«Ибо много званых, но мало избранных»

4 января 2015 года. Холодное и немного сырое воскресенье. Снег медленно таял и превращался в грязноватую кашицу под ногами. Но к счастью снега было так много, что к вечеру он не успевал растаять и поэтому ощущение зимы и праздника не исчезало. Встреча православной молодежи в Харькове – это всегда значимое событие в жизни православных христиан Харькова

Почему оно так важно для верующих людей? К сожалению, стоит признать тот факт, что жизнь православных харьковчан состоит, в основном, в регулярном посещении церкви, приобщении к церковным таинствам и праздновании церковных праздников. Конечно, прихожане знакомятся друг с другом, а многие даже и общаются вне церкви. Но часто этого оказывается мало, чтобы ощущать всю полноту и всесторонность христианской жизни. Такую полноту позволяет ощутить общение в тесном кругу единомышленников, обсуждение жизненно важных и волнующих вопросов.

Каждое воскресенье в нижнем храме Благовещенского собора в Харькове проходят встречи православной молодежи. С душой и теплом накрывается скромный стол, читаются молитвы, Евангелие, обсуждаются важные вопросы христианской жизни. Но самое главное – атмосфера этих собраний. Тепло, уют и понимание, с которым относятся друг к другу все, приходящие сюда – вот то, что, увы, так редко мы находим в повседневной жизни с ее заботами и суетой.

Воскресенье 4 января – это последнее воскресенье перед великим христианским праздником, Рождеством Христовым. В этот день на Молодежке собралось большое количество людей. Тут были и те, кто уже давно посещает эти встречи, и новые лица. Как и полагается в Рождественский пост, на столе стояла постная пища: чай, фрукты, печенье.

Традиционно собрание началось с чтения молитвы «Отче Наш». Когда эта молитва читается единогласно, хором, душу пронизывает ликующее чувство радости и единения. Отец Федор Воскобойников и отец Аркадий Калинюк поприветствовали всех и объявили встречу открытой.

Центральной темой сегодняшнего собрания стало прочтение и обсуждение известной притчи о брачном пире. Напомню читателям ее содержание: «Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14:16-24).

Ибо много званых, но мало избранных! Обратите внимание, какие прекрасные и в тоже время суровые слова! Являемся ли мы просто зваными или же мы – избранные?

В обсуждении притчи важные акценты были поставлены на понимание притчи прихожанами, ее правильном разъяснении и толковании.

Вот некоторые важные моменты в толковании этой притчи. «Один человек сделал большой ужин и звал многих» – зваными здесь выступают христиане. Ведь, по сути, все мы «званые», все мы должны жить во Христе, соблюдая его заповеди и обеты. Но все ли мы так поступаем? Вот он – пир! И все готово уже, и зовут нас, потому что знают, что мы званые и ждут, что мы придем.

А что же происходит дальше?

«И начали все, как бы сговорившись, извиняться». И находим мы целый ряд причин и уловок, лишь бы не пойти на пир. Прекраснейшая аллегория использована в этой притче. Пять пар волов – наши чувства, которые мы испытываем и которые удерживают нас в наших грехах. Очи ли это? Раскрываем их все шире и шире, созерцая все чувственное и ненужное. Слух ли это? Слышим все, что можем слышать и все что не нужно слышать. Другой купил землю и стал рабом материального, и уже был не в силах отойти от этого. А третий женился и забыл, что в одной плоти с женой должен прийти на этот пир, то есть ко Христу, в Царство Небесное.

Так что, званые мы? Готовы ли мы посетить Брачный пир?

Интересно поступает хозяин дома. Посылая рабов своих, он приказывает привести на пир нищих, увечных, хромых, слепых и убогих. Конечно, рабы, посланные хозяином, – это те, кто возвещает нам слово о Христе. Те, кто, приходя к нам, подает нам руку спасения и говорит «Вы званые на пир!». В толковании притчи – это апостолы, пророки и святые.

Так что же с нами происходит? Смысл притчи глубок. Если бы кто предложил нам радость и счастье – согласились бы мы принять такой дар? Конечно, согласились бы. И нам этот дар предлагается. Причем задолго до самого пиршества, задолго до того, как мы переступим порог хозяйского дома… Нам остается только надеть брачные одежды и подготовиться к этому событию. И еще тут, в нашей земной жизни, готовясь к празднеству, мы в его предвкушении уже будем безмерно счастливы. Или же некто другой, хромой, убогий такой же, как мы, но с горячей верой в сердце займет наше место на брачном пиру?

Обсуждение притчи было бурным и интересным. Священникам были заданы вопросы, была небольшая дискуссия.
Традиционно встреча закончилась молитвой. После этого, радостные и довольные, все разошлись до новых встреч.

Евгений Артемов