Вход Господень в Иерусалим. Неделя Ваий

В субботу пред неделею Ваий (Лазарева суббота) св. Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Лазаря (Ин гл. 11.), как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и удостоверение в общем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…»

Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Об этом событии рассказывают в своих Евангелиях все четыре евангелиста (см. Мф 21:111; Мк 11:111;Лк 19:2944; Ин 12:1219).За шесть дней до Пасхи пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мёртвых. Пасха в тот год совершалась в пятницу вечером; следовательно, пришествие Господа в Вифанию
за шесть дней до пятницы падает на предшествующую субботу. Там (то есть в Вифании) приготовили Ему вечерю (ужин). Его вифанские друзья — Лазарь, Марфа и Мария — приготовили её, конечно, в своём доме, чему подтверждением служат следующие за этим слова, что Марфа служила как хозяйка дома, а Лазарь был одним из возлежащих с ним. Указание на Лазаря евангелист делает, несомненно, ради напоминания о недавно случившемся великом чуде Господа, совершённом над Лазарем. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мvра, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его; и дом на полнился благоуханием от мvра. На Востоке был обычай возливать на почетных гостей мvро, и Иисус во время Своей земной жизни (по крайней мере, как сообщают евангелисты) был трижды помазан мvром на вечерях в разных домах. Иуда Искариотский, также бывший на вечери, сказал: «Для чего бы не продать это мvро за триста динариев и не раздать нищим?». Евангелист замечает, что Иуда лгал, когда говорил так. Истинное же побуждение Иуды заключено было в его сребролюбии. Иуда заведовал денежным ящиком в малом обществе Иисусовом, и из подаяний, которые опускали в него, крал. Приношения эти со стороны расположенных ко Господу лиц назначались на обыденные нужды малого общества Христова, а равно для раздачи нищим...

Толпы богомольцев, шедшие в Иерусалим на праздник Пасхи также, как и Иисус, узнав, что Он находится в Вифании, зашли туда, чтобы посмотреть и послушать Его, а также и для того, чтобы увидеть воскрешённого Лазаря, ибо слава о чудесном событии облетела уже далеко окрестности Вифании. Многие, увидев Лазаря живым, уверовали в Иисуса, а старейшины и представители синедриона еще более усилились в своей вражде к Нему. Ослеплённые злобою, они решили убить и Его и воскрешённого Им Лазаря, дабы стереть даже всякие следы совершённого Иисусом Христом чуда...

vhod-gospoden-1

Палех. XIX век. Происходит из церкви Григория Неокесарийского в Москве/pravoslavie.ru

На другой день после субботы Господь пошёл в Иерусалим. Множество народа (то есть, главным образом, пришедшие на праздник, а не жители Иерусалима, которые были запуганы синедрионом и фарисеями) взяли пальмовые ветви и пошли к Иисусу навстречу. Пальма на Востоке служит символом крепости и красоты, ветви её в руках — символ радости и торжества. Шествие получилось очень торжественное. К Вифании шли огромные толпы вышедшего навстречу из Иерусалима народа. Все восклицали: Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! «Осанна», собственно, значит «спаси, даруй спасение». Это слово иудеи употребляли как народное восклицание, выражавшее радость, особенно при празднествах; этим народ изъявлял свою радость и благожелания Сыну Давидову, то есть Мессии.

Иисусу подвели осла, и Он, воссевши на него, продолжал путь по дороге, усеянной пальмовыми ветвями и покрытой одеждами народа...

У евреев был обычай: цари и победители въезжали Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках, встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета (см. Зах. 9:9), Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мiра сего (Ин 18:36), как Победитель греха и смерти. Еврейский народ, находившийся под римским игом, ожидал Мессию как политического освободителя, и всем казалось, что Чудотворец, вчера воскресивший Лазаря и некогда накормивший 5 тысяч народа, вполне может быть именно тем земным вождем, который приведёт свой народ к политической независимости и земному царству наслаждения.

Из находившихся тогда на улицах Иерусалима только Один Христос знал, что вместо земного царства Он приносит человеку Царство Небесное, вместо избавления от земного рабства Он освобождает человека от рабства гораздо худшего – от рабства греху. Он Один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, ведет к Кресту и Голгофе. Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для того, чтобы показать, что страдания Спасителя были вольными.

Господь знал, как непостоянен народ и как переменчива толпа. Своим всеведением он провидел, что не пройдёт и недели, как возгласы «Осанна Сыну Давидову» сменятся воплями «Возьми, возьми, распни Его», и что эти ужасные слова будет кричать тот самый народ, который только что восторженно встречал Его. Это наполнило глубокой скорбью Его Святейшую Душу. Одно было утешительно и радостно для Спасителя при Его входе в храм: это – чистые детские голоса, от чистой души и чистого сердца восклицавшие Ему: «Осанна Сыну Давидову». Вот этому радовался Господь, ибо это был чистый детский восторг, и дети – как дети, от всего сердца — радовались и торжествовали, не понимая, как должно, всего происходящего, но непосредственно выражая Ему свои восторг и любовь.

Подобно сему и мы в этот великий праздник держим в руках вербы – «ваии» – с возжёнными свечами – «знамение победы», и взываем Господу как Победителю ада и смерти: «Осанна, Бог Господь, и явися нам».

От обычая употреблять в этот праздник ваии (пальмовые ветки) он и называется «Неделею Ваий», а в просторечии – «Вербным Воскресеньем» по замене у нас ваий вербою, как ранее других древесных ветвей дающей почку.

СЛУЖБА ВХОДУ ГОСПОДНЮ ВО ИЕРУСАЛИМ. Всенощное бдение и Божественная Литургия