ольга Красникова