Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Оружие христиан — это молитва, смирение и любовь

И сегодня, и завтра, и послезавтра надо оставаться человеком. Нельзя никогда терять человеческое лицо и человеческий облик. Нельзя забывать о том, что вокруг тебя живут люди, и им тоже трудно. Когда человек думает только о своих трудностях, ему тяжело. А когда он выходит и видит, что ещё кому-то трудно, и начинает помогать, он забывает о своих собственных трудностях

В Неделю 4 по Пятидесятнице архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Александро-Невском храме Дебальцево. По окончании богослужения владыка обратился к верующим жителям города с архипастырским словом.

Дебальцево сегодня — это особое место и в нашей епархии, и на православном Донбассе. Это кровоточивая рана, которая болит в сердце. Перед этим я приезжал сюда на второй неделе Великого поста, сразу после того, как здесь закончились боевые действия. И, въезжая в город, я хотел найти хотя бы один целый дом. Я такого дома не нашёл. Всегда болит душа и сердце о тех людях, которые здесь живут, и о страданиях, которые народ Божий переживает в этом городе. Всегда по-особому мы молимся об этом месте и стараемся помогать тем, что в наших силах, храму и людям, которые здесь живут, — не только духовно, но и материально.

И, хотя в Горловке тоже непросто, и в сегодняшнее утро нас разбудил не будильник, а артиллерийский обстрел, но таких разрушений, как в Дебальцево, я не видел нигде — ни в Славянске, ни в Горловке, ни в Донецке, ни в Углегорске. Приезжая сюда, думаешь: а живут ли здесь ещё люди? Остался ли тут кто-то вообще? И как приятно видеть всех вас и вместе с вами молиться в этом храме! Видеть, что у людей есть вера и желание приходить в храм, молиться Богу, слышать евангельское слово и совершать добрые дела.

Братья и сестры, нет, наверное, более трудного испытания, чем то, которое переживает сегодня наш народ. Но испытание — как обоюдоострый меч: кого-то он убивает, и человеческая личность распадается, человек перестаёт быть человеком. Он начинает унижать других, грабить, выживать любой ценой, совершать вещи, которые человеку нельзя делать ни при каких условиях. А другие люди, наоборот, проявляют свои самые лучшие человеческие качества — любовь, самопожертвование, жизнь не для самого себя, а для других. Всё это Господь привёл нам видеть в эти дни.

Нам сегодня непонятно, как смотреть в завтрашний день. Мне каждый день люди задают этот вопрос: «Владыка, как мы будем жить завтра? Что будет завтра с нами, с нашими детьми? С нашими домами, городами, сёлами?» Я не политик, я не знаю ответа на этот вопрос. И у Церкви на этот вопрос ответа нет. Я думаю, что нам сегодня проще не загадывать на далёкое будущее, а благодарить Бога за нынешний прожитый день.

У меня есть ответ на тот вопрос, на который может ответить Церковь. И сегодня, и завтра, и послезавтра надо оставаться человеком. Нельзя никогда терять человеческое лицо и человеческий облик. Нельзя забывать о том, что вокруг тебя живут люди, и им тоже трудно. Когда человек думает только о своих трудностях, ему тяжело. А когда он выходит и видит, что ещё кому-то трудно, и начинает помогать, он забывает о своих собственных трудностях. В этом я убедился и на своём опыте, и не один раз слышал это от других людей, которые так делали.
Когда мы живём в заботах только о себе или о каком-то своём узком круге родных и близких, нам очень тяжело. Мы не знаем, что дальше делать. А когда мы выходим за этот круг и начинаем заботиться ещё о ком-то, мы сразу забываем о себе, потому что видим чужую боль, чужое горе, чужие страдания. Они перестают нам быть чужими, но наше сердце от этого не разрывается. Когда мы думали только о себе, нам казалось, что оно сейчас разорвётся, что оно не сможет вынести этой боли, этого страдания. Но когда мы начинаем в него вмещать чужую боль, оно становится ещё шире. Оно становится крепче, сильнее. Так и Господь вмещает каждого из нас в Своём сердце, потому что для каждого из нас Он Отец.

То, что в сегодняшний день нам приходится переживать, это испытание и нашей веры, и нашего христианского звания, и нашей человечности. И нам, конечно, хотелось бы пройти его достойно, чтобы нам потом не было стыдно. Чтобы мы потом и на Страшном суде, и глядя в глаза друг другу, могли сказать, что мы достойно пережили это время и продолжали делать добрые дела, продолжали оставаться христианами, несмотря ни на что.
Господь смотрит на каждого из нас, на всех людей, которые живут на земле. Как Господь узнает среди множества людей, что мы — Его дети, Его ученики? Какой у нас есть опознавательный знак? Военные себя обозначают какими-то знаками, чтобы не перепутать, кто свой, а кто чужой. А как Господь узнает, что мы свои? Ответ на этот вопрос есть в Евангелии. Там указан такой опознавательный знак, такая «нашивка», которая должна быть на сердце у каждого из нас: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Сохранить любовь среди ненависти, среди войны, разрухи, среди того, что сегодня вокруг нас происходит — это сверхзадача для каждого из нас, не каждый с ней справится. Но хотя бы не распространять ненависть, не проповедовать вражду — это то, что должен делать каждый христианин. А что должен делать человек, если в сердце появляется ненависть? В Евангелии тоже есть ответ на этот вопрос: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного… Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5:44-47).

Вот, нас проклинают. Что нам делать? Откройте Евангелие — там написано, что сделать с теми, кто тебя проклинает: помолись о них, не проклинай в ответ! Помолись, чтобы Господь их вразумил, потому что их сердце находится в плену врага нашего спасения — диавола. Бес овладел душой и сердцем человека, который проклинает, разрушает, ненавидит. И разрушить это нельзя никаким оружием — ни автоматом, ни пулемётом, ни пушкой. Только молитва, смирение и любовь — это то оружие, которое есть у христиан, и от которого бежит диавол.
Мы сейчас не видим, какую силу имеет молитва о тех, кто нас обижает, но это великая сила. Это сила, которой боится диавол, которая разрушает вражду и ненависть. Это то, чего от нас сегодня ждёт Господь, то, что должны делать чада Церкви Христовой.
Я очень рад видеть, что этот храм не пустой, но здесь собрались люди для совместной молитвы. И я желаю, чтобы эта общая молитва, которую мы сегодня совершили, укрепила нас, дала каждому из нас силы, терпение, любовь и желание дальше жить по-христиански, помогая друг другу, потому что поодиночке мы не выживем. Мы должны быть только вместе и обязательно друг другу помогать и друг о друге заботиться, оставаться христианами, несмотря на испытания, которые есть в жизни каждого из нас.

Я верю, и мы сегодня об этом молились перед Престолом Божиим, что времена испытаний, трудные времена, которые мы все вместе сегодня переживаем, пройдут. Будут и другие дни в этом городе и в этом храме. И мы будем благодарить Бога и радоваться. За временем испытаний и трудностей всегда следует другое время — время возрождения, милости и благословения Божия для каждого из нас. Мы будем отстраивать свои города, возрождать жизнь в этих городах, жить на своей родной земле, служить Богу и продолжать делать добрые дела. Я верю, что Господь нас благословит на всё это, даст нам силу и пошлёт нам Свою благодать.

Источник