Протоиерей Валентин Макаров: святитель Лука жив, и он наш первый помощник

Пять вопросов настоятелю прихода храмов преподобного Агапита Печерского и святителя Луки Крымского об их небесном покровителе, языке Промысла Божия и секрете хороших врачей

— Святитель Лука — небесный покровитель вашего храма. У Вас с ним, наверное, особые отношения. Как общается святой Лука со своей киевской паствой XXI века?

— Знаете, нас со святителем Лукой связывает многое. Мы с ним даже родились в один день с разницей почти в сто лет, и в крещении носим одно и то же имя Валентин. Поэтому, возможно, это и есть его воля, чтобы мне здесь быть и возглавлять приход, названный в его честь.

Из жития святителя мы знаем, что он был достаточно строг к своим подчинённым. И я со страхом представляю, что, если бы он был нашим епархиальным архиереем? Мне становится немножко не по себе от этой мысли, учитывая, как он был требователен к священникам, и наказания его были весьма суровыми. Но все это было оправдано. Он имел право так поступать, но мне, честно говоря, немножко даже страшно от мысли, что мы являемся паствой такого архиерея.

Поэтому, когда я обращаюсь к нему в своих молитвах, то чувствую небольшую дистанцию. Ведь мы часто любим по поводу и без повода просить у святых всё подряд: захотели — попросили. А здесь, перед тем как свою просьбу к нему отсылать, приходится чуть-чуть помолчать. Это похоже на то, как мы идет в кабинет начальника, и где-то пару секунд обязательно постоим под дверью, собираясь с мыслями, и потом уже заходим.

У наших прихожан тоже особые отношения со святителем. Многие из них могут рассказать, как святой помогал им, особенно в лечении. Может быть, это не такие яркие истории, как в Греции, Германии и Японии, где святитель явно себя проявлял и оставлял после себя какие-то доказательства своего вмешательства. Но это скорее нужно людям неверующим, тем же врачам, например. А наши прихожане и так знают, что святитель Лука жив, и он наш первый помощник.

— Расскажите самую яркую историю такой помощи.

— У меня нет яркой истории... Они все достаточно просты, чтобы какую-то из них выделить. Просто люди на приходе говорят: «да, мне святой помогал, у меня очень хорошо прошла операция, я молилась и чувствовала его помощь, мне легко сейчас». И таких случаев много, но их можно назвать «шаблонными».

Я не очень люблю экзальтированные рассказы о каких-то откровениях. Я боюсь за людей, которые об этом рассказывают, потому что в этом может таиться духовная болезнь. Поэтому, слава Богу, что нам помогает святитель, и большей милости нам не надо.

— Вас многое связывает со святителем Лукой, отсюда можно предположить, что он сыграл особенную роль в Вашей жизни. Что Вы об этом можете рассказать?

— Господь обращается к нам на том языке, который нам понятен. Например, кто-то замечает какие-то события, происходящие с ним. А я вижу Промысл Божий в своей жизни по датам. Например, между первым посещением мною раки мощей преподобного Агапита (у нас же община и в честь преподобного Агапита Печерского) и моей священнической хиротонией прошло ровно десять лет, день в день.

Помню, это было 1 сентября 2002 года, я был тогда в Лавре, а когда выходил, увидел объявление о наборе в катехизаторскую школу при храме Агапита Печерского. Я записался, начал заниматься и, собственно говоря, здесь и остался.

Поэтому, и святитель Лука, видимо, похожим языком со мной общается. Я читаю эти послания, и должен их слушаться. Но я могу, конечно, ошибаться. Это моя догадка. Я прекрасно осознаю, что могу быть в прелести в этом вопросе. Поэтому часто спрашиваю себя: что я здесь делаю, почему все так вышло в моей жизни? И только вот такие догадки могут что-то объяснить.

— Как Вы думаете, почему Бог так прославил святителя Луку, сделал его великим святым, поставив вровень с древними праведниками?

— Когда святитель Лука в начале 1920-х принял священнический сан, он прекрасно понимал, куда он идет и что его ждет впереди. Вот эта ревность, неустрашимость, верность Богу, видимо, и сделала его таким необычайным человеком, на которого у Господа был особый промысел. Как сказано в Писании: «вселюсь в них и буду ходить в них» (2 Кор. 6:16), и в богослужебных текстах мы находим: «Во святых почиваеши... Тебе славу воссылаем...».

Святитель Лука ведь много раз был на краю гибели. В его жизни было так, что вот, ещё пару минут, и его расстреляют, или ещё что-то, и его не станет. Господь, с одной стороны, так его испытывал, а с другой, прославлял Себя в этом святом. Он хранит Своих рабов, даёт им силу, которой никто не сможет противостать.

— Возьму на себя смелость сказать, что сейчас тоже непростое время, особенно для пастырей и врачей. Как, по Вашему, есть ли у современников путь подражания святителю Луке и почему таких людей очень мало?

— Их всегда было мало, потому что не может на земле быть много золота. Много может быть всякой руды, угля, например. А золота не бывает много, как и изумрудов. Но я думаю, и сейчас есть такие врачи, конечно.

Поскольку наш храм находится рядом с медуниверситетом, то, мы часто сталкиваемся с врачами, и наш приход состоит отчасти тоже из врачей. У нас их много на приходе и даже есть такая, знаете, маленькая «мафия», когда прихожане имеют возможность обратиться практически к любому специалисту.

В чём, собственно, секрет хорошего врача? В служении. Когда человек обрекает себя на служение, вверяет себя целиком и полностью Богу, ему сразу становится легко, потому что он уже не по своей воле поступает. Влекомый Божьей волей он находится под опекой гораздо более серьёзного, крепкого и умного Врача. И тогда врач является всего лишь инструментом — скальпелем, зажимом — в Его руках, а Он делает операцию, Он назначает лечение, проводит все манипуляции.

С одной стороны, это тяжело, ведь такой врач отказывается от своей воли, идёт туда, куда его совесть зовёт. А с другой, он спокоен, потому что не столько своими умениями врачует, сколько Божьими. И результат совершенно другой.

Беседовал Олег Карпенко
Источник