Служба Благовещению Пресвятой Богородицы. Всенощное бдение и Вечерня с Божественной Литургией

Праздник Благовещения совершается в воспоминание явления Пресвятой Деве Марии Архангела Гавриила и возвещения им тайны воплощения от Неё Иисуса Христа, Спасителя міра.

По достижении совершеннолетия, согласно обычаю, имевшему силу закона, Пресвятая Дева Мария – хотя и неохотно – оставила храм Иерусалимский и вручена была престарелому плотнику Иосифу-Обручнику, или хранителю девства Её. Иосиф происходил из одного с Ней колена и взял Её к себе, чтобы под видом супружества быть Её защитником. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева большую часть времени проводила в уединении и безмолвии, занималась богомыслием и молитвою, чтением Священного Писания и рукоделием.

Спустя четыре месяца по обручении, во время Её молитвенных размышлений, предстал пред Ней Архангел Гавриил и произнёс: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между жёнами». Явление Архангела не устрашило Марии, но его приветствие смутило своей необычностью. Желая успокоить Марию и уверить в истине своего приветствия, Архангел Гавриил сообщил Ей, что Своим глубоким смиренномудрием Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Материю Сына Божия.

Для большего удостоверения Пречистой Девы Архангел возвестил Ей тайну воплощения Сына Божия теми же словами, в каких предсказал об этом событии пророк Исаия: «И вот зачнёшь, во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Мария не усомнилась в словах Божественного посланника, но выказала недоумение, как может родиться сын у той, которая обрекла себя на девство. В разъяснение Её смиренного недоумения Архангел открыл Ей истину, которую он принёс от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Благовещение в этом году приходится на понедельник Седмицы Ваий, которая готовит верующих к воспоминанию двух событий, прямо предшествующих Страстям Господним. Это Воскрешение Лазаря (иначе — Лазарева Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (иначе — Неделя Ваий). Поэтому многие песнопения вспоминают эти события и связанные с ними.

Подробно события Лазаревой субботы изложены в Евангелии: Ин 11:1-45.

События Недели Ваий — Ин 12:1-18.

Лазарева суббота — суббота перед Вербным воскресеньем, в этот день православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря.

Святой Лазарь был братом Марфы и Марии, жил с сёстрами неподалёку от Иерусалима, в селении Вифания. Христос часто посещал их дом, а Лазаря называл своим другом. Однажды Лазарь заболел, и когда весть об этом дошла до Христа, Он сказал: «Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий». Лазарь скончался за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию. Услышав о смерти Лазаря, «Иисус прослезился», — говорится в Евангелии (Ин 11:35). Но Христос велел отнять камень от пещеры, в которой похоронили праведника, и воззвал к нему: «Лазарь! Иди вон». Умерший воскрес и вышел из погребальной пещеры. Весть о чуде быстро разнеслась по Иудее. И когда на следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом ослёнке, множество людей встречало Его как царя. Они постилали на Его пути свои одежды и пальмовые ветви, символом которых в России являются вербы. А святой Лазарь после своего воскрешения прожил ещё 30 лет — он был епископом на Кипре и проповедовал христианство.

Осмысление событий Лазаревой Субботы в богословском отношении тесно переплетается с осмыслением притчи о жестоком богаче и нищем Лазаре (Лк 16:19-31).

 Служба Благовещению Пресвятой Богородицы. Всенощное бдение и Вечерня с Божественной Литургией