Война и пост: как поститься и молиться под обстрелом?

Наверное, практически каждый сегодня знает, что такое пост и для чего он нужен. Но как быть, если идёт война? Если не всегда есть еда? Если социальные проблемы доводят до отчаяния? Нужно ли поститься? Если да — то как?

С этими вопросами пресс-служба Славянской и Горловской епархии обратилась к священникам епархии, которая находится "в огне".

Нам дано время приблизиться к Богу

Протоиерей Андрей Байков, благочинный Енакиевского округа:

— Поститься, конечно же, необходимо в любых условиях, потому что пост заповедовал нам Господь. Он Сам жил в очень непростых условиях, и Его ученики апостолы, и их последователи тоже. Однако наложенный на себя пост они не нарушали никогда. Поэтому поститься нужно, но делать это надо не столько в еде, сколько приближаясь к Богу и молясь Ему. Наложение на себя поста лишь в еде превращает его в подобие диеты. А ведь самое главное, что преследует пост, — это приближение человеческой души к Богу. Нужно, чтобы человек понимал: во время поста ему дано время покаяться, приблизиться к Богу максимально близко. Никакое другое время не способствует этому так, как пост. Поэтому поститься очень важно. А лишение себя поста или послабление в нём — это отдаление, отчуждение себя от Бога.

— А если сейчас пожилые люди, пенсионеры не имеют возможности порой даже питаться — не то что выбирать, что есть. Как быть?

— Пусть такой человек ест то, что Господь послал в этот день. Главное, чтобы он понимал, что с 28 ноября начинается Рождественский пост, и ему нужно в это время каким-то образом приблизить свой образ жизни к заповеданному Господом. Как это сделать? Если не получается соблюдать пост так, как установлено Церковью, значит, нужно приближать себя к Богу молитвой, Причастием. Тогда всё скоромное, что вкушается этим человеком, не принесёт ему никакого вреда и не повлечёт за собой греха.

Выяснить, что не так в наших отношениях с Богом

Протоиерей Георгий Музыка, настоятель Пантелеимоновского храма посёлка Малотарановка (Троицкий округ Краматорска):

— Как поститься? Так, как нам предлагают святые отцы и наша Православная Церковь.

— Если к нам или в наше Отечество приходит беда, то что-то с нами не так, что-то в нашем обществе не так, и прежде всего нужно выяснить отношения со своим Богом. Нужно идти в церковь, сосредоточиться на молитве, становиться на разговор с Богом — и выяснять, что именно в наших отношениях не так. И только тогда Господь, являясь Творцом вселенной, Творцом нашего мира, наблюдая за каждым народом, может разрешить эту ситуацию.
Но для того, чтобы сделать себя способным на разговор с Богом, христианину нужно предпринять определённые усилия. Это пост, молитва. И важно, чтобы это был не односторонний монолог, но диалог. Человек готовит себя к этому диалогу именно постом и молитвой. Только так можно подготовить себя к разговору с Господом. Обратиться к Нему запросто, как к депутату, нельзя. Молиться Ему можно везде, где бы ты ни находился. Но будет ли ваш разговор диалогом? В этом вопросе каждому христианину очень важно быть честным.

— Как же понять, получился ли диалог?

— Вот вам в руки молитва, пост — готовьтесь к этому диалогу, идите в церковную тишину, там выбирайте себе место — и ваш диалог должен состояться.

— Только ли в церкви может состояться этот диалог?

— Дома тоже можно, конечно. Дом — это малая церковь, где у христианина должен быть святой уголок, где он будет молиться, готовиться ко святому причастию. Такое место должно быть обязательно, иначе человек потеряется в жизненной суете.

— А что вы посоветуете насчёт меры поста, его строгости? Сейчас многие люди поставлены в условия, когда им не приходится выбирать, что есть.

— То есть они уже постятся… Пост нужно соотносить и со своим временем, и со здоровьем. Всё должно быть в меру. Нельзя доводить себя до помрачения, когда человека приходится отпаивать молоком. И молитва, и физический пост должны быть умеренными.

— А как определить меру?

— У каждого она своя. У человека должен быть духовник, который определял бы меру физического поста и молитвенного подвига. Он курирует человека, видит уровень его здоровья, духовное состояния. Поэтому в первую очередь нужно побеспокоиться о том, чтобы у человека был духовник. А раз мы говорим о духовнике — то тем более у человека должно быть желание совершенствоваться. Если человек пришёл в церковь и готов вступить в церковную жизнь, воцерковиться и действительно стать христианином, значит, он должен позаботиться об этих двух составляющих своего духовного роста.

Изменить свою жизнь — изменить мир

Протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа:

— Недавно мне на глаза попались слова святителя Николая Сербского. «Когда цивилизация делается преградой между Богом и человеком, она становится на службу зла и сокращает плоды жатвы Господней для Небесного Царства. Тогда Господь меняет обстоятельства в пользу умножения жатвы и в ущерб цивилизации, ибо для Него главное — жатва. И обращает Он смех в рыдания и высокие башни в развалины, чтобы привлечь души человеческие к Себе» (Свт. Николай Сербский. «Жатвы Господни»).

Применяя эти слова к действительности, видим, что они пророческие: происходит обращение смеха в слёзы и башен в развалины. Разрушаются дома, страдает мирное население. Когда цивилизация уходит в сторону от смысла жизни, Господь вносит корректировки. В контексте разговора о посте можно посоветовать современному человеку немного изменить свою жизнь. Не акцентировать внимание на диетпитании — булочку не скушать скоромную или печенье с сухим молоком, о чём часто переживают, — а именно изменить себя. Тогда пост и отношение к нему переходят в совсем иную плоскость.

И ещё одна цитата из писем святителя Николая. «Вы спрашиваете, как Господь может попускать такие несчастья? Вы спрашиваете, как Господь может попускать такое несчастье людям, где же благое Его учение? На бумаге. Если бы оно было начертано в сердцах человеческих, люди жили бы в мире. Укрепите совесть и сократите военные расходы. Старайтесь, как член Церкви, очищать мир от неправды и беззакония, и угроза войны растает, как туман. Ибо насколько бессмысленно призывать жителей города, в котором свирепствует чума: „Станьте здоровыми!“, настолько же бессмысленно кричать: „Мир! Мир!“, а жить в греховной нечистоте и безнравственности. Здоровье само придет в город, когда он будет очищен от грязи и чумной заразы, и мир придет к народам, когда они очистятся от чумы безверия и греха. А иначе на наши крики: „Мир! Мир!“ — отзовется нам не мир, а война».

Нечего добавить! Поэтому задача номер один в этом посту — усилить молитвы и очистить свою душу. Как часть Церкви пусть каждый из нас постарается исправить свою кривую, исковерканную грехом жизнь, все неправды и беззакония, тем самым мы будем влиять на ту страшную ситуацию, которая сложилась у нас в регионе. Господь повернул обстоятельства жизни в ущерб цивилизации и в пользу жатвы Своей — более точно выразиться трудно.

Екатерина Щербакова