Анатомия лживости

Как воспитать лжеца? Что делать, если погряз в привычке врать? Священник, психотерапевт, друг — кто поможет победить лживость? Как опыт алкоголика может помочь православному?

Протоиерей Вячеслав Поневин, настоятель Николаевского храма Енакиево, отвечает на эти вопросы, а также делится с нами своими размышлениями и опытом.

Грех или болезнь?

Любая страсть, если с ней не бороться, имеет свойство прогрессировать. Со временем она становится патологической для того, кто ей страдает. Если говорить о патологических лжецах, то это люди, которые не могут себя контролировать и врут всегда. Здесь могут иметь место какие-то психические отклонения. Это как клептомания: у человека всё есть, но он не может не красть. Так и с враньём: одно дело, когда человек обманывает, выгораживая себя, защищаясь, чего-то боясь — и другое, если он врёт просто потому, что врёт. Бывает ложь совершенно неоправданная — в том смысле, что она не имеет никакого смысла и логики. Это болезнь, греховная и психическая.

Мы все живём во лжи. Даже нормальным людям разобраться в себе и определить, где правда и где ложь, очень сложно. В первую очередь нужно стремиться быть честными с самими собой и с Богом — Его мы обмануть не можем. Быть всегда правдивым со всеми людьми очень сложно. Для этого нужно иметь огромную смелость, силу воли и духа. Это Божий дар, который приобретается большим трудом. Честность порой может очень и очень мешать: из-за неё можно потерять работу, расстроить отношения, навлечь на себя беду. Если говорить всем правду в глаза, нужно быть готовым к тому, что из-за этого можно пострадать — даже Христа распяли за истину. Сатана же не случайно называется лжецом: в нём нет и не может быть правды.

Всегда ли уместно говорить правду?

Христос — абсолютная Истина. Люди воспринимают эту истину в меру своего развития. Чем больше мы развиваемся духовно, тем больше способны воспринять истину Христову, но до конца это сделать удалось, возможно, только святым, и то не всем. Потому нам остаётся только быть честными с собой.

Как избавляться от лжи? — нужно начать с того, чтобы себе не врать, стараться честно себя оценивать. Конечно, нужно пытаться и с людьми быть честными, насколько это возможно. К сожалению, мы не всегда можем говорить людям правду: не все её хотят или готовы слышать; не всегда правда хороша: порой ей можно очень больно ранить. Нельзя облегчать себе душу, ввергнув при этом человека в страдание. Не годится чужими руками жар загребать. Я признался в чём-либо, мне стало хорошо, а что будет с тобой — меня не волнует. Разве это правильно?

Православному человеку в этом плане проще: у нас есть исповедь, мы можем каяться перед Богом, оставляя в неведении близких. Ранить близкого человека покаянием не нужно.

Как воспитать лжеца

image-20150714-11798-3pt4ogjpg

Часто случается, что страсти берут своё начало в детстве и их причина — неправильное воспитание. С ложью так же. Когда родители очень строго относятся к ребёнку, за всё ругают, не поощряют честность — неудивительно, что он начинает врать. Если он приходит, рассказывает что-то плохое, приносит своё покаяние, а родители вместо того, чтобы выслушать, понять и поддержать начинают отчитывать, наказывать и морально подавлять — это приведёт только к тому, что он больше никогда не будет говорить им правду. Он станет всячески её скрывать, перекладывать вину на других. Кант писал: «Каждый трус — лжец, но не наоборот». Когда ребёнка сильно наказывают, он начинает обманывать, и эта проблема будет его всю жизнь преследовать — если он не начнёт серьёзно работать над ней.

Как бороться со лживостью?

Мало просто прийти на исповедь и покаяться во вранье. Благодать Божия нас, конечно, врачует, но если это детские травмы, то человек не верит в милосердие и прощение, родители не научили его этому. Он стал лжецом в силу своего воспитания, и в том не его вина. К сожалению, родители очень часто травмируют детей. Если проблема идёт из детства — надо работать основательно. На исповеди подробности совершения греха рассказывать не нужно, это не поможет. Если человека мучает какая-то страсть, нужно поговорить об этом со священником, также сейчас везде есть психологи, психотерапевты. Не обязательно обращаться к православным специалистам.

Как священник я часто сталкиваюсь с такой проблемой: человек кается на исповеди, Господь прощает ему грех, но с корнем этого греха нужно разбираться: откуда он, в чём его причина? Священник должен беседовать с человеком, помогать ему понять эти причины. Если сказать: «Кайся — и всё будет хорошо!» — это не поможет. Нужно разобраться, что его подталкивает говорить неправду, найти мотив греха. Это страх? Чего он боится? Тогда ему придётся со страхом поработать. Возможно, он врёт из-за гордыни, потому что хочет казаться лучше, чем есть на самом деле, или от трусости — боится принимать решение и хочет избежать какой-то ситуации. Может быть, всему виной какой-то стыд из детства. Когда ребёнка постоянно сравнивают, говорят: «Тот хороший и этот, а ты — нет!» — тогда он стыдится того, что не такой, какой нужен его родителям. В итоге он за счёт вранья хочет стать лучше, чем есть.

В тёмных углах души

Работа с грехом предполагает погружение в недра души — туда, куда смотреть страшно. Чтобы заглянуть в тёмную комнату, в которую страшно войти, нужно иметь очень большие мужество и решимость. Гораздо проще каждую неделю ходить и по бумажке перечислять одно и то же, чем разбираться, почему со мной то или иное происходит, посмотреть на себя такого, какой я есть на самом деле. Это и называется быть честным с собой, и это больно, страшно и трудно. Но если этого не сделать, то, к сожалению, ничего не произойдёт. Почему многие подвижники стремились к уединению, уходили в себя? Они стремились анализировать, разбирать свою душу на молекулы, выяснять причины и мотивы своих прегрешений. Работа над собой — это тяжёлая работа.

От беспомощности к силе

1454306584vse-vrutjpg

Конечно, в первую очередь нужно обратиться к Богу. Если человек переживает боль, осознаёт, что грешен — он уже на пути к исцелению. Выздоровление — процесс болезненный. Алкоголики часто страдают пагубной страстью лжи, они хотят таким образом как-то реабилитироваться в глазах других людей. Для того чтобы выздороветь, алкоголику нужно стать честным с самим собой. Это главное. Побеждённым другими страстями людям тоже нужно признать, что мы больны, потеряли контроль над собой, что сами не способны исцелиться. Надо понять, что никто нам не может помочь, кроме Бога. Признав свою беспомощность, нужно обратиться к Богу за помощью. Честность — это главное условие для духовного выздоровления. Если у человека нет честности, у него ничего не получится.

Господь в Евангелии говорит: «Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13). Почему? Потому что праведников не существует, нет абсолютно безгрешных людей. Господь говорит о мнимых праведниках, о тех, кто мнит себя таковыми. Он не может спасти их, потому что они не нуждаются в спасении. А грешники — это люди, честные с самими собой, они признают, что грешны, больны, бессильны перед грехом. Именно таких людей Господь пришёл спасти, потому что они в Нём нуждаются. Иудеям и фарисеям нужно было главенство в мире, поклонение народов, но не спасение. Они ждали царя, который поработит всех их врагов, в остальном у них проблем не было. У них не было духовных проблем, как они считали. Господь обличал их, обвиняя в лживости и лицемерии. Именно поэтому ложь — пагубный грех, очень сложный для искоренения, с ним очень непросто совладать.

Не останавливаться

Есть страсть — и есть греховные привычки. От привычек очень трудно бывает избавиться. Когда человек признал свою проблему, покаялся Богу, работает с духовником над проблемой, он всё равно будет впадать в грех, с которым борется, но посредством этой работы станет совершать его реже. В таинстве покаяния верующий получает особую благодать, которая помогает ему преодолевать страсть. Понятно, что он ещё не раз будет впадать в неё и проигрывать, но со временем эта страсть будет угасать. Люди порой говорят: вот я хожу в храм, но ничего не меняется, как злился, так и злюсь. Но это не так! Например, раньше человек в гневе мог полдома разнести, а теперь только покричит немного и никому не вредит. Это огромный прогресс! Понятно, что страсть ещё присутствует, но он уже не даёт ей волю.

Исповедь другу?

Думаю, в борьбе с грехом можно дополнительно использовать такой метод: рассказать о нём другу или тому, кому доверяете. Апостол Иаков учил: «Признавайтесь друг пред другом в проступках» (Иак. 5:16). В этом и заключается сила Церкви: мы трудимся все вместе, а не поодиночке. Наша сила в том, что мы можем кому-то признаться в содеянном. Можно проговорить совершённый грех ещё до того, как попадём на исповедь. Когда мы говорим о содеянном, то выносим грех на свет, а когда в нас проникает свет, он нас исцеляет. В тот момент, когда грех проявился, мы тут же начинаем его искоренять, идём в тот угол души, в котором много тьмы, и несём туда свет. Постепенно человек избавляется от страсти.

Главное в борьбе с грехом — не останавливаться и продолжать борьбу. Призывать Господа, уповать на Его помощь. Люди, имеющие серьёзные психологические расстройства, выздоравливают при условии, что у них есть такое качество, как честность. Господь помогает честным, поэтому постараемся быть таковыми.

Записала Екатерина Щербакова
Источник