Почему священников называют отцами?

Протестанты упрекают православных в том, что мы не исполняем евангельские слова «отцом себе не называйте никого на земле». А вдруг он правы? Комментирует протоиерей Георгий Клапчук, настоятель Макариевского храма Торецка

В Евангелии есть такие слова: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23:8-9). Нередко нашу Церковь упрекают за то, что, вопреки этим словам Спасителя, у нас принято называть священников отцами. Однако апостол Павел в послании к Коринфянам пишет: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4:15). Это значит, что священник становится духовным отцом, поскольку помогает человеку родиться во Христе. Что это значит? Он помогает человеку принять крещение, благодаря ему в мире появляется новый христианин. Значит, он — родитель духовный, то есть отец.

По поводу упомянутых уже евангельских слов «отцом себе не называйте никого на земле» у меня когда-то был спор с сектантами. Они, как обычно, вырвали фразу из контекста и стали придираться: почему в Священном Писании сказано так, а вы этого не исполняете? Дело в том, что Христос говорил, имея в виду не всех отцов и учителей, но конкретных людей. Он обличал книжников и фарисеев, которые говорили правильные вещи, но их дела не соответствовали словам: «…всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:3). Слова Спасителя обращены и к нам: это предупреждение, что не нужно уподобляться им в этом.

Священник — духовный отец для прихожан его храма, потому что заботится о них, желает им спасения. Как любящий отец, он не должен стремиться привязать их к себе. Это первое правило нашей практики. К сожалению, есть такие пастыри, что ведут за собой, но не ко спасению. Увы, бывает, что священник привязывает к себе людей ради выгоды, материального достатка — хотя должен относиться к пастве именно как достойный отец: любить, но не навязывать себя. Также он должен учить прихожан жить по Евангелию. Именно потому нас иногда называют духовными наставниками, но мы ни в коем случае не должны превозноситься из-за этого.

Как хороший отец, священник заботится в первую очередь не о материальном достатке, но о спасении душ людей, которых окормляет. В этом мы следуем за апостолами. Они учили быть хорошим примером пастве не только на словах, но и на деле. Апостолы, к слову, использовали обращение «дети мои». Так могли обращаться только те, кого считали отцами. Настоящее отцовство — это не превозношение над кем-то. Апостолы учили поступать по-отцовски, то есть любить и учить самому главному — жизни во Христе.

Священника называют отцом потому, что он наставляет, учит мудрости. К нему обращаются за советом, просят молитв — порой и о земных вещах. В жизни христианина всё взаимосвязано, вся наша бытовая жизнь должна быть основана на Евангелии. Если будем так жить, то куда бы христианин ни пошёл, где бы ни был, он всегда будет поступать так, как учил Господь. Евангелие мы должны читать постоянно. Священное Писание — это не набор цитат, но то, чем мы должны вдохновляться. Не надо заучивать его, как сектанты. Нужно читать — и учиться поступать так, как учил Христос, а священники помогут в этом.

Записала Екатерина Щербакова

Источник